Развлекательные СМИ: тенденции развития в российской системе массмедиа.
Рекреация (от лат. recreatio - восстановление) - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности.
Отношение к этому роду деятельности СМИ было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определенной части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают некоторые новые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды. Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это работа. Читать прекрасную литературу - это наслаждение. Но одновременно - напряженный труд мысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Есть серьезная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика. Появление в газете произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и пр.
Радио - слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. Телевизор - смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы - отдых.
В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Однако развлечение и развлечению рознь. Даже «Поле чудес» имеет некий познавательный оттенок. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и даже специальная телепрограмма, которые целиком посвящены соответствующей тематике.
В XX веке СМИ превращаются из преимущественно социально-политического института в индустрию развлечений. Практически на протяжении всего XX века, но в особенности после Второй мировой войны, масс-медиа в рыночных демократиях сталкивались с падением интереса аудитории к политике. К концу века в большинстве развитых стран массовая аудитория разочаровалась в реальной политике и стала уделять все больше внимания частным потребностям и интересам, став социально менее активной. Людей занимали вопросы индивидуального бытия − карьерный рост, личное обогащение, семейная жизнь, самореализация. Социологи заговорили об аполитизации, переносе интереса из общественной в личную сферу, об индивидуализации как тенденции социального развития. Все это не могло не отразиться на деятельности и содержании средств массовой информации.
Медиаэкономисты уже в 1950 гг. пришли к выводу: главный ресурс, которым аудитория расплачивается за СМИ в процессе их потребления, − это ее время. Важнейшей особенностью взаимодействия аудитории и СМИ является тот факт, что большая часть медиасодержания потребляется аудиторией в часы досуга. Газеты читают утром за завтраком, радио слушают в автомобилях, по пути на работу и обратно, возвратившись вечером домой смотрят телевизор или читают журналы, но наиболее привлекательными периодами для СМИ становятся уик-энды, отпуска, каникулы. Словом, СМИ активно встраиваются в структуру свободного времени современного человека.
СМИ становятся индустрией, организующей − наряду с процессом производства и распространения содержания − доставку рекламы потребителям. Для достижения этой индустрией максимальной эффективности происходит интеграция прежде разделенных сегментов − масс-медиа и развлечений. Особую роль начинают играть электронные СМИ, поскольку для их обслуживания возникает мощный производящий сектор − звукозаписывающие студии, киностудии, продюсерские компании, телесиндикаты, фото-службы и т. п. Создавая относительно дешевые контент продукты, этот сектор усиливает процесс коммерциализации медиасодержания, его развлекательный характер. Экономика, ориентированная на потребление, объективно стимулирует движение СМИ в сторону индустрии развлечений.
Благодаря развитию технологического прогресса появляются новые платформы потребления и новые каналы доставки медиасодержания, основанные на цифровых мобильных технологиях. Домашний компьютер становится одновременно и центром развлечений, и центром доступа к журналистским материалам. Медиаиндустрия все чаще рассматривает современные технологические платформы как основу нового образа жизни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга. Естественно, что при этом интересы рекламодателей, ищущих более эффективных и узких каналов доступа к целевым аудиториям, удовлетворяются несравненно лучше.
Таким образом, современные масс-медиа, став в ходе общих для многих стран экономических и социальных процессов частью индустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определенные изменения в природе СМИ, связанные: с усилением их рекреационной функции.
Потенциальный кризис просматривается уже вполне отчетливо. Критический анализ отечественного медиарынка показывает: феномен, называемый «парадоксом разнообразия» СМИ, в России уже стал объективной реальностью. Правда, в секторе периодических изданий тенденция видна менее, отчетливо. Обнаружить общность в содержании различных газет и журналов немотивированному на это потребителю объективно сложно в силу того, что периодические издания, как СМИ активного потребления, физически не могут быть потреблены каждым членом социума в том же количестве, как электронные СМИ. Растущее однообразие развлекательного содержания может привести СМИ пассивного потребления − и в первую, очередь телевидение − в тупик.
Медиакритики давно констатируют: качество телевизионного контента в России либо падает, либо как минимум не растет. Главный бич эфирного пространства − откровенное копирование форматов конкурентов и постоянный рециклинг. Модель поведения, именуемая запингом, − естественная реакция телевизионной аудитории на стандартизированное предложение общенациональных эфирных каналов. Примечательно, что операторы платного телевидения, создающие специализированные каналы, по сути идут тем же путем, что и эфирные вещатели, − занимаются ретрансляцией дешевых низкокачественных программ и лишь изредка предпринимают попытки создать что-то новое. Как только в России пройдет первая эйфория от самой возможности смотреть 50−100 телеканалов, зрители осознают, что им и при этом за их же деньги предлагается экранныйsecond-hand. Представляется, что постоянно привлекать новых абонентов: такими программными стратегиями операторам платного телевидения едва ли удастся.
84. Журнал как тип издания. Типология журнальной периодики.
Журнал - периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей - интервью и аналитические статьи.
Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку.
По аудитории:
• Общероссийские
• Региональные
• Женские
• Молодежные и т.д.
По тематике:
• Универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы).
• Политико-экономические
• Технические
• Медицинские и т.д.
Например, журнал “Здоровье женщины” - по аудитории женский, по тематике - медицинский.
Кроме того, по целевой направленности различаются журналы:
• “стиля жизни” (Автопилот, Вояж, L’Officiel и т. д.) - то есть, их задача - показать ЧТО;
• “выживания” (с выкройками, советами по обустройству дома и т.д.) - объяснить КАК.
Основные тенденции развития журнальной периодики:
• Переход на более высокий уровень полиграфии;
• Увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения;
• Привлечение большего количества иллюстративного материала;
• Увеличение числа изданий для среднего класса;
• Увеличение числа еженедельных журналов, организованных по типу дайджеста (издательский дом Бурда)
• Снижение тиражей научно-популярных и профессиональных изданий и т.д.
Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал БрюноМонье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.”