Специализация в рамках профессии: работа аналитика.
Субъекты медиапроцесса: от редактора до корреспондента.
Во главе редакции газеты или журнала стоит главный редактор, который полностью отвечает за все направления деятельности вверенного ему СМИ: подбор и расстановку кадров, организацию их работы, общее идейное направление издания, его творческое лицо и художественное оформление, тираж, экономические показатели работы. Это, однако, не значит, что принцип единоначалия делает главного редактора независимым ни от кого и ни от чего.
У каждого издания есть учредитель – частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив редакции, которые основали данную газету или журнал, имеют определенные права собственности на печатную продукцию издания, редакционное имущество, определяет направленность издания, в соответствии с которым строится творческая деятельность редакции.
Материально-техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Довольно часто учредитель и издатель создают попечительский или редакционный совет. Редакционный совет участвует в разработке долгосрочной идейно-художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, обсуждает кадровые вопросы.
У главного редактора есть один или несколько заместителей. Во втором случае первый заместитель выполняет обязанности главного редактора во время его отсутствия. Обычно же заместители главного редактора несут полную персональную ответственность за то или иное направление в деятельности редакции, выполняют любые, как правило, особо сложные и ответственные задания главного редактора.
Третьим человеком в редакции, после главного редактора и его первого заместителя, считается ответственный секретарь, возглавляющий особое подразделение – секретариат. Сотрудники секретариата осуществляют тематическое планирование каждого отдельного номера, дают заказы в отделы, принимают готовые материалы, отвечают за иллюстрации (отдел фотоиллюстраций, художники и ретушеры, операторы компьютерного набора и верстки, напрямую подчиняются секретариату). Важнейшим участком работы и, так сказать, готовой продукцией секретариата является макет номера.
Для внутриредакционной структуры характерно деление на так называемые отраслевые отделы – журналистские подразделения, отвечающие за освещение того или иного тематического направления в зависимости от общей направленности издания. Это могут быть отделы экономики и бизнеса, внутренней политики и международный отдел, культуры, писем, спорта.
Во главе каждого отдела – заведующий (шеф-редактор), в подчинении у него работают, по преимуществу, корреспонденты и литсотрудники.
Выпуск газеты или журнала – дело весьма дорогостоящее. Цены на бумагу, полиграфические услуги и особенно за доставку номеров читателям столь высоки, что никакая подписная цена не может обеспечить рентабельности издания. Важный резерв в финансировании работы редакции – публикация платной рекламы. Поэтому важную роль в редакционной структуре играют рекламные отделы. В последнее время создание рекламы принято считать особым видом журналистской деятельности.
Сегодня почти все издания предпочитают иметь в составе редакции отделы распространения – службы технического порядка, но от них в значительной мере зависит тираж и уровень популярности издания.
Публицист в массмедиа (очеркист, эссеист, критик, обозреватель).
Очеркист (журналист)
Должностные обязанности
· Предлагает описание актуальных проблем на примере конкретной личности в художественной или документальной форме, предельно точно воспроизводящей реальные факты.
· Развитие действия очеркист показывает в образной форме; чаще, чем авторы других жанров, "вмешивается" в ход описываемых событий от первого лица.
· Снабжает материал публицистическими рассуждениями, научными обобщениями.
· Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем.
· Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала.
· Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора.
· Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам.
Должен знать
· Законодательство о средствах массовой информации.
· Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития.
· Этику журналистской деятельности.
· Композиционные особенности очерков, виды очерков, способы создания произведений в жанре "очерк".
· Специфику информационной работы.
· Основы газетно-журнального производства.
· Методы редактирования.
· Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
· Грамматику и стилистику русского языка.
· Правила внутреннего трудового распорядка.
· Правила по охране труда.
· Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации
· Высшее образование (журналистское, филологическое).
· Наличие портфолио опубликованных работ.
Компетенции
· Творческое мышление и литературные способности.
· Эрудированность.
· Любознательность.
· Коммуникабельность.
· Аналитический склад ума.
· Стрессоустойчивость.
· Умение работать в команде.
· Объективность.
Эссеисты
Эссеист — автор эссе; писатель, который пишет эссеистические произведения.
Эссе (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»).
В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.
В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо).
В качестве эссеистов выступали, например, в XIX веке Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд, Оскар Уайльд, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.
К известным эссеистам XX века можно отнести Б. Шоу, Г. Уэллса, Г. К. Честертона, Дж. Оруэлла, Т. Манна, Р. Роллана, А. Моруа, Ж. П. Сартра, И. А. Бродского, Ч. Милоша.
