Государственная информационная политика в области СМИ

Выявленные и разработанные теоретически закономерности функционирования СМИ, проходят стадию фиксации в документах разного масштаба и характера - редакционных правилах поведения, уставах журна­листских организаций, хартиях, кодексах, международных принципах жур­налистской этики, решениях институтов ООН, ЮНЕСКО и др. международных организаций и т.д. Общеобязательные нормы фиксируются в законодатель­стве (внутригосударственном и международном). Принято положение, со­гласно которому российское законодательство не должно противоречить международному, иначе в России действуют международные нормы.

По характеристике Закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственная политика в сфере информации определяется как «создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономиче­ского развития Российской Федерации»

Основа государственной политики - законодательство и др. норма­тивные акты. Законодательные инициативы и предложения первоначаль­но концентрируются в Комитете по информационной политике и связи Государственной думы Федерального собрания, который проводит пуб­личные слушания, обсуждения в Палате по информационной политике Политического консультативного комитета, где представлена журналист­ская общественность, и затем выносится на обсуждение Государственной Думы, а по принятии ею - Совета Федерации, и наконец представляется на подпись Президенту.

Государственную политику в области СМИ вырабатывает и реализует целая система учреждений: законодательство: парламентские и президентские структуры, управление: Министерство по де­лам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций и др.

Основы государственной политики сформулированы в Конституции РФ: «каж­дому гарантируется свобода мысли и слова» и «каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять ин­формацию любым законным способом». При этом «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Деятельность СМИ регулируется Законом «О средствах массовой информации», к которому примы­кают Законы «О праве на информацию», «Об авторском праве и смежных правах», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации» и др. Журналистики касаются нормы, зафиксированные в «Уголовном ко­дексе», «Гражданском кодексе» и ряде других законоположений.

Законодательство в сфере СМИ можно рассматривать с двух сторон: 1) со стороны полноты охвата регулируемого «поля» отношений. Для журналистики это система отношений государства со СМИ; учредителя (владельца) и журналистов; журнали­стов и объектов их произведений; СМИ и социальных институтов; СМИ и граждан; СМИ и аудитории; СМИ и других СМИ; СМИ и технических служб и т.д., то есть всех отношений в сфере функционирования СМИ. 2) со стороны точности и справедливости законоположений: правоотношения между различными социальными субъектами должны гарантировать правопорядок.

Реализуя требования Конституции, Закон «О средствах массовой ин­формации» гарантирует свободу учреждения (лицензирования), владе­ния, пользования и распоряжения средствами массовой информации. Учредителями могут быть все социальные субъекты - отдельные граждане и их объединения, учрежде­ния, организации, государственные органы. При учреждении газеты данные о ней, об учредителе указываются для получения лицензии.

Внутрижурналистские отношения(учредитель, т. е. владеющий СМИ издатель или вещатель, - главный редактор - журналисты) в силу объек­тивных сложностей трудны для законодательного регулирования. Учре­дитель как собственник СМИ справедливо рассчитывает на то, что работники СМИ будут руководствоваться его интересами и целями. Однако и «нанятые» сотрудники могут в большей или меньшей степени разойтись в своих сужде­ниях с позицией учредителя.Последнее слово остается за владельцем, но: 1) учредитель СМИ, исходя из «частных» интересов, не может не счи­таться с другими «частными» позициями и «общими» нуждами общества. 2) задачи по информационному обеспечению демократии и, соответственно, забота об информированности аудитории оказываются общими для учредителя и сотрудников СМИ.

По закону о СМИ учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой ин­формации (ст. 18), а «редакция осуществляет свою деятельность на осно­ве профессиональной самостоятельности» (ст. 19). Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией с достаточной очевидностью «в пользу» редакции, что в пору принятия закона (1991 г.) было связано с процессами преобразования в журналистике. Однако принятый позже Гражданский кодекс наделил правами «первого лица» (как в других сферах деятельности) владельца, т.е. учредителя (издателя, вещателя).

Отноше­ния между СМИ и источниками информации(социальными институтами и гражданами). Чтобы выполнять свои функции, журналисты должны обла­дать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности - мера публичности, открытости.

Конституция, Закон о СМИ, законодательство содержат положения: о праве на информа­цию, о защите информации, о государственной тайне, о порядке освеще­ния деятельности государственных органов, определяют права журналистов на получение информации, порядок дей­ствия сторон, санкции за неправомерное поведение.

Закон о СМИ обязывает «государственные органы и организации, обще­ственные объединения и должностные лица предоставлять сведения о сво­ей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и иных материалов и в иных формах» (ст. 38). (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны - служебные, коммерческие, банковские тайны, следствия, усыновления, вкладов в банки, врачебной и т.д.). Также законом защищается достоинство личности, ее честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.

