Журналистика Дж. Пулитцера и У. Херста

Джозеф Пулитцер. Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста. В своей издательской и редакторской практике они разработали и предложили американской прессе стандарты "нового журнализма", который имел как положительные, так и отрицательные аспекты.

В 1860-1865 г. в США проходила Вторая американская революция — гражданская война между Севером и Югом. Война изменила стиль новостей, репортер стал центральной фигурой в газетном мире, а журналистская профессия — опасной и требующей отваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплотились в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская премия в США.

Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера, иммигранта из Австро-Венгрии, прибывшего в Америку в 1864 г. Журналистская работа в Сент-Луисе дала Пулитцеру необходимый опыт и средства, чтобы в 1878 он смог издавать собственную вечернюю газету "TheSt.LouisPost-Dispatch", которая стала ведущим изданием Сент-Луиса. Одно из серьезных нововведений Пулитцера - проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.

В 1883 Пулитцер приобрел газету "TheNewYorkWorld" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк, В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. "TheNewYorkWorld" переживала тяжелые времена, а ее тираж составлял всего 15000 экз. В редакционной статье Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков". Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской газеты отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "pennypress". Такие заголовки, как "Дыхание смерти" или "Крещенный кровью", сразу приковывали внимание читателей. На газетных иллюстрациях место события (нахождения трупа, повреждения судна и т.д.) помечалось крестиком. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц".

В 1885 г. Пулитцер опередил конкурентов, проведя классическую пропагандистскую кампанию по сбору средств на постройку пьедестала для статуи Свободы. Эта шумная и блестяще организованная газетная кампания привлекла внимание всей страны к пулитцеровскому изданию, в результате которой была собрана сумма в 100 000 долларов, а тираж газеты достиг 100 000 экз. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец "эффектного журнализма". Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна.

Социологические данные рубежа веков говорят о том, что каждый второй житель Нью-Йорка покупал воскресное издание. В 1895 г. художник Ричард Аутколт создает "Желтого паренька" - серию рисунков, объединенных одним персонажем. Это приложение к воскресной газете положило начало существованию американского комикса как особого жанра массовой культуры. Так зародилась «желтая пресса».

Уильям РенфольдХерст (1863–1951) считается второй крупнейшей фигурой американской журналистики конца XIX – начале XX в. Его имя во многом стало символом многих отрицательных сторон американской капиталистической прессы.

Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодогоХерста еще в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания он написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Пасквиль», за что был исключен из университета.

В 1885-1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера «Нью-Йорк уорлд». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско.

В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «Нью-Йорк МорнингДжорнэл». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных». Херст расширил штат, включив в его состав несколько университетских приятелей, нанимает выдающихся публицистов того времени Стивена Крэйна и Джулиана Готорна, много работает сам. В 1896 г. Херст убедил перейти к себе создателя первого комикса Ричарда Аутколта. Он снизил цену до одного цента за номер и тираж газеты резко вырос. После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером.

С самого начала своей деятельности Уильям Херст становится сторонником «нового журнализма», предложенного Пулитцером массам американских иммигрантов, первейшей особенностью которого были предельно упрощенный английский язык, рисунки и комиксы и от которого неотделим сенсационализм, но сенсационализм «по Херсту» был несколько необычен. Собрав своих редакторов, Херст сказал им: «Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы ее могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, обитатели городского дна, подростки — все».

Херст перекупил весь репортерский отдел Пулитцера, писавший для воскресных выпусков. Пулитцер предложил журналистам вернуться на большие гонорары. Тогда Херст предложил им вдвое больше денег и перекупил снова. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта.

Пулитцер не мог угнаться за конкурентом. Его издание было предназначено для среднего класса и имело определённые рамки, которые он не мог переступить. Для Херста не было ограничений. Он говорил:

«Главный и единственный критерий качества газеты — тираж».

В разгар конкурентной борьбы между Херстом и Пулитцером, в 1898 году на Кубе началось освободительное движение против Испании. И газета Херста выступила главным обвинителем Испании и защитником Кубы. Херст не брезговал ничем, чтобы разжечь скандал.

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, и в первую очередь проблем сексуальных отношений. Для Херста более не существовало барьера благопристойности. Все новости, касающиеся личной жизни знаменитостей — шла ли речь о политике или театре –хороши, так как из них можно извлечь необходимый эффект. И обязательно должны присутствовать изображения, чем откровеннее и сенсационнее, тем лучше.

Вот правила, которые позже (в 1927 году) он рекомендовал своим журналистам: «Читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми (элементами) являются: 1) самосохранение, 2) любовь и размножение, 3) тщеславие.

Материалы, содержащие один этот элемент, хороши. Если они содержат два этих элемента, то они лучше. Но если они содержат все три элемента, то это первоклассный информационный материал. Элемент самосохранения содержится во всех информациях об убийствах, самоубийствах, несчастных случаях, драках, а также в сообщениях о здравоохранении, о продуктах питания, об алкоголе. К теме «любовь и размножение» следует отнести описание свадеб, сексуальные скандалы, разводы, любовь втроем, романтические истории об исключительных успехах, достигнутых на почве любви, драмы на почве ревности – короче, все интересное в вопросах пола.

Мы отвергаем все сообщения, которые не содержат ни одного из трех названных элементов. Мы пренебрегаем всем, либо совершенно обходим молчанием все, что является только важным, но неинтересным.

Мы признаем тот же принцип при подаче заголовка, а также при выборе телеграфных сообщений и развлекательного материала» .

Ульям Херст выделил для своей газеты выделил пять аспектов, которые необходимо использовать при подачи новостей:

1. Взрывной характер — проявлялся не только в самих текстах газеты, но и в заголовках, которые заинтересовывали, привлекали внимание к проблеме. Необходимо сконцентрировать внимание и преувеличивать.

2. Смех, угодный читателю – искали необычные аспекты в истории или по отношению к личности, если случай смешной сам по себе – еще лучше.

3. Допущение большего, чем возможно. Можно было взять какое-либо историческое событие и преподнести его так, будто журналист был его свидетелем.

4. Сцены массовых убийств при воспроизведении картин и других произведений искусства. Херст испытывал особое пристрастие к иллюстрации сцен насилия, оружия, схем готовящихся террористических актов и т.д.

5. Развлекать, развлекать, развлекать. Публикации должны были взрывать интерес читателя, волновать и приводить в восторг.

К 1922 г. корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет, 11 воскресных изданий, 2 радиостанции, компанию по производству документальных фильмов и кинокомпанию. В 1924 г. Херст реструктурировал свой бизнес: газеты, журналы, кинопроизводство и радиостанции разделил между отдельными компаниями, объединенными в холдинг. Была создана компания HearstConsolidatedPublishersInc., выпускавшая необеспеченные акции. Херст стал миллионером и очень влиятельной личностью в газетном мире. В 1935 году он был одним из самых богатых людей в мире, его состояние оценивалось в 200 млн долларов.

Наши рекомендации