Современные шведские средства массовой информации

Информационные агентства

«Тиднингарнас телеграмбюро» – ТТ – ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике страны, различными статьями и т.п.

Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.

Газеты

Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире[3][9

За послевоенные годы количество газет резко сократилось: с 216 в 1945 году до 167 в 1995 году. Следовательно, все большее число населенных пунктов стали «городами одной газеты». Это явление, характеризующее высокую степень концентрации и монополизации, ранее обнаруживалось в США, Германии и других развитых странах.

Шведские газеты традиционно были склонны симпатизировать программам и идеологиям политических партий и даже активно поддерживать их. Однако политические позиции газет отнюдь не совпадали с политическими предпочтениями избирателей. Если социал-демократы и коммунисты в течение десятилетий получали примерно половину голосов избирателей, то на их печатные органы приходилась лишь одна пятая совокупного тиража. Напротив, несоциалистические партии поддерживались примерно каждыми четырьмя газетами из пяти, и в данном случае либеральная пресса намного превосходила число голосов, которые избиратели отдавали либеральным партиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция отхода газет от партийных позиций.

Структурные изменения и финансовое положение ежедневной прессы находились под постоянным наблюдением государства с начала 1960-х годов

В настоящее время субсидии газетам узкого охвата увеличивают их доход в среднем на 15%. Отмена системы финансирования могла бы немедленно поставить под угрозу существование огромного количества газет.

После введения субсидий для печати связи между ежедневной прессой и политическими партиями постепенно распадались, тем самым подрывая сам смысл субсидирования. Субсидии финансируются за счет налога на все виды рекламы, за исключением телевидения и радио.

В 1980-х годах были предприняты несколько попыток по созданию новых ежедневных газет. Все они, за исключением одной, закончились провалом. Только деловая ежедневная газета «Дагенс индустри» («Современная промышленность»), основанная в 1982 году, добилась прочного успеха. В 1995 году была основана газета «Метро» («Метро»), выходящая пять раз в неделю и распространяемая бесплатно в метрополитене Стокгольма. Она взяла на себя значительную часть рекламодателей. В последнее время жители столицы стремятся читать это издание не только в метро, но и дома.

В целом шведские газеты печатаются в современных и высокопроизводительных типографиях с использованием передовой технологии с высокой степенью компьютеризации. Налажена быстрая и надежная система распространения газет и журналов.

В трех крупнейших городах (Стокгольме, Гётеборге и Мальмё) есть газеты, выходящие семь дней в неделю. В других частях страны преобладает шестидневная периодичность. Большинство провинциальных газет выходят утром, тогда как в трех крупнейших городах выходят также обширные вечерние иллюстрированные газеты для розничной продажи. Рынок для этого последнего вида изданий медленно сокращался с начала 1970-х годов. Средняя шведская ежедневная газета имеет тираж 25 тыс. экземпляров и выходит утром.

Стокгольмские вечерние газеты «Афтонбладет» (Aftonbladet) и «Экспрессен» (Expressen) имеют читателей почти по всей стране и используют типографии вне Стокгольма. Однако рынок вечерних газет стал резко сокращаться в 1990-х годах. Стокгольмская «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter, основана 23 декабря 1864 года бывшим журналистом «Афтонбладет» Рудольфом Валлем) с 1985 года часть своего общенационального тиража печатает в других городах.

Традиционная ориентация шведской прессы на политические партии в последние годы заметно ослабла, чему способствовали постоянные многомиллионные субсидии со стороны государства. В результате окрепла и финансовая независимость газет.

Начиная с середины 1980-х годов, финансовая группа Валленбергов (а она одна из четырех богатейших и влиятельнейших семей страны) стала проявлять интерес к средствам массовой информации. В 1994 году группа Валленбергов приобрела ведущую консервативную газету «Свенска дагбладет», в результате чего стала второй по значимости «силой влияния» в шведских СМИ после концерна Бонньеров[4][10]. Газета выходит тиражом 195 тыс. экз., численный состав редакции – около 300 человек. Из них 60 человек работают в отделе новостей, 20 человек – в спортивном отделе, остальные заняты другой работой.