В случае отказа предоставить информацию, которая не является секретной, соответствую­щие инстанции должны в трехдневный срок уведомить о причинах.Законода­тельством установлены санкции за неправомерный отказ (штраф до 500 минимальных окладов). Правом обращаться в суд, чтобы добить­ся получения информации и/или наказания виновного, журналисты обычно не пользуются: ведь информация, получение которой оттянуто на недели и месяцы, теряет свою значимость для СМИ.

Права журналистов на распростра­нение информации.Закон о СМИ содержит статью о недопустимости злоупотребления сво­бодой массовой информации. В соответствии с ней не допускается ис­пользование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному из­менению строя, нарушению целостности государства; для разжигания национальной, социальной, религиозной розни и нетерпимости; для про­паганды войны, фашизма; для распространения порнографии, культа насилия и жестокости. Ограничивается распростра­нение эротических изданий и программ.

Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к на­силию, агрессии, возбуждению национальных страстей, запрещает недобросовестную, недостоверную, неэтичную, ложную, скрытую рекла­му, ограничивает объем рекламы на страницах прессы и в эфире.

Государственные СМИобязаны предоставлять – бесплатно или за деньги место в СМИ для вы­ступлений зарегистрированных кандидатов при выборах. Негосударственные СМИ решения принимают сами. Государственные СМИ обязаны публиковать об­ращения и заявления Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, сообщать о решениях Конституционного Суда, Фе­дерального Собрания, Председателя Правительства и др. общезначимых фактах деятельности органов государственной власти.

Отношения между СМИ и аудито­рией. По Закону о СМИ «граждане имеют право на оперативное получение... достоверных сведений о деятельности государственных ор­ганов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц» (ст. 38). Ограниченность обяза­тельств перед аудиторией еще более проявляется в законной возможно­сти не обращать внимания на почту, отказываться от публикации посту­пивших в редакцию обращений, не отвечать на письма.

Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и ос­корбление (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены пре­тензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией. Обиженные имеют право обратиться в суд в защиту своей чести, достоин­ства, деловой репутации (по Гражданскому кодексу).

Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности.

Государство является учредителем Информационного телеграфного агент­ства России - ИТАР - ТАСС, Российского информационного агентства (РИА – Новости (Россия Сегодня)), различных информационных служб палат Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и т.д.Государственные институты являются учредителями ряда СМИ («Российская газета», «Парламентская газета», холдинга ВГТРК, соучредителем ОРТ и т.д. В государственной собственности находятся наземные и космические каналы связи, много полиграфических предприя­тий и др. составляющих информационной инфраструктуры. Государство является «распорядителем эфира» - выдает лицензии на теле- и радиовещание.

Также государство контролирует СМИ с помощью цензуры. Контроль осуществляют по закону многие государст­венные институты - Минпечати, Антимонопольный комитет и др. специа­лизированные органы. Сначала при нарушении Закона СМИ получает письменное предупреждение, а неоднократные в тече­ние года нарушения могут привести к отзыву лицензии, приостановлению деятельности СМИ.

Система СМИ и ее структура.

Система СМИ - Объединение средств массовой информации в одно целое, подчиненное единой задаче. Цель - доведение информации до аудитории и воздействие на нее при помощи определенных действий.

Структура СМИ: 1) печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники, бюллетени и т.д. 2) аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документальное кино, видеовещание. 3) информационные службы – телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью и т.д.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости.

Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи, заложенная в «генотип» массовых коммуникаций. Наконец, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п.

Основные преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий. Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продукцию радиовещания. В течение последнего десятилетия оно не только не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении.

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности. Синтезируя изображение и звук, оно способно добиваться почти полного жизнеподобия транслируемых картин, обеспечивать совпадение по времени событий и зрительского наблюдения за ними. Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гавасав начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным. При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Невозможно игнорировать электронные версии бумажных изданий, доступные каждому без посредства редакции. Часть специалистов считает эти обстоятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно причислить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же категорически выступают против. Ни в России, ни в других государствах Интернет законодательно не относится к системе СМИ, но приходится принимать во внимание.

14. Тенденции развития системы СМИ в современной России.

1) Возрастание роли СМИ в условиях информационного общества

2) Мультимедийность

3) Формирование единого информационного пространства

4) Расширение субъектов СМИ

5) Конвергентная журналистика

6) Возрастание роли региональных СМИ

7) Развитие модели региональных СМИ

8) Коммерциализация

9) Сокращение подписки и рост розницы

10) Рост интернет-версий

11) Изменение формата СМИ (блоггеры)

В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных массмедиа – по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании требований демократизации медийного сектора, сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации.

Коммерциализация журналистики. Под коммерциализацией понимаются структурные и содержательные перемены в медийной сфере, порожденные воздействием факторов информационного рынка. В журналистике, ориентированной на коммерческий успех, распространено представление, что журналист и пресса обслуживают определенный рынок, в то время как представители других социокультурных моделей журналистики декларируют свою обращенность к гражданину, общественному мнению, либо личности читателя. Издание газет и журналов, вещательная деятельность во все большей степени становятся отраслями информационной индустрии, на которую в полной мере распространяются свойственные деловой деятельности требования и схемы производства, «привязанного» к потребностям рынка, а также стандарты эффективного менеджмента и маркетинга.

