Современные норвежские средства массовой информации
Современные норвежские средства массовой информации
Буквально до последнего времени можно было определенно сказать, что все норвежские газеты – локальные, занимающиеся интересами и распространяющиеся в пределах своего небольшого региона. Региональность прессы сильна и сейчас, однако в последние годы появились действительно общенациональные газеты, читаемые во всех уголках страны. Например, «Верденс Ганг», соперничающая с одной из самых популярных «Афтенпостен» в звании «национальной газеты». В то же время норвежцы стали стремиться выйти за пределы своих частных, региональных интересов, и многие читают не одну, а несколько газет, что дает возможность сравнения и выбора. Однако журналисты стремятся сочетать на страницах газет национальные и региональные интересы, отдавая дань проблемам конкретного читателя, что обусловливает столь разнообразный состав материалов на страницах газет.
В начале 90-х годов положение было оптимистичным: если исключить книги, то средний норвежец в возрасте старше 15 лет проводил за чтением в среднем 1 час в день. В стране в это время выходило 60 ежедневных газет и 96, выходящих 2–5 раз в неделю общим тиражом около 2 млн. экземпляров. Таким образом, на каждую семью приходится по 1,1 экземпляра газет и столько же журналов. На каждого норвежца в год расходуется 28,3 кг газетной бумаги[1][5].
Норвежцы по праву считаются одним из самых читающих народов мира. В середине 1990-х годов на 1000 человек населения приходилось 600 экземпляров газет. В течение последних лет норвежцы остаются самыми прилежными читателями ежедневных газет не только в Европе, но и во всем мире[2][6].
Для того чтобы определить нынешнюю ситуацию на норвежском рынке средств массовой информации, необходимо рассмотреть деятельность крупных корпораций, владельцев в секторе прессы, радио и телевидения Норвегии.
Одно из подобных предприятий – акционерное общество «Шибстед», основными владельцами которого являются члены семьи Нагель-Эриксен. В 1993 году «Шибстед» находилась на 54 месте среди крупнейших медиа-компаний в Европе. Помимо интересов в норвежском газетном секторе (владелец двух крупнейших в Норвегии газет и совладелец еще шести), «Шибстед» распространяет свою деятельность и на норвежские телеканалы: норвежский наземный коммерческий телеканал TV2, собственный канал TV+. Также компания вкладывает средства в сеть распространения видеофильмов в скандинавских странах.
Акционерное общество «Оркла» – пятая по величине компания на фондовой бирже Осло. Стратегические инвестиции в средства массовой информации производятся через принадлежащее компании «Оркла» дочернее предприятие «Оркла медиа», в 1993 году стоявшую на 86-м месте среди крупнейших владельцев СМИ в Европе. Компания контролирует около 50% газетного рынка Норвегии.
Еще один заметный участник норвежского информационного бизнеса – акционерное общество «А-Прессен», владеющее местными газетами по всей стране. Посредством долевого участия в локальном норвежском телевидении Norsk Lokal-TV, «А-Прессен» надеется создать основу для экспансии на рынок локального телевидения Норвегии.
Все перечисленные компании, владея коммерческими СМИ, являются конкурентами общественной телерадиокомпании NRK на информационном рынке Норвегии.
В последние годы норвежские медиа-корпорации, не ограничиваясь приобретением СМИ в странах Северной Европы, развернули широкое наступление на медиа-рынок стран Восточной и Центральной Европы и прибалтийские республики.
СМИ Великобритании
Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990).
Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокращение тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхода иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост популярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение.
Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “четвертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежедневных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.
Британия – страна классической вертикальной модели прессы: общенацио-нальные газеты – региональные издания – местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую информацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную информацию. Региональная (провинциальная)– рупор локальных новостей и рекламы местных универмагов.
Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой мировой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения.
Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.
Концентрация прессы в немногих руках всегда была предметом критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печати, которая исследовала состояние финансовых рычагов контроля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим результатом ее работы явилось создание Совета по прессе – общественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати.
Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и бизнеса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и социальные пособия от государства. При определении направленности рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное положение людей, уровень их образования и состояния.
В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на качественную (элитарную) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших субботних газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного характера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскресные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоидный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.