Журналы

Число изданий, которые официально называются «периодическими изданиями», составляет от двух до трех тысяч. Из них только примерно 165 являются «газетами», т.е. изданиями, которые выходят ежедневно или, по крайней мере, раз в неделю. Остальные являются журналами.

Среднестатистический швед регулярно читает более трех журналов, что выдвигает Швецию по этому показателю на одно из первых мест в мировой статистике.

Традиционные еженедельники постепенно сдают позиции, и с конца 1960-х годов их тиражи сократились примерно на 50%. Наиболее тяжелые потери понесли журналы для женщин, что характерно далеко не для всех стран Европы. Во Франции, например, такого явления не наблюдается. Позиции семейных журналов несколько прочнее, но и они тоже на спаде.

В настоящее время резко сокращаются тиражи журналов для мужчин, достигавшие самых высоких показателей между 1965 и 1975 годами, т.е. во времена так называемой «сексуальной революции» в странах Западной Европы и США.

Самые большие тиражи сохраняют пять семейных еженедельных журналов. Сравнительно мало издается в Швеции экономических, политических и литературных журналов; существует достаточно устойчивая группа специализированных изданий.

Радио и телевидение

С конца 1980-х годов на радио и телевидении Швеции произошли большие изменения. В настоящее время на смену бывшей государственной монополии на радио- и телевещание приходит новая структура. Сейчас государственные и общественные компании, программы которых финансируются за счет абонентной платы, действуют бок о бок с набирающими силу коммерческими радио- и телевизионными каналами.

С середины 1920-х годов радио-, а затем и телевизионное вещание в Швеции находилось в ведении государственной монополии, предназначенной обслуживать все население. Передачи финансировались за счет абонентной платы. Реклама в них была запрещена. В конце 1970-х годов общественным объединениям было разрешено радиовещание в коммунах на ограниченной территории. Размещение рекламы в этих передачах было также запрещено.

Свою роль в изменении статута радио и телевидения сыграл технологический фактор. Появление спутникового телевидения в середине 1980-х годов подготовило почву для более глубоких перемен на национальных радио и телевидении. Как только у частных радио- и телекомпаний появилась возможность направлять коммерческие телепередачи прямо в дома шведов, было окончательно сломлено сопротивление введению коммерческого телевещания с наземных телевизионных станций. Коммерческий наземный телевизионный канал ТВ-4 с 1991 года ведет передачи на всю страну. С 1 января 1992 года были разрешены также передачи частного коммерческого кабельного телевидения.

Несмотря на изменения, которые уже произошли или намечаются в настоящее время, главные позиции в радио- и телевизионном вещании по-прежнему занимают государственные каналы, финансируемые за счет абонентной платы. Существуют передающие компании, отвечающие соответственно за телевидение, радиовещание и образовательное радио- и телевещание.

Размеры абонентной платы устанавливаются парламентом, который также выделяет денежные средства для передающих компаний. В настоящее время компании «Шведское телевидение» также разрешено получать ограниченные суммы на финансирование программ от спонсоров.

Основы вещательной политики зафиксированы в Законе о радио и Правовом соглашении между вещательными компаниями и правительством. Программы должны быть беспристрастными, объективными и ориентированными на широкий спектр вкусов. Правительство не контролирует программы до их выхода в эфир. Однако Комиссия по вопросам вещания уполномочена выражать свое несогласие с определенными программами или рассматривать жалобы слушателей после выхода передачи в эфир, если будет определено, что она нарушает положения Закона или Соглашения.

Уже упоминавшаяся группа семьи Валленбергов сконцентрировала свое внимание на радио и, главное, телевидении, вступившем в процесс демонополизации. Именно Валленберги вместе с концерном «Кинневик» получили лицензию на создание первого общенационального коммерческого канала эфирного телевещания[5][11].

Радио

С момента появления регулярного радиовещания в 1925 году и до 1955 года в Швеции можно было принимать только одну национальную радиокомпанию. В настоящее время компания «Шведское радио» вещает по четырем радиоканалам.

