Факт как основа журналистского произведения.
В основе любого журналистского произведения лежат факты. Поэтому столь важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации мыслей и т.п., необходимо для начала разобраться в сложной природе факта.
В качестве объекта журналистского отражения может быть и сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек. Включаясь в процесс познания действительности, журналист фокусирует внимание на общественно значимых событиях. В самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации проявляется авторская субъективность.
Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. А как же быть с авторскими комментариями, рассуждениями, мнениями? Если в хроникальной информации нужно и следует обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно-публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала, или в виде опорных аргументов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист не только подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную трактовку и оценку.
Американские исследователи ЭверетДэниис и Джон Мэррилл, отвечая на данный вопрос, пишут: «Для журналистов объективность не означает математическую или научную точность, а, скорее, такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Для многих объективность означает точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания». Стремясь к объективному освещению событий, журналисту нужно помнить, что нельзя подменять факт собственным мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.
- «Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью». Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные, юридические, культурологические и др. Отношение к фактам как к единицам знания и вызывает к ним заведомое доверие у людей.
Чтобы быть уверенными в репрезентативности фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены; во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов.
Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки». В аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются материалы социологических исследований, экспертные заключения, статистические выкладки, результаты экспериментов и др. Подобного рода фактические данные применяются в виде иллюстративного материала или в качестве основных или дополнительных аргументов, придавая авторским рассуждениям особую убедительность.
Использование статистических данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать то или иное явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, наконец, сделать на их основе выводы.
Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих материалах так называемые обыденные факты. В основе обыденного факта лежат не только некие моменты действительности, но и реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения. Главная особенность обыденных фактов – вихжизнеподобии. В отличие от фактов науки они носят синкретичный характер и в силу этого не способны раскрыть суть того или иного явления. Обращение журналистов кподобного рода фактам может быть обусловлено следующими причинами: во-первых, с их помощью можно воссоздать привычный и узнаваемый читателями фон того или иного фрагмента действительности; во-вторых, выявить мотивы поведения людей; в-третьих, подчеркнуть те или иные стороны события.
Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.
Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом – дать подробности о событии, в третьем – разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в четвертом – создать документальный образ современника и др. В зависимости от целей сообщения журналисты используют различные способы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Кроме того, позиционирование фактов в различных жанрах журналистики (информационных, аналитических и художественно-публицистических) имеет свои особенности.
Интерактивная журналистика.
Интерактивная журналистика - изменение отношений между редакционным коллективом и аудиторией, замена однонаправленного воздействия прессы на массы, переход от монолога журналистов к диалогу с читателями. Такие отношения превращают их в равноправных информационных партнеров.
Наиболее полно интерактивная журналистика выражена в сетевых изданиях Интернета, у некоторой части аудитории в прямом теле и радиоэфире.
Интерактивная журналистика включает в себя блиц-опрос, ток-шоу, круглый стол, беседу, интервью, обзор писем, вопрос-ответ, отчет.
«Интерактивность» применительно к журналистике сформировалось в процессе осознания специфики технически опосредованного аудиовизуального общения как особого типа коммуникаций. Благодаря бурному развитию новых коммуникационных технологий, позволивших интенсифицировать контакты радийных и телевизионных редакций с аудиторией, возникла возможность наблюдаемого оперативного взаимодействия журналистов с представителями аудитории, выступающего как акт программируемой прямой и обратной связи (опять-таки по типу «стимул—реакция»). Эффект, производимый таким взаимодействием, спровоцировал использование интерактивности как свойственного качества аудиовизуальных коммуникаций в роли технологического приема, допускающего имитацию интерактивного взаимодействия. Тем самым у понятия «интерактивность» появилось второе значение. Интерактивное голосование, интерактивные опросы в ходе телепередач — примеры использования интерактивности как телевизионной технологии. «Интерактивность» это сотворчество.
Многоуровневая структура предмета отображения — особенность любой модели интерактивного жанра. Адресат информации, становясь свидетелем творческого процесса, в котором участвуют не только профессиональные журналисты, но и представители других сфер деятельности, получает ощутимый импульс для активизации собственного творческого потенциала. И это свойство интерактивных текстов — не только решать разнообразные конкретные задачи, но и нести в аудиторию оперативное знание о фактах сотворчества социальных субъектов, стимулирующее творческую активность.
Специфика работы по созданию материалов данной жанровой группы, определяемая особыми требованиями к журналисту. В их число входят:
• необходимость вдумчивого подхода к отбору лиц, ситуации контакта с которыми требуют обнародования;
• корректное и уважительное отношение к партнерам по общению, умение найти «ключ» к каждому из них;
• высокий уровень культуры, в том числе этической и речевой.
От работы над материалами других жанровых групп процесс подготовки интерактивных текстов отличается, прежде всего, своей структурой. В большинстве случаев творческий акт здесь включает в себя три обязательных этапа:
• подготовку контакта;
• осуществление контакта;
• отражение контакта в тексте.
Так, при подготовке обзора писем важно, чтобы у журналиста был навык работы с редакционной почтой. Она для него — основной источник информации. По словам опытного газетчика Т. Быстровой, критерий отбора писем для публикации один: они должны быть живыми, острыми, интересными. Причем не только тому, кто прислал письмо, а всем читателям газеты. Учитывается этот критерий и при определении темы обзора писем. Она должна восходить к общее значимой проблеме, быть животрепещущей. Увидеть ее, распознать, выявить в материале — основная задача автора обзора писем.
