Городская, районная и многотиражная пресса в российской системе массмедиа
Городские газеты являются яркими представителями региональной и местной прессы, основная характеристика которой — близость к читателю. Данная особенность позволяет им отвечать запросам городской аудитории, оперативно реагировать на ее проблемы.
Районная пресса - это особый вид печатных СМИ, который распространяется в российских глубинках. Внимание районного издания сконцентрировано на тех аспектах жизни общества, которые не освещаются другими СМИ. Ни где, кроме местного издания не возможно найти информацию о том, что делается в районной или поселенческой администрации. Незаменимость этого средства массовой информации очевидна как для обычного сельского обывателя, так и для желающего узнать, что происходит в российских провинциях.
Районная газета возникла из уездной прессы, которая была рассчитана исключительно на сельскую аудиторию, поэтому в ее основе и лежит своеобразный деревенский колорит и провинциальная обстоятельность.
Именно как "районная газета" она действует с 1930 г., когда было принято постановление ЦК ВКП (б) "О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов", в котором предлагалось на основе ликвидируемых окружных изданий, а также колхозно-совхозных газет развернуть сеть "районок".
Со временем, сеть районных изданий разрасталась, превращаясь в «могучее средство коммунистического воспитания масс» В 1929 г. в стране выходило 309 районных газет с разовым тиражом около 800 тыс. экземпляров.
Имея столь высокие тиражи и массовое распространение среди различных слоев советского общества, районная пресса была непосредственно связана с местной жизнью. Центральный Комитет партии обращал особое внимание на то, чтобы в районных газетах была хорошо поставлена союзная и местная информация. Так, районная пресса имела различные возможности для политического воспитания целых регионов страны.
Главным принципом районной печати, так же, как и прочих изданий советского периода, была партийность. Поэтому, в первую очередь, районные газеты освещали деятельность партийных организаций, руководства этих организаций, помещали материалы о воспитании колхозных кадров, о социалистическом соревновании, об организации и оплате труда, о работе МТС и совхозов. В районах, где имелись промышленные предприятия, в газетах публиковались материалы о производственной, партийной, комсомольской и профсоюзной жизни фабрик и заводов. Кроме того, районные газеты отражали богатую по содержанию жизнь своего района. На их страницах публиковались «Доска почета», рассказы и очерки о лучших людях района, о передовом опыте работы. Основной задачей районной печати считалось идейно-политическое воспитание трудящихся.
Каждая газета была органом партийного комитета. Редактор, как правило, являлся членом партбюро. Его обязанности входило руководство работой редакции в соответствии с текущей политикой партии.
Следует отметить, что в экономическом отношении газеты состояли на полной государственной дотации.
Пример: газета Уразовского района времен СССР «Путь Ленина» появилась в 1931 году и вначале львиную долю печатного поля занимали материалы, посвящённые проблемам животноводства и растениеводства. К концу 40-х годов «Путь Ленина» становится активнейшим информатором о всесоюзных и международных событиях, общественнополитическим изданием.
Районная пресса, как тип издания, сегодня находится не в самом лучшем состоянии. Это связано с тем, что перед районной печатью стоит целый ряд проблем. Прежде всего, это сложная экономическая ситуация. Большинство «районок» просто вынуждены искать средства к существованию. Это связано с тем, что были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишились права финансирования печатных изданий.
Еще одна проблема, которая дополняет экономическую нестабильность - это зависимость «районок» от местных властей. Ко всему прочему, сюда еще можно добавить отсталую полиграфическую базу и нехватку профессиональных кадров.
Многотиражные газеты (многотиражки) - советские предшественницы корпоративной прессы. Опыт активного участия трудящихся в выпуске в трудовых коллективах тысяч настенных газет привел к появлению в 1922-25 годах первых печатных фабрично-заводских газет. Термин «многотиражная печать» отражал тот факт, что первые издания подобного типа создавались на основе стенных газет путем их тиражирования с помощью гектографа - печатного станка. Отсюда, очевидно, и появилось слово «многотиражная»: по сравнению с единственным экземпляром настенной газеты даже тираж в несколько десятков или сотен экземпляров - это, конечно, было много.
