Япония на пути к информационному обществу. Роль СМИ в этом процессе
Своеобразное явление во всей истории прессы представляет японская печать. Она развилась почти с беспримерной быстротой. При старом феодальном строе отсутствовали все условия, которые давали бы стране возможность духовно развиваться; робкие попытки издавать газеты в начале шестидесятых годов прошлого столетия ни к чему не привели. Но когда 3 февраля 1867 г. державная власть всецело перешла в руки микадо[1] — для Японии наступила новая эпоха, в ней установились и быстро упрочились совершенно новые отношения, и пресса в немногие десятилетия достигла невероятного развития. Это обстоятельство объясняется, прежде всего, гуманным законодательством о печати, а также умственной подвижностью японцев и их любознательностью. Прежние строгие правила были отменены в 1887 г., и десять лет спустя последовало полное упразднение предварительной цензуры. Но и теперь в Токио при полицейском управлении существует особое отделение по делам печати, контролирующее все газеты и привлекающее к судебной ответственности за нарушение закона о печати.
Техническая сторона газет поставлена по европейскому образцу; но и большая часть содержания, поскольку оно не затрагивает японских дел, заимствуется у европейской прессы, и преимущественно из английской, благодаря чему в японских газетах нередко наблюдается весьма недружелюбное отношение к Германии, ничем не обоснованная неприязнь, являющаяся простым отголоском английских газет. Некоторую особенность японского языка составляет крупное различие между общенародным наречием и литературным языком. Для последнего существует особый алфавит, весьма близкий к китайскому, употребляемый в официальном делопроизводстве, в научных трудах и газетах для интеллигентных читателей; обиходный язык имеет менее сложный и более доступный алфавит; им пользуются газеты, предназначенные для широких слоев населения. Реформа языка составляет настоятельную потребность, но многочисленные попытки в этом направлении — между прочим, проект введения латинского алфавита — до сих пор не достигали цели. При разнообразии существующих письменных знаков набор японских газет связан с большими затруднениями. Литературный язык требует не менее 50 000 литер и, сверх того, около 94 особых обозначений для отдельных слогов. Наборный зал японских газет представляет из себя обширное помещение, по стенам которого прикреплено бесчисленное количество ящиков, хранящих литеры. За недостатком времени каждый наборщик не может сам доставать эти литеры, поэтому в его распоряжении находится целая орава мальчиков-подростков,
шмыгающих по всему залу. Но чтобы не забыть нужное им слово, они тихо напевают его про себя, и благодаря этому из японского наборного помещения постоянно доносится неумолкаемый гвалт, шум и беготня. После набора газеты она быстро отпечатывается при помощи самых усовершенствованных ротационных машин и при посредстве прекрасно организованной почты распространяется во все концы империи. Сбыт совершается путем предварительной подписки; розничная продажа весьма незначительна. Цены на подписку колеблются между 20—50 сен (20—50 копеек).
Большинство газет выходит, конечно, в столице — Токио. Влиятельнейшая из них «Nitschi Nitschi Schimbun» («Ежедневные новости») была основана в 1873 г. Выпуск ее равняется приблизительно 40 000—50 000 экземплярам. При нескрываемых симпатиях к правительству она соблюдает довольно умеренный тон. Все другие газеты более развязны, националистически-прогрессивны и охотно ссылаются на положение Японии как великой державы. Внимания заслуживают: «Tschoja Shimbun» («Правительственный и народный вестник»), «Koron Schimpo» («Общественное мнение») и «Heimin Schimbun», социал-демократический листок. Наряду с этими политическими газетами существует множество мелких листков. В наши дни каждая профессиональная группа, каждый союз имеет свой собственный орган. Даже балетные и кафешантанные танцовщицы имеют свою газету «Tschotscho Schimbun» («Сообщительная бабочка»).Скандальные листки нашли себе место и специализировались по части пикантных историй (таковы «Jiyu no Tomoschibi» и «Jorozu-Choho» и другие); юмористический журнал «Маш-Маш Schimbun» отличается большим остроумием и помещает прекрасные карикатуры. Наряду с газетной, за последние годы развилась и весьма ценная журнальная литература; из политических и художественных журналов замечательны: «Taiyo», «Kokoumin no Tomo» и «Sekan no Nippon» и чисто беллетристический «Taiyokou Boungakou». Немногочисленные европейские газеты, выходящие в Токио, Кобе и Якодаме — преимущественно английская — совершенно незначительны. В общей сложности газет и периодических изданий в Японии выходит 1500, в том числе 400 ежедневных и 20 выходящих в Токио.