Поначалу эти издания были противоположными полюсами журналистики. Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлениях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.
Реклама в британских газетах занимает значительное место (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы определяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рекламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важной статьей дохода газет является публикация объявлений.
В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэрдок, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.
Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения читателей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “империи”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального типа действует 8 групп:
1. “Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).
2. “Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).
3. “Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс):ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воскресная “Санди экспресс” (1,7 млн. ).
4. “Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли телеграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).
5. “Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).
6. “Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежедневная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).
7. “Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).
8. “Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).
Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Файнэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира.
В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слияния (конгломерации) СМИ.
Великобритания является страной, где реализуется доктрина “естественного права”, т.е. права присущи человеку с момента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой информации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы печати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клевете и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику журналистов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”.
1.20.Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств массовой информации”. Характерная особенность СМИ Германии – большое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), региональные и местные издания, которые делятся на качественные и массовые (“бульварные”).
Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет осталась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных газет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойчланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Последнее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным экономическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).
Большой популярностью пользуются надрегиональные еженедельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).
Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).
Крупнейшими информационными магнатами являются владельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шпрингера и Бурды. Шпрингер выпускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цайтунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер моргенпост
В Германии существует абонементная плата за радио- и телевещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки.
Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитенрундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрограмма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом канале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга.
Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны появилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.
РТЛ-2 является многопрофильной программой, но рассчитана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлекательно-музыкальные программы. Особое место занимает “Премире”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транслируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:
- “pay per view”, когда ТВ работает на персональных заказах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то время, которое он фактически использует;
- “video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;
- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.
Первые попытки такого общения привлекли внимание крупнейших сервисных фирм Германии.
Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпаний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает кабельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены общественно-правовыми и 15 частными ТРК.
В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информации. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 г.
1.21. Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. – “Газетт франсуаз” (“Французская газета”), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник “Меркюр франсуа” (“Французский вестник”). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету “Газетт”, и ее считают лучшим изданием того времени, благодаря разнообразию тематики, литературному уровню, регулярности и длительности издания. “Журналь де саван” (“Журнал ученых”, 1665) – первое в мире издание журнального типа.
Однако “подлинная” история французской прессы началась со времени Великой французской революции (1789-1794), которая стала колыбелью политической и революционно-демократической журналистики. В 1789 г. была принята “Декларация прав человека и гражданина”, в 1791 г. – первая французская конституция. Они провозгласили свободу слова и печати, отменили цензуру. Резко возросло число газет и других изданий. Уже в 1789 г. их стало 250, в 1790 – 350. Причем за каждым изданием стояли видные политические деятели. С падением республики в 1794 г. фактически ликвидировались гражданские свободы. В 1796 г. была введена смертная казнь за выступления против режима Директории, против частной собственности, за высказывания за восстановление старого режима или якобинской конституции.
В 1835 г. под влиянием общественного и технического прогресса появилось первое в мире информационное агентство “Гавас”. Уже в начале века в стране существовала действующая линия механического телеграфа. По ней передавались важнейшие правительственные сообщения, которые также попадали и в газеты. В газете “Пресс” в середине 19 в. впервые была применена и сформулирована концепция массовой, “информационной” прессы – сращение собственно журналистики и коммерческой рекламы. Впервые полная полоса рекламы, первая рекламная иллюстрация вышла в газете “Конститюсьонель” в 1851 г. В это же время возник жанр газетного “романа-фельетона”. В 1850 г. Луи Ашетт создал первую в истории Франции монополию на распространение и транспортировку периодической печати. С 1856 г. агентство “Гавас” стало использовать азбуку Морзе для передачи новостей, а с 1866 г. стала возможной надежная постоянная связь между Европой и Америкой с помощью подводного трансатлантического кабеля.
“Золотой век” французской журналистики – 1870-1914 гг. – вызвал бурный рост печати. Это время, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. С 1870 г. по 1880 г. количество газет выросло с 900 до 2500 названий. Пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты, где на первой полосе всегда должна быть “кровь”. В 1903 г. газета “Пти паризьен” (“Маленький парижанин”) достигает рекордного тиража в 1,3 млн. экз. и начинает выходить с подзаголовком – “самая крупная газета мира”. В 1918 г. тираж вырастает до 3 млн.экз.
