Три модели организации и функционирования ТВ. Структура телесобственности в России. Крупнейшие медиахолдинги.
1. Коммерческая модель
Такой канал находится в частной собственности, построен в форме коммерческого предприятия. Основная цель –извлечение прибыли. Основной доход- от рекламы. Ориентированы на массовую аудитории.
2.Общественная модель.
Находится в собственности общественной организации. Не ориентировано на массу. Основной доход – от абонентской платы. Цель-служение общественному благу.
3.Государственно-монополистическая модель
Находится в собственности государства. Финансируется из гос.бюджета. Подконтрольна государству. Основная цель – отражение политики и взглядов органов государственной власти. Форма госпредприятий.
Телесобственность в России в основном сосредоточена в руках Государства.
Крупнейшие медиахолдинги:
1)Национальная Медиа-группа: «Первый канал», «Рен-ТВ», «Петербург 5»
2)ВГТРК (все акции принадлежат гос-ву) все телеканалы «Россия», «Карусель», «Моя планета», владеют 16% акций Евроньюс.
3)Газпроммедиа «НТВ» «ТНТ», «НТВ+»- как спутниковое ТВ.
4)Профмедиа «ТВ3», «2X2», «MTV»
5)СТС-Медиа «СТС», «Домашний», «ДТВ»
3 канала не контролируются никем: «МИР» - 10 государств владеют, «ТВ-Центр»-мэрия Москвы, «Звезда» - Мин. обороны РФ.
15. История мирового платного ТВ. Рынок платного ТВ в России (Холдинги, лидеры неэфирногоТв, сегменты рынка контента).
Три модели российского ТВ
1. Коммерческая
2. Общественная
- не ориентирована на массовую аудиторию
- собственные общественные организации, корпорации
- существует за счет абонентской платы
- основная цель - служение общественному благу
3. Государственно-монополистическая
Платное ТВ относится к общественной модели.
История мирового платного ТВ
1949 – первое платное ТВ возникло в США из потребности усовершенствовать качество приема сигналов коммерческого телевидения, то есть платное ТВ начинается чисто как техническое средство. В это же время происходит развитие кабельных сетей
1970 – «взрыв» кабельных сетей в США. Владельцы кабельного ТВ начинают заниматься производством собственных программ и они превращаются из техников в вещателей. Так появляются зачатки первого платного ТВ, близкого к современному. Появляется возможность выбора дополнительных каналов
Развитие космической связи
Но кабельное телевидение как бы там ни было ограничено, и окончательный прорыв платного ТВ происходит в 1975 году, когда резко упала стоимость спутниковых антенн и спутникового ТВ и начался стремительный рост платного ТВ во всем мире.
Рынок платного ТВ в России
Отечественное платное ТВ было корпоративным
1990 – «2х2»
1991 – Космос ТВ (в гостинице «Космос» транслировались мировые телеканалы на иностранном языке, поэтому данный канал смотрели в основном послы и граждане проживающие в этой гостинице)
1996 – НТВ+ запускает первый пакет канала собственного производства (ориентация на богатых)
Но развитие и становление рынка платного ТВ России начинается с 2005г, когда уже появилось 20 коммерческих каналов.
Главная проблема – сбор абонентской платы. В России развитие платного ТВ шло медленно, т.к. все привыкли к бесплатному ТВ.
Отличие Российского платного ТВ от Западного
- техническая отсталость
- широкий круг каналов
- развитие интернета (в то время как у нас начало развиваться платное ТВ, уже существовал интернет, а в Интернете смотреть каналы дешевле, поэтому многие отказываются от платного ТВ) Хотя в сознании большей части российской аудитории остается такой психологический барьер: за компьютером – работаю, перед телевизором – отдыхаю.
Сейчас у нас 242 платных канала
Платное ТВ связано с развитием медиа-холдингов:
Ростелеком – контролирует национальные кабельные сети
Финансовая корпорация «Система» – контролирует МТС и Мультинекс
Газпром-медиа – владеет НТВ+
Компания Ренова – контролирует платного оператора «АКАДО».
Платное ТВ не любит рекламу
Тенденции сегодня:
Рынок контента неэфирного ТВ (кабельное, спутниковое, интернет) делятся на два сегмента: 1) трансляция международных каналов; 2) каналы произведенные в России (124 каналов произведенных в России из 242)
В неэфирном сегменте ТВ преобладает платное телевидение, к бесплатному относитяс только 20%.
Абсолютные лидеры неэфирного ТВ:
1. Телеканалы телефильмов и сериалов
2. Музыкальные
3. Познавательные
В Топ-20 платных телеканалов входят:
Карусель
ТВ1000
Русское кино
Дискавери
РБК
RuTV
Дисней
Мир
Дом кино
Охота и рыбалка
XXI век