Критики
Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.
Различают кинокритиков, специализирующихся в области кинематографии, литературных критиков, работающих с произведениями художественной литературы, музыкальных критиков и театральных критиков, а также художественных критиков, предмет занятий которых составляют изобразительные искусства. К критикам относят знатоков и ценителей, обычно профессионально подготовленных, которые регулярно оценивают и интепретируют концерты, спектакли, произведения различных искусств и, как правило, публикуют свои наблюдения и суждения в периодических изданиях.
Критика отличает объективное, взвешенное, аргументированное мнение. Чтобы грамотно доказать свою точку зрения, специалисту нужно прекрасно разбираться в том виде искусства, которое он критикует.
Личные качества
- тонкий вкус
- внимательность
- образное мышление
- хорошая память
- тактичность
К традиционно сложившейся группе профессий литературных, музыкальных, театральных критиков и позднее возникшей кинокритика примыкают сравнительно недавно появившиеся профессии ресторанного критика, а также критика видеоигр.
Образование
Специальности «Критика» в вузах не существует, но в творческих и гуманитарных институтах есть факультеты теории и истории искусств, выпускники которых вполне могут считаться профессиональными критиками. Обычно они специализируются в одной из пяти областей искусства: литература, музыка, кино, изобразительное искусства, театр.
Критики могут работать в газетах, журналах, на телевидении и пр.
Карьера и зарплата зависят от специализации критика.
Обозреватель
Должностные обязанности
· Обеспечивает редакцию оперативной информацией, готовит собственные публикации.
· Обеспечивает соответствующие подразделения редакции обобщающей информацией по соответствующим направлениям деятельности (экономической, политической, социальной, культурной и пр.) закрепленных за ним объектов или регионов.
· Готовит к публикации аналитические, обобщающие, обзорные материалы по закрепленной за ним проблематике с широким привлечением документов и материалов, по материалам зарубежной, федеральной и региональной прессы, а также других источников (в том числе и конфиденциальных) с обязательным выражением собственного мнения по рассматриваемому вопросу.
· Устанавливает контакты по заданию редактора или по собственной инициативе с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями для получения необходимой информации; своевременно информирует редакцию о предстоящих событиях.
· Осуществляет подготовку обзоров событий с их анализом за конкретные промежутки времени.
· Изучает собранную информацию, обрабатывает материалы, представляет их в виде интервью, публикаций, комментариев по определенной тематике, осуществляет подготовку очерков, статей.
· Производит проверку достоверности полученной информации, выполняет иные требования законодательства о средствах массовой информации.
· Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов редакции, разрабатывает предложения по освещению отдельных тем, осуществляет поиск новых тем.
· Редактирует авторские материалы.
· Составляет подборки, рубрики, готовит их для печати и выпускает их в соответствии с утвержденным графиком.
· Устанавливает и поддерживает контакты с исследовательскими и аналитическими компаниями.
· Обобщает материалы внештатных корреспондентов.
· Ставит в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала.
· Подготавливает обязательный минимум информации, установленный распоряжением главного редактора.
· Готовит тематические, аналитические справки и другие служебные документы.
· Оказывает содействие арт-директору СМИ в подборе иллюстраций к лично написанным материалам.
Должен знать
· Законодательство о средствах массовой информации.
· Профиль, специализацию, структуру СМИ, перспективы его развития.
· Этику журналистской деятельности.
· Специфику информационной работы.
· Основы газетно-журнального производства.
· Методику проведения рыночных и социологических исследований, подготовки аналитических отчетов.
· Методы подготовки материалов в печать.
· Методы редактирования.
· Грамматику и стилистику русского языка.
· Правила пользования записывающим оборудованием, диктофонами.
· Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
· Правила внутреннего трудового распорядка.
· Правила по охране труда.
· Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации
· Высшее образование (журналистское, филологическое).
· Опыт проведения рыночных и социологических исследований, подготовки аналитических отчетов.
· Обладание специальными знаниями по конкретной тематике раздела/рубрики.
· Наличие портфолио опубликованных работ.
Компетенции
· Творческое мышление и литературные способности.
· Аналитический склад ума.
· Коммуникабельность.
· Умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватные решения.
· Способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности.
· Эрудированность.
· Любознательность.
· Объективность.
· Стрессоустойчивость.
· Умение работать в команде.