16. Инновации в зарубежном телевидении: ток-шоу, реалити-шоу, игры, викторины и т.д. (страна по выбору студента)
-Коммерциализация журналистики. Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок (так, авторы одного из американских учебников журналистики рекомендуют учитывать «ожидания того рынка, для которого вы пишете» 1), в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя. В условиях рынка издание газет и журналов, вещательная деятельность во все большей степени становятся отраслями информационной индустрии, на которую в полной мере распространяются свойственные деловой деятельности требования и схемы производства, «привязанного» к потребностям рынка, а также стандарты эффективного менеджмента и маркетинга. «Американская индустрия новостей является бизнесом», - декларирует американский Центр для иностранных журналистов2. В «большой Европе» средства массовой информации также все чаще называют «медиаиндустрией», а журналистские произведения -«медиапродуктами», рассматривая их как товарную продукцию, а журналистов и СМИ - как поставщиков товаров и услуг на информационный рынок. В условиях нарастающей коммерциализации журналистики и сокращения государственного регулирования массмедиа решающее значение приобретает экономическое регулирование деятельности журналистов и СМИ, осуществляемое в основном через рыночный механизм. Именно давление рынка во многом определяет приоритеты и «правила игры» средств массовой информации и журналистов, действующих в конкурентной среде: они либо вынуждены считаться с рыночной конъюнктурой, с правилами маркетинга, чтобы обеспечить свое выживание и коммерческий успех, либо полностью строить свою деятельность на коммерческой эксплуатации этой конъюнктуры.
В рыночной среде с ее жесткоконкурентными отношениями на первый план выходят те средства массовой информации и те журналистские произведения, которые способны привлечь внимание наибольшего количества людей, обеспечить высокий рейтинг, являющийся залогом коммерческого успеха, стабильности поступления доходов от публикации рекламы и мерилом стоимости рекламных услуг. В условиях, когда редакторы и журналисты охвачены «рейтинговым помешательством», требования рынка приобретают силу закона. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга, максимального охвата рынка, выливается в своего рода теневую цензуру - негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения сложных, спорных, «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации и передачи не способны привлечь широкую аудиторию. Эта система «полностью или частично закрывает темы и произведения, не отвечающие ожиданиям аудиторииЗ.
Ожидания же большей части аудитории, формируемые коммерческими средствами массовой информации, не простираются дальше легковесных, но внешне привлекательных материалов, ориентированных на «среднего» потребителя информации с его посредственными вкусами и узкими интересами, обычно не выходящими за пределы проблем преступности, здоровья, спорта, жизни знаменитостей, бизнеса и развлечений. Американский исследователь Л. Беннетт выявил, что в 1990-е гг. количество криминальных новостей в СМИ США увеличилось в семь раз, хотя за этот период преступность в стране существенно сократилась. Исследования Т. Паттерсона (Гарвардский университет), проводившиеся с 1980 года, выявили, что за истекшие два десятилетия доля новостей о преступности, катастрофах, жизни знаменитостей и природных аномалиях в американской прессе и на ТВ увеличилась с 35 до 50%4. Статистика, отражающая специализацию газетных журналистов в США в 1990-е годы, свидетельствует о том, что 19% от общего числа газетчиков специализировались на освещении спортивной тематики, 8% - криминальных происшествий и деятельности судов, 7% - деловой жизни (для сравнения: лишь 4% журналистов были специализированы на освещении социальных вопросов, 4% - проблем образования, 13% - политических проблем).
Критики коммерчески ориентированной журналистики, подстроенной под изученные ожидания и запросы потребителя, отмечают, что подобная подстройка приводит в итоге к ограничению и подавлению познавательной активности и интеллектуального кругозора аудитории. В итоге остаются невостребованными публикой «непопулярные», непривычные для нее темы и пласты информации - то есть, чрезвычайно полезные идеи и сведения, вооружающие людей принципиально новым знанием, расширяющие рамки привычного видения проблем или же кардинально меняющие отношение к ним. Такая подстройка существенно подрывает развивающий, просветительский потенциал массовых коммуникаций, удерживая аудиторию в наезженной колее стандартных идей, представлений, мифов, подавляя ее творческие возможности, духовную самостоятельность - то есть, качества, жизненно необходимые сознательным и активным гражданам демократического общества.
17.Журналистика постсоветских республик общая характеристика или страна по выбору студента) +конспект
18. Что с вашей точки зрения можно положительного извлечь из опыта работы
Западных СМИ