Важной вехой было появление в 1931 г. ежедневной вечерней газеты “Пари суар” (“Парижский вечер”) – крупной иллюстрированной газеты, которая использовала новейшие достижения полиграфической техники и по-особому притягательно подавала свои материалы. Ее тираж в 1939 г. составлял 1,6 млн. экз.
В годы оккупации Франции фашистской Германией пресса страны была расколота на два лагеря: подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные “Тан”, “Экю де Пари”, “Пети паризьен”, “Матен”) пошло на сотрудничество с захватчиками (“оккупационная пресса”); другая возникла в ходе антифашисткой деятельности Сопротивления и выходила нелегально. Среди них газета коммунистов “Юманите” (400 номеров за годы оккупации). Период Освобождения (1944-1946) ознаменован ростом количества левых изданий, что соответствовало политике левого коалиционного правительства, состоящего из представителей коммунистической, социалистической и католической партий. Издания, сотрудничавшие с фашистами, были запрещены.
Возникла так называемая “пресса сердца”. Были популярны литературные периодические издания “Эспри” (“Дух”), “Летр франсез” (“Французская литература”), “Ревю де Пари” (“Французское обозрение”) и другие.
Ныне парижские газеты издаются и распространяются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концентрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское правительство оказывает помощь газетам общей и политической информации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. В 1985 г. во Франции было зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории периодической печати во Франции:
- пресса общей или политической направленности (82 наименования, включая 11 пари-жских газет);
- специализированная периодика (118 названий женской прессы, 343 – молодежной; 7889 – технической и профессиональной периодики; спортивная, научная, “эротическая” и прочая периодика;
- экономическая пресса;
- пресса злобы дня и бегства от действительности (иллюстрированные еженедельники, например, “Пари матч”);
- печать документа и статистики.
Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).
Регулярное телевещаниебыло начато во Франции в 1935 г. Развивалось как государственное. В 1964 г. появилась 2-я программа, в 1972 – третья. С 1967 г. передачи идут в цвете. С 1968 г. на ТВ была разрешена реклама (с 18 мин. в день разрешенное время выросло до 12 мин. в час).
В 1984 г. была создана 4-я программа и первая частная программа, что нарушило монополию государства на ТВ.
В 1986 г. были созданы две бесплатные частные национальные программы французского телевидения – “5” (информационные передачи) и М-6 (молодежные). Началась частичная приватизация третьей программы, затем разгосударствление первой программы ТФ1. Были организованы 27 региональных телестанций. Сегодня из 6 каналов французского ТВ, лишь два Антенн-2 и Франс-3 являются собственностью государства, так называемые общественные (подробнее о принципах работы общественного телевидения см. статью о ТВ скандинавских стран).
СМИ ИТАЛИИ
Зачатки периодической печати мы находим еще в Древнем Риме. Приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых «acta senatus», положил основу регулярному обнародованию политических сообщений. Эти сенатские протоколы соответствовали нынешним извлечениям из отчетов о заседаниях парламентов. Но односторонность их содержания — в них затрагивались исключительно вопросы государственного управления — побудила Цезаря основать вторую ведомость, послужившую дальнейшим шагом на пути развития периодической печати. По его инициативе был вызван в жизнь официальный правительственный орган, выходивший ежедневно, «Ежедневная ведомость» (acta diurna publica, populi Romani), в которой, наряду с сообщениями с театра войны, описывались публичные празднества, а также и вообще все выдающиеся события дня. Немало места отводилось в них общественным и литературным вопросам и даже «пикантным» анекдотам из жизни римского общества. Каждый номер газеты переписывался в большом количестве экземпляров и получал широкое распространение по всей империи. Но ни один из списков, к сожалению, не дошел до нас.
