Исторические типы журналистики в аспекте свободы СМИ.
Исторические типы журналистики:
Феодально-монархическая печать
Буржуазная
Религиозно-клерикальная
Журналистика социалистической и коммунистической ориентации
Феодально-монархическая журналистика - не свободна, пропаганда Петровской деятельности например; религиозно-клерикальная - ограничена канонами; буржуазная - родилась как свободная, но ввиду борьбы есть ограничения; социалистическая - не свободна отражала государственную политику, пропагандировала марксизм-ленинизм, советский союз, и их нельзя было подвергать сомнению; современная российская - многогранная.
Концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати, ведущей начало со времен кардинала Ришелье и петровских «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания буржуазных революций становится консервативной, а затем и реакционной силой.
Возникнув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами свободы печати, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой французской революции выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «персонального журнализма» (до начала ХIХ в.), когда автор был и редактором, и издателем. После победы буржуазных революций сформировались средства массовой информации разных ориентаций — от демократических левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии).
Особый тип — религиозно-клерикальная журналистика возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в ХVI в. нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Это проявляется сначала в период английской реформации (борьба Генриха VIII против Ватикана, отделение английской церкви) и почти одновременно — в ходе Реформации в Германии, протестантского движения во Франции, философско-эстетического ренессанса в Италии. В обоснование своих позиций идеологи католицизма разработали доктрину «соединения божьей и народной воли в борьбе против светских князей, королей и императоров, поставивших себя «вне божьего закона». Иезуиты в эпоху Елизаветы I создали подпольную типографию, которая стала выпускать памфлеты и полемизировать с ересью. В начале ХVII в. Ватикан проводит в жизнь целую программу мер, чтобы укрепить позиции католической веры в различных частях мира. Был создан пропагандистский центр католицизма — «Конгрегация пропаганды веры». Об этом сообщалось указом (буллой) папы Григория ХV (июнь 1622 г.), с которого собственно и начинается термин пропаганда (от лат. — распространять). Выпуском литературы по пропаганде веры стало заниматься папское издательство «Типография полиглота», имеющее такой разветвленный аппарат, какого не было в последующих веках.
Журналистика социалистической и коммунистической ориентации возникла в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале ХХ в. социалистическая (социал-демократическая, лейбористская и пр.), и коммунистическая печать решительно разошлись, ибо первая выступает за реформистский путь реализации социалистических ценностей, в то время как вторая — за революционный.
История журналистики сопровождалась дискуссиями о сущности прессы, ее влиянии на общество, отношении с властными и другими структурами. В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-теоретические направления.
Представители гуманитарно-демократического направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влиянием идей просветителей — философов и писателей гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию. Монтескье и Вольтер критиковали феодально-монархические устои, феодализм как форму управления, религиозный фанатизм современного феодального общества.
Марксистская теория журналистики, возникшая в условиях нарастания социальноклассовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе и радикальных, средств.
Инфрастуктура СМИ
Инфраструктура (лат.инфра «под, ниже + структура») - система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности - информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой - обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.
Важнейшими частями инфраструктуры являются:
- информационные агентства и службы обмена информацией,
- производственно-технические подразделения,
- службы связи,
- система доставки и распространения,
- институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них,
- ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц,
- государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюдающие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.
Для нормального функционирования печати, радио, ТВ необходимо существование обширной инфраструктуры (от лат. "infra" – "под, ниже" + структура). Это система жизнеобеспечения журналистики. Е. Прохоров предлагает следующую точку зрения на составляющие части инфраструктуры.
Информационные службы:
информационные агентства
пресс-центры;
PR-службы/службы связи с общественностью;
рекламные агентства.
Техническая часть инфраструктуры, которую составляют:
предприятия полиграфии;
технические центры ТВ и радио;
предприятия связи;
организации, занимающиеся торговлей и распространением прессы
производители теле- и радиотехники, бумаги, оргтехники, технических средств для СМИ.
Система работы с кадрами, в которую входят:
факультеты и отделения журналистики;
различные семинары и курсы повышения квалификации;
творческие союзы журналистов.
Организационно-управленческая структура, которую возглавляет Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Е. Вартанова называет только два уровня инфраструктуры.
1.Сектор производства содержания, которое распространяется посредством каналов СМИ. Это информационные агентства, студии звукозаписи, производители телепрограмм, видео- и киностудии.
2.Сектор привлечения финансов. Это рекламные агентства и PR-агентства, материалы которых также составляют важную часть содержания СМИ.
Ближе всех к "трем китам" СМИ - печати, телевидению и радио - находятся информационные агентства, т. к. они тоже заняты созданием массовой информации. Их основное отличие в том, что они не выходят непосредственно на аудиторию, а используют в качестве посредников печатные и аудиовизуальные СМИ. Кстати, агентства возникли раньше газет. В "допечатный период" сбором информации для различных политических и экономических ведомств занимались специальные службы. Позже, из работников этих служб формировались штаты первых изданий – как, например, французской "Gasette".
Крупные информационные службы возникли в середине 19 века, когда сложилась массовая ежедневная пресса.