Гражданское общество: понятие, структура, функции

Т. Гоббс, английский философ:

Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство.

Дж. Локк, английский философ:

Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Ш. Монтескье, французский философ:

Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Т. Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие философы, экономисты и социологи:

Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

Идея гражданского общества - это идея развития: человека несовершенного - к более развитому и цивилизованному, общества деспотичного - к демократическому; это идея преобразования совместной жизни людей в обществе, превращения человека в личность, "гражданина общества". Порожденная противопоставлением абсолютистской власти монарха сфере жизнедеятельности человека, в которую она не могла вмешиваться, концепция гражданского общества базировалась на идее свободы личности. Идея свободы личности - ее автономии, неприкосновенности личной сферы, частной собственности - в концепции гражданского общества выступает основным параметром, задающим качество внутренней политики государства, государственно-правовой деятельности.

Гражданское общество характеризуется определенной степенью развития государства, его способностью обеспечить те или иные права и свободы. Во всех государствах предпосылкой для формирования основ гражданского общества, воплощения отдельных его черт выступает определенное качество общественных отношений. Если в эпоху зарождения идеи гражданского общества его существование связывалось с уважением человеческой личности, признанием естественных прав человека, свободой собственности и т.п., то позднее - с утверждением демократии, свободы личности, правовым равенством, в новейшее время - с относительной самостоятельностью сферы публичных и частных отношений, политической власти и отношений собственности. Гражданское общество вызревает на суверенности личности: каждый член общества может автономно устанавливать социальные связи, выбирать профессию, вступать в различные ассоциации. Гражданское общество формируется по мере осознания каждым членом общества самоценности, личной самореализуемости, собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах.

Важнейшим условием утверждения гражданского общества является признание и защита частной собственности. Частная собственность - основа, на которой строится индивидуальная и коллективная инициатива. Это источник саморазвития общества. Охрана частной собственности, покровительство собственности, по сути, главная функция государства. Из утверждения частной собственности проистекает экономическая независимость граждан - гарантия их самостоятельности, ответственности, заинтересованности в защите общественных интересов, повышении собственного интеллектуального уровня, склонность к дисциплинированности, воздержанию от противоправного поведения и т.п.

Гражданское общество в современной трактовке - это такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое сформировалось в ходе естественно складывающихся условий и развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве, саморегулирования без вмешательства государства либо при его минимальном участии. Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в сферу гражданского общества, но также обязано ограждать ее от любого внешнего вторжения, активизируя свою охранительную функцию. Хотя область действия частных интересов в гражданском обществе - сфера саморегулируемая, защиту ее от произвола государство осуществляет через законодательство, установлением правового порядка.

Конечно же, независимость сфер гражданского общества и государства нельзя абсолютизировать: государство устанавливает "правила игры" и меру должного и допустимого в пределах осуществления "суверенных" прав индивидов. Осознание своего гражданского долга вовлекает человека в сферу общественного взаимодействия. Потребность личности в самореализации, раскрытии разносторонних человеческих способностей может быть практически соединена с запросами современного общества в силу общности политических, социальных и иных условий жизни граждан.

Содержательный аспект взаимосвязей в гражданском обществе включает разнообразные отношения в сфере экономических, этнических, культурных, религиозных, языковых, региональных, профессиональных, семейных, нравственных и иных отношений. Причем он охватывает преимущественно публичную сферу жизни человека в обществе и в той мере, в какой она представляется свободной, открытой, доступной для всех членов общества. Субъектов гражданского общества могут связывать и политические отношения, не опосредованные государством: выступая как первичные субъекты политической жизни, индивиды могут объединяться в группы по интересам, политические партии, движения гражданских инициатив. Субъекты в гражданском обществе добровольно возлагают на себя функции общественного деятеля, не ограничивая собственные интересы частной, приватной жизнью.

Гражданское общество имеет специфическую структуру отношений:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, хозяйственные кооперации, ассоциация, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные и другие объединения).

2. Совокупность государственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других. Это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти [Чуланов 2001].

Характер связей в гражданском обществе имеет горизонтальную, одноуровневую направленность и не устанавливает субординационного порядка: это отношения солидарности и соперничества равноправных партнеров. Интересы отдельных субъектов могут сталкиваться, противоборствовать, что не только не разрушает гражданское общество, но, напротив, создает предпосылки к возникновению иных общих точек соприкосновения. Кроме того, через общественные объединения политической или политизированной идеологической направленности происходит обеспечение влияния гражданского общества на политическую сферу государства. Именно идеологический "продукт" гражданского общества - сложившиеся в общественном сознании установки - находит дальнейшее воплощение в правовой политике государства, правовых нормах, материальном праве. Влияние гражданского общества на политическую власть происходит на уровне формирования взаимосогласованной идеологии. Гражданское общество задает пределы вмешательства государства и его функции по отношению к гражданскому обществу (институты гражданского общества как таковые политической власти не имеют). Партийные формирования, профессиональные и корпоративные союзы, товарищества собственников, общественные движения, гражданские фронты и гражданские форумы способны подчинять собственным интересам государство. Влияние государства на управление гражданским обществом осуществляется посредством демократических институтов.

Несмотря на значительный интерес к концепции гражданского общества и идеализацию его институтов, возникающий, как правило, периодически как запрос на нерешаемые или пока нерешенные официальной властью проблемы людей, гражданское общество - это не единичная реакция на ситуацию, складывающуюся в государстве. Ситуационность - скорее, характеристика решаемых в разное время государством задач, а не свойство гражданского общества. Гражданское общество, представляемое в виде идеальной конструкции, часто имеет существенные отличия от реально существующего и обеспеченного правовыми нормами. Более того, в определенные исторические периоды гражданское общество нуждается в применении мер по поддержанию эффективности его институтов для укрепления стабильности демократического порядка и базовых общечеловеческих ценностей во избежание укоренения тенденций к авторитарному правлению.

Обозначим основные черты гражданского общества.

Во-первых, гражданское общество целесообразно рассматривать как материал политического сообщества, элемент демократии, как инструмент демократических преобразований. Гражданское общество выступает и как элемент общественной интеграции: интеграции территориальной, внутриобщественной по признаку национальному, конфессиональному, корпоративному, объединения элит и масс и т.п.

Во-вторых, субъектный состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей, единолично либо коллективно строящих отношения на основе свободы выбора. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций, групп людей, отдельных индивидов. Причастность к гражданскому обществу характеризует политическую развитость человека. Гражданское общество - сфера самодеятельности свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан, не зависящих в своей деятельности от органов и учреждений государства.

В-третьих, существование гражданского общества как саморегулируемой системы обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты демократических, политических и экономических свобод в случае их ущемления.

В-четвертых, в построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства. Более того, независимость от государства обеспечивает самому государству демократический политический режим.

В-пятых, формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

В-шестых, утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

• На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

• На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

• Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

• Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

• Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

• Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

• Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Наши рекомендации