Журналистика Африки. Колониальный и постколониальный период
1986 г. в девяти странах (Южно-Африканская республика, Епшет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсшш, Свазиленд, Сенегал, Тунис) годавались газеты, основашше в XIX веке. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся нашюнальные газеты). Можно назвать первые газеты «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» (1801 год основания) или «Кейптаун газетт» (1800). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые в XIX веке стали объектами колониальной экспансии таких государств, как Великобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать («Ине Ирохин», Нигерия», 1860-1867 гг.) и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколониальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор освободительного движения на Африканском континенте. Так, в Дагомее (ныне Бенин) партия Прогрессивный Союз Дагомеи в 1939-1959 гг. выпускала восемь периодических годаний, Демократическое объединение Африки — два, другие партии — пять, профсоюзы — девять [43]. В 1960-е годы укрепляются позшщи печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 г. — Федерация арабских информационных агентств — ФАНА, объединившая информашонные агентства 16 арабских (5 африканских и 9 азиатских) стран. Позднее, с мая 1983 г. начала действовать ПАНА — Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ, содействует эффективному обмену между членами Организации африканского единства ОАЕ объективной информацией о жизни стран континента на основе сообшений африканских национальных информационных агентств.
В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое не только информирует, а просвещает и воспитывает африканцев. С той же целыо на телевидении создаются образовательные программы. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере африканских массовых коммуникаций занимают американские, западногерманские, итальянские, бельгийские, канадские компании. Однако африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информадаи стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФ-ТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ). В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многае газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен) (в Кении газеты читают лишь 11 человек ю тысячи) [44]. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических шданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около ста изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в египетской журналистике занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам» (АЬАЬгат — «Пирамиды», 1875 год основания), «Аль-Ахбар» (А1-А1сЬЬаг — «Новости», 1952), и «Аль-Гумхурия» (АЮшпЪила — «Республика, 1953), а также оппозиционная «Аль-Ахали» (АЬАЬаН — «Люди», 1978).
Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялось в обязанность руководствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоб-лачения преступлений режима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цеюуры — Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни шдания закрывались, другим создавались невыносимые условия. Средства массовой информации Африки первживают сложный период развития. Вторая половина XX века в социально-политическом плане для континента была весьма бурной. Распад колониальной системы и укрепление молодых независимых государств, переход власти в бастионах расюма и апартеида - Южной Родезии и Южно-Африканской Республике - в руки черного болышшства, бесчисленные гражданские войны, перевороты и контрперевороты дополнялись колебаниями в выборе ориентиров для национального развития. Прозападные страны с рыночной &ОНОМИКОЙ длительное время соседствовали со странами социалистической «фйентации, причем выбор пути развития во многом предопределял и особенности етановления национальных СМИ.
Сложные политические процессы, протекающие в мире, не могли не сказаться на положении дел в Африке и африканских СМИ.
Стремление постоянно держать руку на пульсе Африканского континента на протяжении всего послевоенного периода было присуще ведущим западным державам, что и обусловило общность некоторых тенденций их африканской политики. Однако каждая из этих держав, обладая своим историческим опытом, в ряде случаев опытом взаимодействия колонии и метрополии, имела и свои специфические цели, и свои специфические средства их достижения в "третьем мире". Подход развитых капиталистических стран к Африканскому региону конкретизируется под углом зрения того или иного западного государства. Как бы то ни было, национальная пресса на континенте после крушения колониальной системы развивалась, преодолевая невероятные трудности. Сам по себе сложный процесс становления независимых массмедиа дополнялся политической нестабильностью, что отрицательно сказывалось на экономике, политике и, естественно, идеологии в молодых государствах. Плюс к тому — позиция бывших метрополий «остаться, не вмешиваясь», что вело к отсутствию квалифицированной помощи со стороны стран, уже переживших периоды возникновения, становления и развития средств массовой информации.
Широкий круг проблем развития печати, радио и телевидения поднимался и поднимается российскими и зарубежными исследователями[8]. В поле зрения ученых - общественно-политические реалии и их связь с тенденциями развития африканской журналистики. В частности, большое внимание уделяется проблемам ликвидации неграмотности, языковым проблемам Тропической Африки. Демократизация информационных процессов в Африке связана с ликвидацией неграмотности среди населения. Во многих странах до 90-хх годов был взят курс на стопроцентное обучение детей в школах. Это был реальный путь к постепенной ликвидации неграмотности среди подростков и молодежи, что, в свою очередь, должно было увеличить число потенциальных читателей. К сожалению, многие программы образования в Африке были свернуты. Помимо языковой раздробленности и неграмотности, одной из причин слабого распространения прессы в Тропической Африке можно считать отсутствие традиции чтения. Дело в том, что у народов устной цивилизации, к каковым относится большинство коренных народов Африки, совсем иное культурное и социально-психологическое отношение к прессе, чем у народов письменной цивилизации. Многие люди, умеющие читать и писать, экономически способные купить книгу, газету или журнал, их не покупают, потому что видят в чтении нечто сугубо интеллектуалыюе, даже канцелярское. Тем более что пресса выходит, как правило, на иностранном языке.
В условиях рыночных преобразований, проходящих во многих странах Африки, существование каждого шдания стало крайне сложным из-за жесткой конкуренции и особенностей рынка. Исчезновение с газетного рынка за короткие сроки множества годаний говорит о том, что существование газетного предприятия требует не только технических средств, наличия журналистских кадров, но и экономических знаний газетного производства. Газетный рынок еще не достиг максимального уровня насыщенности. Однако создание новых шданий крайне сложно. Дело в том, что газета не является товаром первой необходимости, так как ее покупают люди с относительно высоким доходом. Как правило, увеличение затрат населения на приобретение тех или иных товаров зависит от покупательской способности граждан в целом и от стоимости товаров народного потребления в определенный период. Общая конъюнктура рынка может меняться и изменить поведение потенциальных клиентов того или иного издания. Высокая цена на издателъскую продукцию объясняется тем, что, как правило, производственные затраты, связанные с печатью, весьма велики. Африка во многом зависит от импорта полиграфической техники и бумаги. Почти повсеместно небольшие тиражи изданий не позволяют снизить производственные расходы на экземпляр. Слабость рынка и отсутствие современных структур и механшмов привлечения рекламных средств в прессу являются острейшими проблемами развития печати.
В условиях Африки радио является наиболее доступным средством массовой коммуникащш поскольку устная традиция закрепила определенное психокуяьтурное отношение к радио, а радиоприемники по стоимости доступны по сути дела лкхбому человеку в отличие от дорогостояпщх газет и телевизоров.
Что касается телевидения, оно остается элитарным средством коммуникации во многих странах Тропической Африки. В отличие от радио, создание телевещательных центров и телепрограмм требует вложения больших средств, а покупка телеприемника не всякой семье по средствам.
Если говорить о странах Восточной Африки, то в Кении и Таюании установилась однопартийная система, в Уганде многие годы господствовал репрессивный военный режим Иди Амина. Любая попытка критиковать правительственную политику воспринималась как выступление против всей нации. Вследствие этого массмедиа превратились в специфическое средство управления, доступное лишь узкому кругу представителей исполнительной власти.