Формирование регионального ТВ как средства массовой информации в 1950-х г.г. Роль местных студий в творческом развитии телевидения.
Средства массовой информации имели огромное идеологическое значение в советский период Российской истории. Вначале 1950-х гг. после создания Центральной студии телевидения, телевидение завоевывает зрительское внимание и огромную популярность. Именно на него партийное руководство начинает возлагать большие надежды и включать в орбиту идеологической работы.
С приходом администрации Н.С. Хрущева создается иллюзия демократизации общества. Общественные силы по всей стране приходят в движение. Осенью 1953 года радиотехники любители подняли вопрос о создании в Казани малого телецентра, который они создали своими руками.
27 февраля 1955 года в день выборов в Советы малым телецентром был показан первый кинофильм «Большой вальс» и испытательная таблица. В газете «Правда» отмечалось, что «первые пробные передачи показали удовлетворительное качество изображения и звука» [1].
В 1950-х годах телевидение обходилось главным образом концертными программами, в отличие от радио, которое было ориентировано на трансляцию серьезной информации. На Центральном телевидении в музыкальных программах ведущее место заняли классические произведения. Так, появился цикл «По страницам любимых опер», программы «Музыкальный словарь», «Музыкальная викторина». С 1954 года еженедельно начал выходить телевизионный журнал «Искусство», в котором выступали писатели и деятели культуры.
Необходимо отметить, что из средств массовой информации в исследуемый период телевидение носило ярко выраженный развлекательный характер, что создавало иллюзию свободы от идеологического прессинга. Телевидение ненавязчиво формировало не только модель поведения советского человека, но и само понятие «советская культура». В 1958 году на Центральной студии телевидения была создана молодежная редакция, произошла дифференциация передач по интересам зрительских групп.
Об усилении роли телевидения в системе СМИ говорит тот факт, что в 1957 правительство приняло решение о выведении радио и телевидения из системы Министерства культуры. Был создан Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. В 1957 г. партийно-государственным руководством страны был взят курс на повсеместное развитие телевещания – планировалось продолжить электрификацию районов и «охватить телевизионным вещанием большую часть СССР»[2].
Министерство культуры в 1950-1960-е гг. фактически выполняет хозяйственные функции, решает мелкие административные вопросы. Вопросы утверждения сетки вещания, плана работ, подборки материалов, введения новых передач, содержания передач решались партийными и высшими государственными органами. На местах были созданы первичные партийные организации Комитета по телевидению и радиовещанию.
В 1957 году малый телецентр вошел в состав образованного Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров ТАССР. В 1958 году Комитет возглавил М. Долгов. С этого времени значительно увеличивается количество телепередач, появляются студийные передачи, которых в середине 1950-х годов еще не было.
Приоритет информационного подхода на республиканском ТВ в начале 1960-х г.г.
В начале 1960-х гг. на республиканском телевидении появляются редакции. В 1961 году молодежная редакция вошла в редакцию общественно-политического вещания, которая отвечала за политическую и пропагандистскую информацию. Это свидетельствует о том, что идеологическому воспитанию молодежи партийно-государственное руководство страны уделяет особое внимание.
Надо отметить, что в отличие от радио региональное телевещание в конце 1950-х – начале 1960-х годов не занималось открытой пропагандой.
В этом отношении интересно высказывание В. И. Федоровой, занимавшей в исследуемый период пост Главного редактора Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.[5] Она сформулировала принципы работы телевидения в 1950-х – начале 1960-х годах: во-первых, найти специфику телевидения не как средства информации, а как самостоятельного вида творчества. Во-вторых, надо помнить, что «наш зритель - узкий семейный круг или один человек, и мы с ним общаемся с глазу на глаз», соответственно никакой патетики, «нормальный разговорный язык». В-третьих, никакой лобовой пропаганды. Любая идея должна преподноситься через «левое ухо».