Развитие русской эмигрантской прессы в 70-80 гг. XIX века: журналистская деятельность М.А.Бакунина и его последователей (журнал «Народное дело», газета «Работник», журнал «Община», «Набат».

Эмигрантская журналистика 70-х годов развивалась на подготовленной почве. Идеи Герцена положили начало новому направлению общественно-политической мысли России — народничеству. Народничество (лат.национализм) — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Алекса́ндрИва́новичГе́рцен (25 марта (6 апреля) 1812, Москва — 9 (21) января 1870, Париж) — русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков крепостнической Российской империи.

Основные идеи Герцена заключались в следующем. Построить в России социализм (справедливое общество) можно, если в основе нового общества будет община (крестьянская с ее коллективизмом и самоуправлением). России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму. Если в России совершится революция, то она будет не политической, а социальной, так как русский народ чужд политике. Преобразования необходимо провести с помощью радикальных реформ сверху. Он осознал всю опасность "крестьянской революции", которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта. Крепостное право необходимо ликвидировать, дав землю крестьянам без выкупа, сохранив общину. Так же необходимо ввести гражданские свободы и демократическое правление.

Идеологами социалистического течения стали также Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин.

В 70-е годы в колонии русских эмигрантов определились сторонники трех основных программ революционного народничества и их авторов: М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева. Каждый из них стремился создать периодический орган для пропаганды своих идей.

«Народное дело».

С именем Бакунина связано несколько изданий, в которых он стремился утвердить свою теорию анархизма. В 1868 г. в Женеве группа русских во главе с Бакуниным, в которую входили И. II. Жуковский, О. С. Левашова, Н. И. Утин, М. К. Элпидин и др., предприняла издание журнала «Народное дело». 1 сентября вышел первый номер, подготовленный М. А. Бакуниным при участии И. И. Жуковского, ранее занимавшегося организацией транспортировки в Россию изданий Герцена. В программе «Народного дела» провозглашались следующие требования: упразднение права наследования, «искоренение всякой государственности»; создание свободной федерации «вольных рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей»; передача земли земледельческим общинам, а капиталов и «орудий работы» — рабочим ассоциациям; предоставление женщине равных прав с мужчиной; уничтожение брака. По замыслу Бакунина журнал должен был стать рупором анархизма. Статьи первого номера журнала получили живой отклик в России.

Политические разногласия между участниками журнала привели к расколу. Бакунин, Жуковский, а затем и Элпидин вышли из редакции. «Народное дело» перешло в руки Н. И. Утина (ученику и последователю Чернышевского), А. Д. Трусова, супругов В. И. и Е. Г. Бартеневых, Е. Л. Томановской. Но уже в 4-м номере было заявлено о необходимости резко отмежеваться от таких бакунинских догм, как отказ от участия в политической борьбе.

В течение 1868-1869 гг. вышло 10 номеров журнала форматом немного меньше страницы писчей бумаги, в каждой книжке было от 24 до 64 страниц. Обложки не было: сразу после заголовка на первой странице помещалась статья. Материалы печатались анонимно, не сообщались и фамилии членов редакции. Публикации в журнале отличались большим жанровым разнообразием: это и письма в редакцию, и краткие библиографические заметки, и полемические статьи, и некрологи. Часто появлялись отклики на события в России и других странах.

С 15 апреля 1870 г. «Народное дело» выходит уже в виде небольшой газеты форматом в развернутый лист писчей бумаги как орган Русской секции I Интернационала (Международное товарищество рабочих ). Газета просуществовала недолго.

Редакторы «Народного дела» стремились изучить опыт западноевропейского рабочего движения, чтобы использовать его в революционной борьбе в России. Одной из наиболее важных задач газета объявляла борьбу против бакунизма. Объем публикаций, посвященных России, был в газете весьма ограничен: как правило, это лишь передовая или иная политическая статья. Материалы в основном шли от лица редакции, не было ни корреспонденции, ни писем из России, что говорило о слабых связях редакции с Россией.

«Работник».

Следующим изданием, которое Бакунину удалось создать лишь летом 1875 г., стала газета «Работник». Она была организована в Женеве последователями Бакунина — Н. И. Жуковским, 3. К. Ралли, А. Л. Эльсницем, В. А. Гольдштейном, И. А. Морозовым, Н. А. Саблиным. В течение 1875-1876 гг. вышло 15 номеров. В подзаголовке газеты значилось: «Газета для русских рабочих». Газета сообщала о деятельности 1 Интернационала, знакомила читателя с событиями в России и за рубежом.

