Современная молодежная пресса
В середине 90-х гг. молодежная пресса России структурировалась вразличного типа издания, предназначенные для детей, подростков, юношества. И хотя каждое из них отличалось своими особенностями, связующими оставались общие цели.
Проблематика детской и юношеской печати преследует цель приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике. На страницах газет и журналов, адресованных юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга и т.д. Значительное место в детской и подростковой прессе отводится деловой информации.
Сейчас журналистика стала более развлекательной. Молодёжь официально – от 14 до 26 лет.
Изменения: взрослая пресса не предлагает контент для молодёжи. Молодёжные СМИ делятся по типу, по аудиторному признаку, половому, тематическому.
Меняется стиль языка: нет цензуры – появился молодёжный сленг.
СМИ задают форматы поведения, формируют представления о моде и.т.д.
Молодёжь сегодня выступает перед нами в определённом образе, по которому мы можем оценивать нынешнее состояние общества. Агрессия на экранах телевизора, пропаганда насилия в кинофильмах, секса в интернете и глянцевых журналах становится причиной многих аморальных предпочтений молодых людей. Это снижает интеллектуальный уровень молодого человека, и он становится зависим не от духовного мира, а от физического. Средства массовой информации утратили функции воспитания, достоверного информирования, просвещения и влияния на формирование полноценно-развитой личности.
Сегодняшние СМИ стоят на перепутье, идти по дороге совести или денег, бизнеса. Не думая о последствиях, о нравственной стороне этого вопроса СМИ стараются любыми способами привлечь массовую аудиторию. Очень важным является то, что молодёжь – это та аудитория, которая ещё познаёт мир и себя, тем самым любые вмешательства со стороны могут повлиять на формирование личности в целом. У молодёжных СМИ огромные перспективы развития, с каждым годом количество изданий увеличивается. Но в основном часть их не самостоятельна и порой сама молодёжь об их существовании ничего не знает.
Ориентация на низменные вкусы вызвана нынешним временем, развитием технологий, что приводит к смене ценностей и нравственных ориентиров. Коммерческие СМИ в условиях этой среды делают упор на человеческие потребности и удовлетворение запросов. Жесткая конкуренция не даёт некоторым изданиям выйти на массовый уровень. Идёт противостояние старого века и нового. Проблемы в журналистике так же связаны с этими факторами. СМИ развиваются, изменился облик газет и журналов: чаще стал использоваться видеоряд, вместо текста. Качество материалов снижается, потому что всё чаще приходят в сферу журналистики непрофессионалы, блогеры, комментаторы из интернета. Быстрый темп жизни породил лёгкое ненавязчивое чтение. На телевидении транслируются развлекательные передачи: сериалы, американские фильмы, ток-шоу. Контроль со стороны государственных органов стал значительно слабее. Но, не смотря на это, создаются некоммерческие издания, которые готовы доносить качественную и полезную информацию, но им не хватает рекламы и уровня, чтобы сама молодёжь узнавала о их существовании. СМИ продолжают искать пути взаимопонимания, точку соприкосновения со своей аудиторией.
Возьмем например студенческие издания – это особый сегмент молодёжной периодики, где главными сотрудниками выступают студенты журналистских специальностей. Студенты журналисты делают такие издания для своих сверстников и для себя, а пишут о том, что их окружает и волнует,– о своей студенческой жизни.
Особое место в этих изданиях занимают темы, так или иначе посвящённые студенческой жизни. В молодёжных средствах массовой информации материалам о студенчестве отводится от 10до 90% общего объёма изданий. Журналисты пишут о проблемах, которые волнуют их однокурсников, дают советы, помогающие справиться с каждодневными студенческими трудностями, отвечают на вопросы читателей, касающиеся разных жизненных ситуаций, просят сверстников поделиться своим опытом.
Большая часть материалов о студенческой жизни носит яркую позитивную окраску. Журналисты например, «Студенческого города» (Саратов), «Gaudeamus’а» и «Кактуса»(Ростов) пишут о том, как современные студенты отдыхают и занимаются творчеством, путешествуют по разным странам и проводят время в ночных клубах, устраивают себе праздники и весело прогуливают пары. Первое знакомство с молодёжными СМИ нередко оставляет ощущение «тусовочности» и поверхностности этих изданий. И действительно, яркое цветовое оформление, экспрессивные фотографии, броские заголовки создают иллюзию непрекращающегося праздника и веселья, отсутствия проблем и забот в студенческой жизни.
Позитивный, живой настрой в подаче материалов характерен для подавляющего большинства молодёжных газет и журналов. Наверное, в этом и заключается главное отличие студенческой прессы от «взрослой»: молодежь пишет обо всём с твёрдой уверенностью в успехе, с пониманием того, что для каждой проблемы можно найти решение. Будь то статья о непростой жизни в студенческом общежитии или низких стипендиях, ненавистной для всех студентов сессии или проблемах с военкоматом – в любом материале можно по разному расставить акценты. Можно поднять проблему, разворошить её, докопаться до истоков,обличить виноватых и на этом остановиться – так делает большинство «взрослых» газет. А можно подойти к подготовке статьи с неменьшим профессионализмом, получить ту же информацию из тех же источников, но при этом рассказать читателям, как проблему можно решить, попробовать обозначить выход из сложной ситуации. Ощущения от прочтения такого материала будут гораздо приятнее. Редакции молодёжных изданий стараются помогать читателям своими публикациями, и зачастую у них это неплохо получается.