Главным торговым центром в средние века и поэтому главным сборным пунктом для всех новостей была Венеция, вскоре получившая значение первого и самого важного источника политических известий: известий с Востока, о турецких войнах, о происшествиях при папском дворе в Риме и при императорском дворе в Вене. Богатство и разнообразие сведений, которые стекались сюда со всех концов света, потребовало учреждения особого бюро, взявшего в свои руки систематизацию материала и распространение его в публике. Бюро было основано в самом центре города, где издаваемые им писанные листки (notizie scritte) продавались за мелкую разменную монету — gazetta. Это название впоследствии было перенесено на самые листки, благодаря чему все возникавшие в Италии и потом в Германии ведомости назывались gazetta'ми.
Иными словами: итальянской прессе недостает твердого финансового фундамента. Поэтому в большинстве случаев газеты принуждены прибегать к неблаговидным средствам в погоне за подписчиками. Лица, подписавшиеся на целый год, получают в виде премии «изящный будильник», подписавшиеся на полгода — гравюру, на четверть — книгу или географическую карту. Но и эти манипуляции, подчас не обеспечивают необходимых поступлений; около 60% всех итальянских газет прямо или косвенно субсидируются правительством или политическими деятелями, заинтересованными корпорациями, крупными банками и пр. Эти денежные вспомоществования зависят, однако, от колебаний политического маятника, состояния денежного рынка и от целого ряда случайных обстоятельств; поэтому итальянская печать более чем какая-либо другая, предоставлена на произвол изменчивых политических течений и отдельных политических деятелей. Незначительное изменение в государственном правлении или в промышленной жизни сразу уничтожает несколько крупных газет и дает жизнь нескольким новым или вызывает то мало понятное явление, что газета неожиданно изменяет свою программу — просто потому, что какой-нибудь богатый парламентарий негласно сделался ее покровителем.
После перерыва в полстолетия, в 1798 г. Италия получила, наконец, свою первую политическую ежедневную газету в лице «Gazetta di Genova», к которой в 1805 г. присоединилась первая политическая газета Венеции — «La Gazetta di Venezia
В наше время руководящей газетой Рима является «Tribuna», основанная в 1883 г. князем Сциара, с 1900 г. принадлежащая сенатору Ру. Она служит официальным органом ныне находящейся у власти либеральной партии
Из провинциальной прессы пользуются влиянием лишь миланские газеты — газеты «духовной столицы».
Особенностью итальянской прессы являются ее древние традиции, восходящие еще ко временам античности. Колыбелью журналистики обычно считают Венецию 15-16 вв., когда появились первые “Листки новостей” – политические рукописные газеты. В 1468 г. в Италии было выпущено типографским способом послание Цицерона. К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии. Важнейшей особенностью первых средств массовой информации было почти полное молчание о внутренних проблемах тогдашней Италии. Наиболее значимыми изданиями 18 – начала 19 вв. были энциклопедический журнал “Каффе” (“Кофейня”) и литературный ежемесячник “Оссерваторе” (“Наблюдатель”), который издавал Гоцци.
Современные итальянские газеты формировались под влиянием французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете “Секоло” (“Век”) – 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум тиражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская “Коррьере делля сера” (“Вечерняя почта”) – 90 тыс.экз., следующая за нею туринская “Стампа” (“Печать”) – 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи – 20-30 тыс. экз. – римская “Миссаджеро” (“Вестник”), неаполитанская “Маттино” (“Утро”). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.
Годы фашистской диктатуры (1922-1945) поставили итальянскую журналистику в трудные условия. Демократическая печать могла существовать лишь нелегально или в других странах. Важную роль в антифашистской борьбе сыграла газета компартии Италии “Унита” (“Единство”), основанная в 1924 г. Она выходила 17 лет нелегально со дня своего запрещения в 1926 г. до легализации в Неаполе, после освобождения его союзными войсками в 1943 г. Газета выходит и сегодня.
Закон о печати (1948 г.) позволяет им пользоваться свободой на информацию и публичные высказывания, но требует не допускать публикацию ложных, преувеличенных и тенденциозных сообщений, способных нарушить общественный порядок. За поношение государственного строя и оскорбление официальных лиц в 50-х гг. были преданы суду около тысячи итальянских журналистов. Большинство газет выходили в наиболее развитой части Италии – на севере.
