Творческая деятельность журналиста.
Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как руководитель СМИ и его подразделений, редактор (продюсер и т.д.), организатор, автор при подготовке номера, программы, пресс-релиза и т.д. Редакция как творческий коллектив.
Роль аудитории в определении информационной политики. Расчетная, реальная, потенциальная аудитория. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Представления о потребностях, интересах, мотивах, предпочтениях, запросах аудитории.
Основы рекламы и связей с общественностью.Реклама в обществе. Функции рекламы. Социальные и асоциальные эффекты рекламы. Психология воздействия рекламы на потребителя. Слагаемые рекламной коммуникации. Реклама и Public Relations. Основные функции и обязанности специалистов по связям с общественностью и рекламе. Создание информационного поля в общей стратегии компании.Главные функции и задачи организации работы современной пресс-службы. Основные функциональные обязанности пресс-секретаря и задачи при взаимодействии со СМИ. Основные виды пресс-мероприятий: характеристика, особенности планирования и проведения.
Основы письменной коммуникации и классификация PR-материалов. Отличительные характеристики рекламных и имиджевых текстов.
Вопросы по разделу:1. Журналистика в системе средств массовой коммуникации. Значение стереотипов для процессов массовой коммуникации.
2. Основные тенденции развития современных медиасистем (глобализация, дигитализация, диверсификация, конвергенция, мобильная журналистика).
3. Конвергенция СМИ и мультимедиатизация контента (приведите примеры)
4. Периодическая печать в системе современных отечественных СМИ.(Типологические изменения печати в условиях рынка; аудитория и основные типы газетной и журнальной периодики).
5. Интерактивность современных СМИ. (Приведите примеры).
6. Жанровая структура современной телевизионной журналистики. Соотношение жанра и формата.
7. Репортаж в печати, на телевидении и радио. Классификация репортажа.
8. Социальные и асоциальные эффекты рекламы.
9. Реклама и PR: общее и различия.
10. Основные функции в сфере рекламы и связей с общественностью
11. Структура и принципы организации современной пресс-службы
12. Публицистика в современных СМИ. (Колумнисты и обозреватели качественных и массовых изданий).
13. Особенности государственной, коммерческой и общественной моделей телевидения и радиовещания.
14. Новые направления и формы радиовещания (Приведите примеры).
15. Развлекательная функция телевидения. Телезрелища. Инфотеймент.
16. Информационные агентства: статус и современная практика. (Приведите примеры)
17. Основные виды Интернет-СМИ и «новых медиа». Сходства и различия интернет СМИ и «новых медиа» (приведите примеры).
18. Политическая журналистика: СМИ и выборы. (Приведите примеры)
19. Социальная проблематика в СМИ. (Приведите примеры)
20. Образовательная и просветительская функции телевидения. Эдьютеймент.
V раздел
Правовые и этические основы журналистской работы 1. Правовые основы журналистикиПравовые основы журналистики как профессиональной деятельности, связанной с созданием, получением, обработкой, использованием и передачей информации. Основы информационного права и содержание информационного и смежного законодательства в свете конституционных норм о правах граждан и организаций на информацию.Систематизация общеправовых вопросов, правового регулирования деятельности СМИ и статуса журналистов как профессиональных участников информационного обмена, проблем международного гуманитарного права, касающихся деятельности СМИПрава СМИ. Информационное законодательство. Понятие свободы мысли и слова. Информация как объект правоотношений. Правовое обеспечение свободы СМИ и защиты общества от злоупотребления этой свободой.Система информационного законодательства. Конституция РФ как основополагающий акт высшей юридической силы.СМИ и журналисты как специальные субъекты информационных отношений. Правовой статус журналиста. Ответственность журналиста.Авторское право и законодательство об интеллектуальной собственности.Вопросы к разделу:1. Закон РФ «О средствах массовой информации». Значение правовых норм общего характера в регулировании журналистской деятельности.2. Порядок работы журналиста с информацией: принципы и ограничения. Открытая информация и информация ограниченного доступа.
3. Деятельность сетевых СМИ и проблемы правового регулирования информационного обмена в Интернете.
4. Злоупотребление свободой массовой информации: виды нарушений и ответственность за их совершение.
5. Основные принципы и нормы международного гуманитарного права о защите журналистов, находящихся в зоне вооруженного конфликта.
Нормативные источники:
Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним. – М.: Междунар. Ком. Красного Креста, 1997. - 318 с.
Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Глава 2 (ст. 17-64), Глава3 (ст.71, 72, 73).
Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями). Часть первая: ст. 139, 150 – 152.1. Часть вторая: ст. 857, 946, 1099, 1100, 1101
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения). Глава 5 (ст.5.9.– 5.14.), Глава 6 (ст.6.13), Глава 13 (ст.13.11; 13.14 – 13.23), Глава 14 (ст.14.3), Глава 15 (ст.15.24)
Уголовный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями): ст. 129; 130; 137; 138; 140; 144; 146; 155; 180; 182; 183; 237; 242; 272 – 276; 280 – 283; 297; 298; 310; 311; 319; 320; 354.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. “О средствах массовой информации” (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”