Исследовательско-новостные и фактологические жанры. Исследовательские и образно-новостные жанры.
Основные характеристики пиар текста:
-функционирует в публичной коммуникации
-цель поддержания репутации и прироста паблицитного капитала
-сожержание пиар информации
-направленность на одну из групп целевой общественности
-распространение с помощью сми, личной или прямой доставки
-скрытое или мнимое авторство.
Классификация:
- по сфере
- по группе общественности:внутренняя, ближайшая внешняя, удаленная внешняя
- по способу доставки:СМИ, прямая личная, прямая почтовая
Источники пиар текста:
Первичные: устные (1 лица) и письменные (управленческие документы)
Вторичные: письменные и устные медиатексты (выступления в сми).
PR-информацияесть тип социальной информации, которая производится в процессе деятельности социального субъекта (фирмы, организации, персоны) — базисного субъекта PR, распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельности данного субъекта, предназнач. д/опред. сегмента общ-ти и служит целям фор-яэффектив. коммуникац. среды данного соц. S.
Основные х-ки PR-информации (выделяющие ее из собственно социальной информации): инициированность(PR-информация возникает, производится и распространяется среди целевой общественности всегда по инициативе самой организации, фирмы), оптимизированность(способность данной PR-информации служить цели создания оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR посредством определенного рода выбора той информации, которая будет конструировать позитивный паблииитный капитал данного базисного субъекта PR),селективность (отбор всех проблем, способных заинтересовать аудиторию, для которой информация предназначена) и референтность(значимость)
В деят-тисотр. п-с особ. место занимает работа по подготовке и распростра-нию текстовых материалов-ПР-текстов – текст, функционирующий в пространстве публичных коммуникаций. инициированный базисным субъектом ПР, направленный одной из групп целевой общественности, содержащий ПР-инф. распространяемый через СМИ, посредством прямой почтовой или личной доставки, обладающий скрытым или мнимым авторством. (Под публичной понимается тип ком-ции нацеленной на передачу инф., затрагивающей обществ.интерес, имеющей публич. статус. ПР-т. ф-ет в публич. ком-циях по инициативе баз.суб. ПР и содержит инф., к. явл. типом соц-ной инф., ПР-т. исходит не от конкретного лица, а от соц.суб., являющегося суб. ПР.)
С т. зр. жанровой типологии все ПР-т м. распределить след.образом: ПР-т базисные (обладают всеми признаками ПР-т) и смежные (недостаточно или неявно выраженны признаки ПР-т); первичные и опосредованные (медиатексты); простые и комбинированные.
Простые первичные жанры делятся на след. 3 группы: 1)Оперативно-новостные Пресс-релиз- осн.жанрПР-т, содержащий предназначенную для прессы актуальную оперативную инф. о событии, связанном с базисным субъектом ПР. Разновидности: релиз-анонс (появляется до освещ-го события) и ньюс-релиз (после произошед. события). Осн. особенности композиции и структуры: печатается на спец. бланке; объем 1стр.-оптимально; информац. повод фиксируется в заголовке. строящемся по принципу резюме и содержащем элементы «жесткой» новости: Когда? Где? Что? Кто? Лид-абзац выделяется шрифтом, отражает уже элементы «мягкой» новости: Когда, где, кто, что и Как, Каким образом? Детализация элементов мягкой нов-ти в осн. части релиза зависит от информац. повода.
Приглашение- текст о мероприятии (событии) в деят-тибазисногосуб. ПР в котором адресату (конкр. лицу или организации) предлагается принять участие, и направленный на привлечение адресата к участию в данном мероприятии. Структура на бланке с логотипом) 1-ый абз. – собственно приглашение (кто, когда, какое соб., адрес места прохождения); 2-ой абз. – краткая инф. о самом суб.ПР и о событии, если пресс-конф.-краткое перечисление осн. вопросов; 3 абз. - список осн.спикеров; 4 абз. - программа; 5 абз.- просьба сообщить адресату о своем участии мероприятии.