Сегодня Италия по-прежнему отстает в уровне развития ежедневной прессы, преобладают другие типы периодических изданий. Страна считается одним из лидеров по количеству журнальной периодики. Наиболее популярны журнал телепрограмм “Сорризи э концони ТВ” (“Улыбки и песни ТВ”) и журнал для автолюбителей “Аутомобиле”, еженедельник “Фамилья кристиана” (“Христианская семья”), их тиражи составляют около полумиллиона экземпляров. Пользуются устойчивым вниманием еженедельники “Эпока” (170 тыс.экз.), “Панорама” (368 тыс.экз.), “Экспрессо” (321 тыс.экз.), еженедельные иллюстрированные издания “Оджи” (“Сегодня”, 600 тыс.экз.) и “Дженте” (“Народ”, 550 тыс.экз.). Наблюдается рост тиражей, хотя ежедневные газеты по-прежнему выходят тиражами не более 250 тыс. экз. (лишь 6 газет имеют больший тираж). Раньше все газеты страны относились к региональной прессе. Сейчас издается 6 национальных газет, 7 “надрегиональных”, а также “провинциальные” газеты. Газеты неравномерно распределяются по территории Италии: 42 – на севере, 22 – в центре, 14 – на юге. Особенность итальянских СМИ – обилие спортивных газет (больше только в Испании). Наиболее крупные – “Гадзетта делла спорт”, “Коррьере делла спорт” и “Туттоспорт” (“Весь спорт”), их тираж составляет шестую часть тиража ежедневной прессы.
Радиовещаниесуществует в Италии с 1924 г., телевидение начало вести свои передачи в 1954 г. До 1977 г. оно было государственным. В 1984 г. в стране было 14 млн. телеабонентов и 15 млн. слушателей государственного радио. Италия занимает второе место в мире (после США) по количеству телестанций (7 национальных и 500 местных). Телевидение регулярно смотрят 89% итальянцев, радио слушают – 43%, ежедневные газеты читают – 34%. В 1977 г. была отменена государственная монополия на ТВ и появилась частная телестанция “Телемилано”, ее владелец С.Берлускони, которому принадлежат три крупнейшие коммерческие телесети страны – “Канале-5”, “Италиа-1”, “Рете-4”.
Доходы РАИ складываются из поступлений от рекламы и производства телепродукции, а также абонентской платы. Но с последним возникают сложности – не все телезрители вносят плату за ТВ. В некоторых регионах число неплатильщиков 40%. Теперь по новому законодательству, государственное ТВ получило возможность иметь платные телеканалы.
Национальное агентство новостей АНСА было создано в 1945 г. рядом газет на корпоративных началах и является крупнейшим в стране. Сегодня в него входят издательства большинства ежедневных газет. Специализируется на внутренней и международной информации, обменивается ею с 65 зарубежными ИА. Имеет исключительное право распространения информации крупнейших мировых агентств в Италии. Его услугами пользуются десятки итальянских и зарубежных периодических изданий, радио- и телевизионных станций. Информация передается на итальянском, французском, английском языках. Имеет собственную фотослужбу.
Теории СМИ
Классикой в теории мировой журналистики, несомненно, являются четыре теории прессы. Авторитарная концепция устанавливала ответственность перед королем, императором, фюрером, перед государством, ими олицетворяемым. Теория свободы печати (либертарианская теория), основанной на свободе воли, отвергает эту зависимость, ниспровергает концепцию печати как инструмента государства и утверждает свободу от правительственного контроля, более того, предполагает право прессы контролировать правительство, выступая в роли «четвертой власти», независимой от трех ветвей государственной структуры.
Теория социальной ответственности печати развивает либертарианскую линию применительно к новым условиям концентрации и монополизации прессы, выдвигая идеи определенной автономии средств массовой информации от владельцев, позволяющей учитывать интересы общества
Наконец, советская коммунистическая теория развивает авторитарный подход к журналистике как орудию и инструменту в руках коммунистической партии.
Таблица 3. Четыре обоснования для средств массовой информации3
Авторитарная теория | Либертарианcкая теория | Теория социальной ответственности | Советская тоталитарная теория | |
Получила развитие | в Англии в XVI и XVII веках была распространена и всё еще применяется | была принята Англией после 1688 г, и в США; влиятельна |