В «большой Европе» СМИ все чаще называют «медиаиндустрией», а журналистские произведения – «медиапродуктами», рассматривая их как товарную продукцию, а журналистов и СМИ – как поставщиков товаров и услуг на информационный рынок. В рыночной среде с ее жесткоконкурентными отношениями на первый план выходят те СМИ и те журналистские произведения, которые способны привлечь внимание наибольшего количества людей, обеспечить высокий рейтинг, являющийся залогом коммерческого успеха, стабильности поступления доходов от публикации рекламы и мерилом стоимости рекламных услуг. Стремление постоянно добиваться высокого рейтинга, максимального охвата рынка, выливается всвоего рода теневую цензуру – негласную, но эффективную ограничительную систему, заставляющую журналистов отказываться от освещения сложных, спорных, «неудобных» проблем лишь по той причине, что такого рода публикации и передачи не способны привлечь широкую аудиторию.

Ожидания большей части аудитории, формируемые коммерческими СМИ, не простираются дальше легковесных, но внешне привлекательных материалов, обычно не выходящими за пределы проблем преступности, здоровья, спорта, жизни знаменитостей, бизнеса и развлечений. Такая подстройка существенно подрывает развивающий, просветительский потенциал массовых коммуникаций, удерживая аудиторию в наезженной колее стандартных идей, представлений, мифов, подавляя ее творческие возможности, духовную самостоятельность – то есть, качества, жизненно необходимые сознательным и активным гражданам демократического общества. Концентрация собственности в медийной сфере. Одной из основных тенденций развития средств массовой информации в индустриально развитых стран мира является их возрастающее сосредоточение в собственности немногих гигантских концернов. Появившиеся на рубеже XIX–XX вв. в наиболее развитых индустриальных странах мира (США, Англии, Германии, Франции), монополистические объединения еще в первой половине XX века заняли господствующие позиции в сфере издательской деятельности и радиовещания своих стран. В основе концентрации и образования многоотраслевых конгломератов лежит стремление существенно повысить конкурентоспособность бизнеса за счет извлечения дополнительной выгоды от сочетания различных видов деловой активности и обеспечить уровень капитализации компании, гарантирующий ее от поглощения конкурентами. На современном высококонкурентноммедийном рынке укрупнение компаний с включением в них внемедийных подразделений зачастую является единственным способом их выживания. Совладельцами укрупненных медиакорпораций становятся крупные коммерческие структуры, действующие в иных отраслях, в результате чего явственно просматривается связь медиабизнеса с другими секторами экономики, их взаимозависимость.

Медиакорпорации и глобализация информационной деятельности, стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, крупнейшие медиаконцерны в послевоенный период перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Наиболее крупные и экономически могущественные объединения, использующие новейшие коммуникационные технологии и огромные материально-финансовые ресурсы, сегодня доминируют на международном рынке новостей, их операции приобрели поистине всемирный размах. Ряд периодических изданий, принадлежащих крупным медиакорпорациям, распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. Часть из них имеет зарубежные версии, нередко – на местных языках, адаптированные к особенностям аудитории. Одной из важнейших причин (хотя и далеко не единственной), порождающих глобализацию информационной деятельности, является стремление крупнейших медийных корпораций охватить зарубежные рынки в целях расширения масштабов продаж и повышения прибыльности деловой деятельности.

Еще одной особенностью сегодняшней журналистики является использование интерактивных технологий, изучение общественного мнения с помощью социологических опросов, психологических и маркетинговых исследований и активное использование результатов этих исследований при подготовке публикаций. Весьма профессионально в этой связи работают американские журналисты, особенно в области расследований. Скорость и объем информации узаконили и новый тип СМИ – электронные газеты и журналы. Кроме собственно сетевых периодических изданий, большинство иностранных СМИ имеют свою электронную версию в Интернете, где выставляют архив издания и ленту последних новостей. Все большее развитие получают форумы на сайтах СМИ, где читатели имеют возможность обсудить с единомышленниками то, что их волнует, видение проблем, высказывают свое мнение по поводу прочитанного, приглашают к соразмышлению. Вместо традиционной подписки предлагается электронная, причем с рассылкой подборки материалов по электронному адресу пользователя. Появились новые специализации журналистской профессии: мультимедийные редакторы и журналисты. Мультимедийная коммуникация все прочнее обосновывается в этом мире, объединяет людей разных стран, социальных и общественных групп, возрастов. Во всех странах Интернет выходит на первую позицию среди всех видов СМИ. Сегодняшнее общество превратилось в «медиатизированный» социум, неспособный функционировать без средств массовой информации.

Наши рекомендации