Особенности ТВ, как средства массовой информации. ТВ – «плод ума и рук» ученых и изобретателей мирового сообщества.
Особенности ТВ, как средства массовой информации. ТВ – «плод ума и рук» ученых и изобретателей мирового сообщества.
Особенности телевидения как средства массовой информации Телевидение – звено, опосредующее связь информатора и аудитории, которое выступает в виде регулярно секционирующей системы, опирающейся на мощную, самую современную, постоянно обновляющуюся технику, вбирающую в себя многие передовые научно-технические идеи. В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщения – информатор представляет собой некоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах другой систем» более высокого уровня – партии, класса, социальной группы. Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте. Особенностями средств массовой информации, и, прежде всего телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются: 1. Обращенность к аудитории опосредованно, через определенный способ доставки информации – печать, радио, телевидение. 2. Преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и ее получателем. 3. Быстрота, скорость распространения информации, вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения. 4. Определенная, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений. 5. Универсальность, всеобщность массовой информации.
Телевидение – плод «ума и рук» ученых и изобретателей мирового сообщества (Гамильтон, Максвелл, Фарадей, Герц, Попов, Маркони, Розинг, Нипков, Зворыкин)
Проблема периодизации истории российского ТВ. Вехи отечественной истории ТВ.
Имеется несколько подходов: 1) Урбалов, Чирков – технологический аспект, разделяют историю по нововведениям в технические средства; 2) Юровский – основные теоретический журнализм – тенденция в развитии журналистики: а) подготовка и освоение телепрограмм, поисков форм и определение тематики вещания 1950г; в) совершенствование тематических жанров, расширение аудитории, начало централизации телевизионного вещания 1960-1970г.; г) окончательное обретение ТВ политической и профессиональной зрелости 1980г.; 3) Кузнецов, Петров, Егоров – а же теория; 4) Березин – синтезирует 2 подхода и предлагает следующее: 1930-1940гг – назвал техническим периодом; 50-60г. – романтический период; патриотическая активность; 70-80г. – реалистический период; 1991г. Послеэклектичный – советских, партийных с безответственой свободой; 5) Ружников – главные события исторической страны.
Приоритет информационного подхода на республиканском ТВ в начале 1960-х г.г.
В начале 1960-х гг. на республиканском телевидении появляются редакции. В 1961 году молодежная редакция вошла в редакцию общественно-политического вещания, которая отвечала за политическую и пропагандистскую информацию. Это свидетельствует о том, что идеологическому воспитанию молодежи партийно-государственное руководство страны уделяет особое внимание.
Надо отметить, что в отличие от радио региональное телевещание в конце 1950-х – начале 1960-х годов не занималось открытой пропагандой.
В этом отношении интересно высказывание В. И. Федоровой, занимавшей в исследуемый период пост Главного редактора Главной редакции для детей и молодежи Центрального телевидения.[5] Она сформулировала принципы работы телевидения в 1950-х – начале 1960-х годах: во-первых, найти специфику телевидения не как средства информации, а как самостоятельного вида творчества. Во-вторых, надо помнить, что «наш зритель - узкий семейный круг или один человек, и мы с ним общаемся с глазу на глаз», соответственно никакой патетики, «нормальный разговорный язык». В-третьих, никакой лобовой пропаганды. Любая идея должна преподноситься через «левое ухо».
ТВ и общество в 1970-1990 г.г. Профессиональный и идеологический контроль над ТВ в регионах. Формы взаимосвязей центрального ТВ и местных студий ТВ.
Стремление местных студий к суверенизации, как отражение политической ситуации в стране. Проблема межрегионального программирования: структура, модели.
Проблемы местного ТВ на современном этапе. Общие и частные факторы, влияющие на программную политику местного телевещания. Поиски «собственного лица» региональных телерадиокомпаний. Специфика и функции местного телевещания.
В ряде работ по теории журналистики и массовых коммуникаций выявлены этапы эволюции отечественного телевидения, присущие современному периоду его развития. Так, Я.Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах ее развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами[9]. В.В.Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» анализирует те сложные процессы, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов[10].
Анализируя принципы программирования на телевидении, В.В. Егоров говорит о формировании эстетики программирования, которая «подразумевает овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство – установление необходимого контакта со зрителем»[11], а также рассматривает телевизионную программу как сложную систему, в которой передачи существуют не изолированно, а в соседстве с другими передачами дня.
Исследованию состояния постсоветского государственного телевидения посвящены публикации Л.А. Ефимовой[12], М. Головановой[13], в которых поднимаются проблемы реорганизации телевидения, его независимости от президентского диктата, свободы слова, обсуждаются изменения, произошедшие на государственном телевидении после 1991 года.