Среди первых советских многотиражных газет были «Светоч» (завод «Светоч», Ленинград), «Наша газета» (впоследствии «Мартеновка», завод «Серп и Молот», Москва), появившиеся в начале 20-х гг. XX века. К середине 20-х «низовая» печать получает в СССР поистине массовое распространение. Свои многотиражки возникают не только на заводах, фабриках, но и в вузах и многих других учреждениях.
Многотиражная печать заняла важное место в системе советской прессы, явилась, с одной стороны, трибуной для сотен тысяч рабочих, с другой стороны - важнейшим и эффективным средством официальной пропаганды и агитации.
«Золотой порой», этапом пышного расцвета советской многотиражной прессы можно назвать 70-80-е годы. В 1972 г. в СССР выпускались 3852 многотиражные газеты общим тиражом свыше 440 миллионов экземпляров (в том числе около двух с половиной тысяч изданий предприятий и научно-исследовательских институтов, 995 колхозных газет, около 4000 вузовских).
Когда начались рыночные реформы, многотиражная пресса на время стала ненужной.
Постепенно, к середине 90-х годов заводские многотиражные издания стали превращаться в корпоративные.
Функции: идеологическая, информационно-коммуникативная, интеграционная, организационно-агитационная, имиджевая, образовательная (просветительская), развлекательная.
В настоящее время корпоративная пресса в России - наиболее интенсивно развивающийся тип СМИ. И это совпадает с мировыми тенденциями последнего десятилетия.
Современная многотиражная печать, являясь средством социального управления и связи в коллективе, помогает в осуществлении задач, стоящих перед предприятием, всесторонне освещает деятельность организации, помогает контролировать ход трудового процесса, участвует в развёртывании внутризаводского соревнования, способствует проявлению социальной активности трудящихся. Многотиражная печать играет важную роль в создании необходимого социально-психологического климата в коллективе, в выработке ответственного отношения к труду, норм поведения, трудовые традиции. Участие трудящихся в работе многотиражной печати может носить массовый, постоянный, организованный характер (общественные редколлегии, отделы, рабкоровские посты и т. д.).
76. Отечественная публицистика довоенного и военного времени (1930 - 1940-х гг.): герои, сюжеты, жанры. Ведущие советские публицисты 30-40-х гг. ХХ века: М.А. Шолохов, М. Кольцов, А. Толстой, И. Эренбург, К. Симонов и др.(ничего не могу найти про Кольцова, точнее о его работе в этот период, только его имя в списках перечислений)
С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.
Главная тема их произведений - тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставлять равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений.
Тема Родины занимает главное место в публицистическом творчестве А.Толстого с первых дней войны. 27 июня 1941 в “Правде” появилась его первая военная статья “Что мы защищаем”. В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Родину.
В творчестве А. Толстого - и художественном и публицистическом - тесно переплетаются две темы - Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека.С наибольшей полнотой это единство воплотилось в “Рассказах Ивана Сударева”, первый цикл которых появился в “Красной звезде” в апреле 1942, а последний - “Русский характер” - не страницах этой же газеты 7 мая 1944.
За годы войны А.Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались в газетах.
23 июня 1941 - на второй день войны - началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья “В первый день”, появившаяся в печати, несла с собой высокий гражданский пафос, стремление вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И.Эренбург по приглашению редакции “Красной звезды” пришел в газету и в тот же день написал статью “Гитлеровская ода”, которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах.
Свою главную задачу он видел в воспитании у народа ненависти к захватчикам.Статьи И.Эренбурга “О ненависти”, “Оправдание ненависти”, “Киев”, “Одесса”, “Харьков” и другие обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Эренбург писал о фактах зверств захватчиков, приводил свидетельские показания, ссылки на секретные документу, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.За годы войны Эренбург написал около 1,5 тысяч памфлетов, статей, корреспонденций, вышли в свет четыре тома его памфлетов и статей под названием “Война”. Первый том, изданный в 1942, открывался циклом памфлетов “Бешеные волки”, в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей - Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера.
Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро и телеграфные агентства в газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составили данный цикл. Все они затем вошли в книгу “Летопись мужества”.
Константин Симонов - неутомимый корреспондент “Красной звезды”, прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла. Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные корреспонденции и очерки К.Симонова. “Части прикрытия”, “В праздничную ночь”, “Юбилей”, “Истребитель истребителей”, “Песни” и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духовный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгновение. 16 января 1942 года в “Правде” появилось стихотворение “Жди меня”.