Дляблиц опроса особое значение имеет точный выбор информационного повода. Источниками информации при этом могут быть:
• нормативные документы, способные вызвать общественный резонанс;
• данные статистики и материалы СМИ, привлекшие общественное внимание;
• форумы в Интернете, где идет бурное обсуждение актуальных проблем;
• люди, высказывания которых сопровождаются оживленной общественной реакцией.
При подготовке к круглому столу журналист нуждается не только в глубоком ознакомлении с темой предстоящего обсуждения, но и в том, чтобы иметь определенное представление о его участниках. Поэтому имеет смысл предварительное общение со всеми, кто будет задействован в публичной дискуссии. Стоит особо сказать о том, что необходима журналисту в данном случае, и самоподготовка в плане психологическом: роль ведущего, модератора коллективного разговора требует и быстрой реакции, и способности «зажигать», и умения снимать возникшее в аудитории напряжение. А это все недостижимо без соответствующего настроя.
Среди основных умений журналиста, работающего в интерактивных жанрах, — умение слушать своего собеседника, замечать своеобразие его мысли и речи, чтобы ненароком не помешать звучанию его живого слова, проявлению интересной индивидуальности. Но и от журналиста партнер по общению, а вместе с ним и аудитория ждут проявлений личностного своеобразия. Если таковое присутствует, материал — будь это интервью, беседа, круглый стол, ток-шоу — обретает особую метку: ею становится журналистское имя в рубрике: «Беседы с Инной Руденко».
45. Региональная пресса: особенности и тенденции развития в постсоветской России.(идеальный вопрос для замкадышей – воду лить тут можно мастерски)
Районная пресса - это особый вид печатных СМИ, который распространяется в российских глубинках. Внимание районного издания сконцентрировано на тех аспектах жизни общества, которые не освещаются другими СМИ. Нигде, кроме местного издания невозможно найти информацию о том, что делается в районной или поселенческой администрации. Незаменимость этого средства массовой информации очевидна как для обычного сельского обывателя, так и для желающего узнать, что происходит в российских провинциях.
Районная газета возникла из уездной прессы, которая была рассчитана исключительно на сельскую аудиторию, поэтому в ее основе и лежит своеобразный деревенский колорит и провинциальная обстоятельность.
Именно как "районная газета" она действует с 1930 г., когда было принято постановление ЦК ВКП (б) "О реорганизации сети газет в связи с ликвидацией округов", в котором предлагалось на основе ликвидируемых окружных изданий, а также колхозно-совхозных газет развернуть сеть "районок".
Со временем, сеть районных изданий разрасталась, превращаясь в «могучее средство коммунистического воспитания масс» В 1929 г. в стране выходило 309 районных газет с разовым тиражом около 800 тыс. экземпляров.
Имея столь высокие тиражи и массовое распространение среди различных слоев советского общества, районная пресса была непосредственно связана с местной жизнью. Центральный Комитет партии обращал особое внимание на то, чтобы в районных газетах была хорошо поставлена союзная и местная информация. Так, районная пресса имела различные возможности для политического воспитания целых регионов страны.
Главным принципом районной печати, так же, как и прочих изданий советского периода, была партийность.Поэтому, в первую очередь, районные газеты освещали деятельность партийных организаций, руководства этих организаций, помещали материалы о воспитании колхозных кадров, о социалистическом соревновании, об организации и оплате труда, о работе МТС и совхозов. В районах, где имелись промышленные предприятия, в газетах публиковались материалы о производственной, партийной, комсомольской и профсоюзной жизни фабрик и заводов. Кроме того, районные газеты отражали богатую по содержанию жизнь своего района. На их страницах публиковались «Доска почета», рассказы и очерки о лучших людях района, о передовом опыте работы. Основной задачей районной печати считалось идейно-политическое воспитание трудящихся.
Каждая газета была органом партийного комитета. Редактор, как правило, являлся членом партбюро. Его обязанности входило руководство работой редакции в соответствии с текущей политикой партии.
Следует отметить, что в экономическом отношении газеты состояли на полной государственной дотации.
Пример: газета Уразовского района времен СССР «Путь Ленина» появилась в 1931 году и вначале львиную долю печатного поля занимали материалы, посвящённые проблемам животноводства и растениеводства. К концу 40-х годов «Путь Ленина» становится активнейшим информатором о всесоюзных и международных событиях, общественнополитическим изданием.
Районная пресса, как тип издания, сегодня находится не в самом лучшем состоянии.Это связано с тем, что перед районной печатью стоит целый ряд проблем. Прежде всего, это сложная экономическая ситуация. Большинство «районок» просто вынуждены искать средства к существованию. Это связано с тем, что были отменены экономические льготы, установленные для прессы в середине 1990-х годов. С началом реформы местного самоуправления и перераспределением части финансовых обязательств с центра на регионы в федеральный бюджет перестали закладываться средства на помощь местным СМИ, а с 1 января 2006 года районные и городские администрации лишились права финансирования печатных изданий.
Еще одна проблема, которая дополняет экономическую нестабильность - это зависимость «районок» от местных властей. Ко всему прочему, сюда еще можно добавить отсталую полиграфическую базу и нехватку профессиональных кадров.