2) Исследовательско-новостные- фоновая инф., к. «сопровождает» событие и предполагает анализ.
Бэкграундер – жанр, представляющий расширенную инф. текущего характера о субъекте ПР, к. служит цели поддержания ПК данного баз. суб. ПР. Также может передавать расширенную неактуальную инф. сопровожд-гохар-ра по отношению к инф-му поводу. Может явл. частью пресс-кита, буклета, проспекта.
Обычно посвящен истории компании, в связи с этим структура может выглядеть след.образом: общая х-ка компании, основание компании, первые шаги ее развития, далее наст. t развития компании и перспективы.
Лист вопросов-ответов – позволяет в форме ответов на возможные или наиболее частые ?? поддерживать ПК орг-ции. В отличие от журналист.интервью здесь вопросы и ответы составляют сами сотрудники ПР-структуры. В-отв. могут располагаться в произвольном порядке. Обычно содержиться 5-7 ??. М/б частью пресс-кита, брошюры или появляться на стр-ах корпоративной печати.
3) Фактологические ж. (те, что содержат доп., актуальную инф. по отношению к новостному событию баз.суб. ПР. Осн. отличие - дать цифровую или фактологич. инфо в удобном для восприятия виде).
Факт-лист – жанр ПР-т. в виде краткого документа, представляющий факты-подробности события. Это м/б: список топ-менеджментаорг-ции, инф. о ее географии, партнерах, также м/б истор. компании
Биография– жанр.дающий опорную биографическую инф. о должностном лице баз. суб. ПР. Имеет разновидности: биография-конспект(представлены только даты и осн. вехи карьеры, безглагольная форма), биография-рассказ (сосредот-ет внимание обществ-ти не только на этапах проф. роста), биография-повествование (исп. в основном в полит. ком-циях, больше инф. о качествах, установках, программах. Близок к портретному очерку).Особый вид б.-некролог – офиц. удтверждениеорг-ции о смерти сотрудника.
4) Исследовательский ж. – (содержат опред анализ события или ситуации и отношения к ним со стороны баз.суб. ПР. Характерно: логически-рациональный анализ, многоканальность источника, стилистика, тяготеющая к научн. стилю). Заявление для СМИ – ПР-т., объявляющий или объясняющий позицию баз.суб. ПР по к-л ? или реакцию на событие с целью поддержания ПК баз. суб. ПР. В практике часто наз-ют опровержением. Цель-формирование оптимальной ком-ционной среды и инфор-ние через описание и установление причинно-следственных отношений. Содержит 3 части: положение дел, ставшее основой повода; причины, приведшие к такому; шаги по устранению кризисной сит.или апелляция к ОМ
5) Образно-новостные ж– (где внимание общественности сосредотачивается на событии, инф. о котором излагается от имени конкр. лица, тексты этих ж. оказываются мнимо подписанными 1-ым должн. лицом баз.суб. ПР. и распростр. от его лица.
Байлайнер– именная (авторская) статья, посвященная событию, создающая или поддерживающая через авторитетный текст от 1-го лица ПК баз.суб. ПР. Обычно появляется в корпорат. печати или в др. комбинир. т. (брошюрах, буклетах, проспектах). М/б периодическим (в корпор. периодич. печати) - дает комментарии к содержанию или быть тематич-им; событийный – расп. обычно на 2-ой полосе буклета или проспекта имиджевого, презентационного или событийного.
Поздравление– жанровая разновидность, где адресат поздравляется со знаменательным событием от имени 1-го лица, коллегиального органа баз.суб. ПР. В структуре обязательно присутствует абзац, посвященный значению деятельности адресата в глазах суб. ПР-адресанта. Рассылается - личная доставка или через СМИ.
Письмо- направляемое от 1-го лица орг-ции узкой целевой группе общественности (ветеранам, избирателям) обращение, посвященное событию в жизни организации, комментарию проблемы, ситуации, действий руководства. Данная целевая группа в тексте письма всегда конкретна и всегда именуется.