Концепция, типология, проблемы развития региональных СМИ на современном этапе нашли свое отражение в монографии Е.А. Корнилова «Журналистика на рубеже тысячелетий», где автор формулирует задачи, которые реализуются прессой сегодня (административно-территориальные, общественные, социально-психологические и культурно-этнические) и дает характеристику местной журналистики, которая «удовлетворяет информационные запросы читателей, связанные с микросредой обитания (семья, производственный коллектив, место жительства)»[14]. Кроме того, исследование автором нового языка телевидения и так называемого «нового телевидения», которое является «порождением субкультуры видео», дали нам возможность определить задачи региональных телевизионных каналов в новых условиях их существования, проанализировать их функциональное предназначение и культурные приоритеты.
Кроме того, мощной историографической и методологической базой для выявления специфики, характера и перспектив развития регионального вещания в современном мире послужили работы таких теоретиков телевидения, как Е.Я.Дугин, В.Л. Цвик, О.Р. Самарцев, А.Л. Качкаева, О.А. Еременко, С.А. Муратов и др.
Е.Я. Дугин определил общие и специфические факторы и условия, такие как различие регионов в промышленном и культурном развитии, в уровнях насыщенности средствами массовой информации, влияющие на формирование программ местного телевидения. К числу общих условий он относит осуществление функций вещания, необходимость координации местных передач с программами центрального телевидения, а также с местными радио и печатью. Изучая классификацию и типологию телевизионных программ, Е.Я. Дугин говорит о том, что «понятие «телевизионная программа» в силу «нейтральности» его содержательной характеристики можно наполнить различным смыслом в зависимости от выбранного критерия. Так, когда за основу типологии берется критерий «зрелищности», визуальной природы телевидения, то под понятием «программа» подразумевается конкретный отрезок времени, в который передается «целенаправленно организованная структура», определяемая как «телевизионное зрелище»[15]. В рамках научного исследования учеными факультета филологии и журналистики РГУ под руководством Е.А. Корнилова была изучена проблема эффективности регионального телевидения. На примере ТРК «Ставрополь-ТР» были составлены рейтинги программ, проанализированы наиболее волнующие зрителей темы передач, выявлены проблемы неадекватности мнений журналистов и зрителей в оценке социальной событийности и основные недостатки телекомпаний. Так, по мнению исследователей, региональное телевидение может обеспечить себе жизнеспособность только в случае монополизации функции передачи дополнительной, по сравнению с федеральным, информации, удовлетворяющей специфические интересы и потребности жителей региона (края, области)[16]. Выявление зависимости функциональной деятельности телевизионных каналов, проводимой ими программной политики, тематической направленности их продукции и прочего от форм собственности базируется в работе на основных положениях исследований Р.А. Борецкого о специфике различных форм организации телевидения в мире: государственного, общественного и коммерческого. Анализируя этапы реформирования отечественного телевещания, автор приходит к выводу, что соединение власти государства и частного капитала не может стать основой для создания общественного телевидения.
Система телевизионного вещания в нашем обществе функционирует на основе ряда принципов: демократизма и народности, научности, взаимодействия с другими видами СМИ. Эти принципы, на наш взгляд, определяют, во-первых, содержание и характер, во-вторых, методы и формы, в-третьих, структуру и организацию деятельности системы в целом и всех ее составных частей.
Следовательно, система телевизионного вещания отражает, с одной стороны, универсальную модель интересов личности отдельного человека, а с другой — все формы духовной культуры. Каждая рубрика «моделирует» тот или иной интерес личности на предметно-тематическом материале определенной формы духовной культуры.
Особенности ТВ, как средства массовой информации. ТВ – «плод ума и рук» ученых и изобретателей мирового сообщества.
Особенности телевидения как средства массовой информации Телевидение – звено, опосредующее связь информатора и аудитории, которое выступает в виде регулярно секционирующей системы, опирающейся на мощную, самую современную, постоянно обновляющуюся технику, вбирающую в себя многие передовые научно-технические идеи. В системе массовой информации, в отличие от межличностной, прямой и двусторонней, источник сообщения – информатор представляет собой некоторую организованную группу, действующую в рамках и интересах другой систем» более высокого уровня – партии, класса, социальной группы. Получателем информации выступает разделенная пространством или временем (или одновременно тем и другим) массовая аудитория. Связь источника информации и аудитории здесь опосредована, так как информатор и аудитория не находятся в непосредственном физическом контакте. Особенностями средств массовой информации, и, прежде всего телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются: 1. Обращенность к аудитории опосредованно, через определенный способ доставки информации – печать, радио, телевидение. 2. Преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и ее получателем. 3. Быстрота, скорость распространения информации, вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения. 4. Определенная, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений. 5. Универсальность, всеобщность массовой информации.
Телевидение – плод «ума и рук» ученых и изобретателей мирового сообщества (Гамильтон, Максвелл, Фарадей, Герц, Попов, Маркони, Розинг, Нипков, Зворыкин)