Первый номер «Работника» вышел на 8 страницах небольшого формата (но три столбца на странице). Материал размещался традиционно: за передовой статьей шли публикации под рубрикой «Письма» (в основном из России). Но информации из России было так мало, что газета, предназначенная для рабочих, выходила фактически без участия самих рабочих. Редакция перешла на упрощенный, примитивизированный язык «под простонародье» в литературных публикациях — очерке, беседе, рассказе.

Постоянные связи с Россией редакции наладить так и не удалось. Приходилось писать корреспонденции большей частью по воспоминаниям или рассказам приезжих». При таких условиях «Работнику» трудно было рассчитывать на распространенность и доверие читателя. Факты часто появлялись недостоверные, информация из России приходила с большим опозданием.

«Община».

Уже после смерти Бакунина (1876 г.) его последователи издавали в Женеве в 1878 г. журнал «Община». Вышло 9 номеров — последним фактически в июне 1879 г. Журнал был предпринят как социально-революционное обозрение для «разночинной интеллигенции», здесь печатались теоретические статьи программного характера. В состав редакции кроме бывших редакторов «Работника» Н. И. Жуковского и 3. К. Ралли-Арборе. «Община» по кругу авторов и но содержанию являлась плодом сотрудничества эмигрантов с представителями революционных кружков, действовавших в России. Не случайно поэтому на ее страницах особое внимание уделялось событиям революционной жизни на Родине. Статьи печатались не анонимно, а с указанием авторов.

Наиболее известными публикациями журнала стали отчеты о процессах 50-ти и 193-х (с полным текстом знаменитой, имевшей большое агитационное значение речи народовольца И. Н. Мышкина), статья о террористке Вере Засулич, совершившей в 1878 г. покушение на петербургского градоначальника Трепова. Журнал был довольно популярен, выходил тиражом около 1000 экземпляров. Для удобства нелегальной переправы в Россию печатался он на тонкой бумаге. Объем его составлял 24-56 страниц.

«Набат».

В ноябре 1875 г. в Женеве вышел еще один журнал — «Набат». В подзаголовке значилось: «Орган российских революционеров». Редактором журнала был П. Н. Ткачев, появившийся за границей в 1873 г. и поначалу участвовавший в журнале Лаврова «Вперед!». «Набат» был создан при поддержке группы русско-польских эмигрантов бланкистского направления во главе с К. Турским и К. Яницким и рассчитан на образованную революционно настроенную молодежь. Вышло 20 номеров, в том числе ряд сдвоенных и строенных; некоторые номера издавались в виде книг. Ноябрьский номер за 1875 г. вышел в двух вариантах, которые различались по набору и содержанию. Журнал издавался форматом писчей бумаги, в два столбца, сначала в Женеве, с 1879 г. — в Лондоне; выходил нерегулярно, лишь в 1876 г. ежемесячно, объемом от 16 до 24 страниц.

В 1880 г. была предпринята попытка издавать его в Петербурге, но отправленный в Россию шрифт был захвачен полицией. В 1881 г. издание возобновилось в Женеве под редакцией К.-М. Турского и П. В. Григорьева (П. Грецко).

Ткачев с самого начала противопоставил себя анархистско-бакунинскому и пропагандистско-лавристскому направлениям. Журнал стал органом бланкистского, заговорщического (якобинского) течения революционной мысли. Призывая к немедленной революции, Ткачев исходил из посылки, которая была потом заимствована у него народовольцами, что самодержавное государство не имеет классовых корней в России и одинаково ненавистно всем социальным слоям. Ткачев отстаивал в «Набате» идею создания строго централизованной революционной организации и пытался осуществить ее практически основанием в 1 877 г. «Общества народного освобождения», органом которого с 1878 г. и стал «Набат».

В журнале Ткачева в полной мере нашли отражение общие для народничества иллюзии и утопии. Так, заявляя, что русский народ «революционер по инстинкту», Ткачев повторял ошибки бакунистов, против которых он выступал. Когда «Набат» оказался в распоряжении Турского, одобрявшего террористические методы борьбы, журнал превратился в орган край-нею террористического направления. В апологии террора как единственного средства борьбы он пошел дальше народовольцев, рассматривавших террор лишь как одно из средств политической борьбы.

Однако структура журнала не была постоянной, она изменялась в зависимости от формы, периодичности издания, наличия корреспонденции из России. Ткачеву не удалось сплотить единомышленников и наладить постоянные связи с Россией. В лучшие времена тираж журнала не превышал 1500 экземпляров.

Наши рекомендации