Первый канал предлагает самые различные развлекательные и серьезные программы с особым упором на подробные новости и обстоятельный социальный репортаж. Второй канал специализируется на образовательных программах, программах для иммигрантов и серьезной музыке. Третий и четвертый каналы круглосуточно передают легкую музыку и развлекательные передачи. Программы регионального вещания идут в основном по четвертому каналу. Всего существует примерно 25 региональных программ, охватывающих всю Швецию.

«Радио Швеции» – международная служба национального радио – ведет передачи для зарубежных слушателей на пяти иностранных языках (английском, эстонском, немецком, латышском и русском) и на шведском языке.

Коммунальное радио ведет регулярные передачи с 1978 года. В 1995 году было примерно 160 радиопередатчиков, которыми пользовались около 1200 местных организаций. Любое юридическое лицо, занятое некоммерческой благотворительной, политической, профсоюзной или религиозной деятельностью, может обратиться за разрешением вещать с этих станций. Цель состоит в предоставлении общественным организациям нового канала, с помощью которого они могут обращаться к своим членам и сочувствующим. Реклама на коммунальном радиовещании была разрешена с 1993 года.

Коммерческое местное радиовещание существует с 1993 года. В 1996 году лицензии были предоставлены 90 радиостанциям в 40 городах. Лицензии распределяются на аукционах, где определяется ежегодный взнос, который владелец лицензии обязан уплатить государству. Местная радиостанция может передавать сетевые программы в течение времени, составляющего до двух третей продолжительности дневного вещания. Реклама была ограничена продолжительностью не более восьми минут в час.

В сентябре 1995 года компания «Шведское радио», образовательное радио и коммерческое радио получили лицензии для вещания через цифровое радиовещание.

Телевидение

Телевизионное вещание появилось в Швеции в 1956 году. Второй телевизионный канал в стране был открыт довольно скоро – в 1969 году.

С осени 1991 года в Швеции действует третий наземный телевизионный канал. Этот канал ТВ-4 является отдельной организацией и финансируется из частных источников. До 10% эфирного времени может использоваться для рекламы. В принципе рекламу следует передавать между отдельными программами или во время длинных перерывов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Правила, регулирующие содержание программ, схожи с теми, которые действуют в компании «Шведское радио».

Сети кабельного телевидения для ретрансляции спутниковых программ стали создаваться в 1984 году. Примерно 55% всех семей в Швеции имеют доступ к спутниковым программам либо по кабелю (35%), либо с помощью индивидуальных спутниковых антенн (20%). В Швеции можно принимать примерно 100 спутниковых каналов. Одиннадцать из них предназначены специально для Швеции.

Закон о кабельном вещании, вступивший в силу с 1 января 1992 года, предусматривает свободную ретрансляцию спутниковых передач по кабелю и предоставление права любому человеку свободно передавать по кабелю радио- или телепрограммы. Кабельное вещание такого вида может финансироваться за счет доходов от рекламы примерно по тем же правилам, что действуют для канала ТВ-4. Ряд исключительно коммерческих кабельных каналов находится в различных частях страны. Кроме того, существует примерно 50 местных кабельных каналов, которые в равной степени делятся на коммерческие и некоммерческие каналы.

Электронные информационные системы

В Швеции активно развиваются электронные информационные системы. Широко используются электронные библиотеки на компакт-дисках, компьютерные базы и банки данных, возможности Глобальной информационной инфраструктуры. Именно благодаря им и, в частности, компьютерным сетям идет перераспределение информационных потоков.

Конституционный принцип гласности в ряде случаев приводит к недоразумениям на межгосударственном уровне. Компьютерные сети все чаще используются для оперативной передачи новостей, особенно деловых[6][12].

Швеция включилась в «мировую паутину», что позволяет эффективно использовать преимущества международного разделения труда, особенно в сфере массовой информации и международного обмена информацией.

СМИ Великобритании

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где распо­лагались газетные издательства и выпускались основные нацио­нальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования сов­ременной технологии газетного производства и борьба за выжи­вание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990).

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокраще­ние тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхо­да иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост попу­лярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рек­ламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “чет­вертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежед­невных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.

Британия – страна классической вертикальной модели прес­сы: общенацио-нальные газеты – региональные издания – местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую ин­формацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную инфор­мацию. Региональная (провинциальная)– рупор локальных но­востей и рекламы местных универмагов.

Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой миро­вой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения.

Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.

Концентрация прессы в немногих руках всегда была предме­том критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печа­ти, которая исследовала состояние финансовых рычагов контро­ля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим ре­зультатом ее работы явилось создание Совета по прессе – об­щественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати.

Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и биз­неса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чинов­ники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнора­бочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и соци­альные пособия от государства. При определении направленнос­ти рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное по­ложение людей, уровень их образования и состояния.

В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на ка­чественную (элитарную) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших суббот­них газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного ха­рактера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскрес­ные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоид­ный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.

Поначалу эти издания были противоположными полюсами жур­налистики. Главное содержание качественных газет – развер­нутая информация, редакционные статьи, аналитические коммен­тарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный лю­дям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлени­ях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.

Реклама в британских газетах занимает значительное мес­то (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы оп­ределяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рек­ламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важ­ной статьей дохода газет является публикация объявлений.

В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобри­тании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэр­док, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Макс­велл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и ком­ментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объ­явлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения чита­телей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “импе­рии”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального ти­па действует 8 групп:

1. “Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).

2. “Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).

3. “Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс):ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воск­ресная “Санди экспресс” (1,7 млн. ).

4. “Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли те­леграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).

5. “Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).

6. “Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежед­невная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).

7. “Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).

8. “Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).

Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднациональ­но-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Фай­нэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира.

В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слия­ния (конгломерации) СМИ.

Великобритания является страной, где реализуется доктри­на “естественного права”, т.е. права присущи человеку с мо­мента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой инфор­мации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы пе­чати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клеве­те и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”.

1.20.Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств мас­совой информации”. Характерная особенность СМИ Германии – боль­шое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), ре­гиональные и местные издания, которые делятся на качествен­ные и массовые (“бульварные”).

Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет ос­талась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных га­зет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойч­ланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Пос­леднее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным эко­номическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).

Большой популярностью пользуются надрегиональные ежене­дельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).

Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэ­ра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).

Крупнейшими информационными магнатами являются вла­дельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шприн­гера и Бурды. Шпрингер вы­пускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цай­тунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер мор­генпост

В Германии существует абонементная плата за радио- и те­левещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки.

Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитен­рундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрог­рамма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом ка­нале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга.

Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны по­явилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.

РТЛ-2 является многопрофильной программой, но расс­читана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлека­тельно-музыкальные программы. Особое место занимает “Преми­ре”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транс­лируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:

- “pay per view”, когда ТВ работает на персональных за­казах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то вре­мя, которое он фактически использует;

- “video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;

- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.

Первые попытки такого общения привлекли внимание круп­нейших сервисных фирм Германии.

Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпа­ний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает ка­бельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены обществен­но-правовыми и 15 частными ТРК.

В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информа­ции. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 г.

1.21. Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французс­кая газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа.

Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), кото­рая стала колыбелью политической и революционно-демократи­ческой журналистики. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конс­титуция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым издани­ем стояли видные политические деятели. С падением республики в 1794 г. фактически ликвидирова­лись гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против част­ной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.

В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в га­зеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была примене­на и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная ил­люстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт соз­дал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Га­вас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля.

“Золотой век” французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой га­зеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) дости­гает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.

Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечер­ней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюст­рированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.

В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захват­чиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе ан­тифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегаль­но. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало полити­ке левого коалиционного правительства, состоящего из предс­тавителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.

Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Фран­цузское обозрение”) и другие.

Ныне парижские газеты издаются и распространяются преи­мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс кон­центрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское прави­тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин­формации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио­дической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности (82 наи­менования, включая 11 пари-жских газет);

- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессио­нальной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (ил­люстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

Регулярное телевещаниебыло начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).

В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.

В 1986 г. были созданы две бесплатные частные националь­ные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватиза­ция третьей программы, затем разгосударствление первой прог­раммы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы об­щественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).

СМИ ИТАЛИИ

Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских за­седаний, так называемых «acta senatus», положил основу регуляр­ному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствова

Наши рекомендации