В 1956-58 г. возникают нвоые телепередачи – журналы – ЗНАНИЕ, МОЛОДСТЬ, ДЛЯ ВАС ЖЕНЩИНЫ. Увеличивается кол-во новостных информационных передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ).

В 1956-58 г. возникают нвоые телепередачи – журналы – ЗНАНИЕ, МОЛОДСТЬ, ДЛЯ ВАС ЖЕНЩИНЫ. Увеличивается кол-во новостных информационных передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ).

К 1990 г. вещание вел 131 программный телецентр, 176 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. Радиовещанием была охвачена практически вся территория СССР. 85% населения принимало ТВ передачи.

В 1991 г. начался процесс разрушения единого информационного пространства СССР.

1991 — бурный рост вещательных и фильмопроизводящих организаций. К 1993 году больше 1000 (но не все действительно работали, некоторые просто были зарегистрированы). Закон о СМИ, лицензии. Сейчас инфотейнмент.

Сейчас – интерактивность, глобализация информационного пространство, развитие интернет изданий.

Система жанров РТ

Жанры.

ТВ:

Бенефис —игровой синтетический зрелищный жанр, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности (например, актера или политика), практически полностью вытесненный клипом.

Беседа —жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино – или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу (Познер-Радзинский)

Выступление —монолог на общественно–значимую тему. (новогоднее обращение Президента к народу страны).

Дискуссия —жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу. (К Барьеру, Закрытый показ?)

Документальный фильм —Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино. Номинально документалистика должна строиться на съемках подлинных событий и собственно именно этот жанр является родоначальником всех прочих в экранном искусстве. Однако кинодокументы сами по себе, как бы ни были уникальны съемки и отображаемые события, требуют определенных ухищрений для придания им зрелищности и эффекта достоверности: монтажа, микширования, комментария и сочетания жанров для создания драматургической композиции.

Драма (теледраматургия, сериалы) —значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства, основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах — собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами и телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма.

Журналистское расследование —своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам, поскольку расследование со стороны органа СМК влечет множественные проблемы этического характера и возможные расходы по судебным искам. (« Профессия репортёр»)

РАДИО.

Информационные жанры:

Новости

Сообщение

Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.

Обзор прессы(М,б. по 1 газете, по самым крупным, по 1 событию в разных газетных освещениях, по тематическим изданиям).

Интервью(со спецом – сбор инфы или новая инфа)

Отчёт

Репортаж(сообщает с места событий, без анализа – что видит)

Корреспонденция

Функция– рассказать о конкретном событии, случившемся в определенном месте, в определенное время. Между развернутым радиосообщением и небольшойрадиокорреспонденцией нет жестких границ. Их отличает объем материала, элементы авторской оценки и выводы, которые присущи такой корреспонденции. Предмет радиокорреспонденции – существо события, отношения между людьми в определенной ситуации. Метод – изучение ситуации, сбор материала на месте из разных источников, отбор наиболее важных и значительных фактов

Аналитика:

Аналитическое интервью(по проблемное-портретное – оценки, суждения)

Аналитическая корреспонденция(Почему? Каким образом? Звучит проблема).

Аналитический репортаж(акценты журналиста, размышления, коммент)

Рецензия

Письмо. Обзор писем

Беседа

Комментарий(прояснение события, значения факта.Ориентир – понятность аудитории).

Обозрение(элементы интервью, коммента. Синтетичен. Автор в центре, высказывает свое мнение, оценивает в разных формах предмет своего изучения, дает панораму материала, обобщает)

Дискуссия

Речь

Художка:

Очерк

Зарисовка

Рассказ

Фельетон

Вариант 2: более схематично:

По книжке Т.В.Васильевой, Осинского и Рукавишникова «Теле- и радиоинформация», 1987

И еще по книжке отв.ред. Юровский «Телевизионная журналистика», 1994

Жанр – исторически определившийся тип отображения реальной действительности обладающий рядом относительно устойчивых признаков.

Информационные– заметка(сюжет), выступление, интервью, репортаж.

Заметка – излагает факт

Репортаж – жанр публицистики оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого корреспондент является. Виды: по содержанию – событийный и проблемный, по степени участия репортера – трансляция, комментированный репортаж (репортер в кадре и за кадром), инсценированный репортаж, по технике передачи – прямой репортаж, кино- и видеорепортаж, консервированный – предварительно снятый на пленку.

Отчет – протокольная фиксация события, может идти в эфир без монтажа, разве что сокращенное.

Выступление – когда говорящий в кадре – основной и чаще единственный объект показа

Интервью – проблемное, портретное, информационное – что непонятно?

Аналитические– беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение

Беседа – это жанр аналитической публицистики решает крупные проблемы социальной и другой жизни общества. Журналист должен обладать информацией о проблеме. Не только задавать вопросы собеседнику, но и комментировать, давать оценку

Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.

Обозрение - строго фактологично, обозреватель рапссматривает факты в их взаимодействии. Отличается от комментария широтой исследования, нередко ограничено хронологическими рамками.

Корреспонденция – жанр разрабатывается на конкретном материале актуальной проблемы в достаточно ограниченном масштабе.

Дискуссия – столкновение различных мнений, включает аудиторию в обсуждение, обладает высоким познавательным потенциалом.

Художественные– зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Зарисовка – жанр художественно-документальной публицистики, посвященный отдельным личностям, событиям. В основе лежит документ, нет домысла, пишется художественны языком. Темы – один факт из жизни героя, все начинается с факта и через него виден характер главного героя. Образность преобладает над информационностью.

Очерк – создание типического образа нашего современника . 3 типа очерка – портретный, путевой, проблемный. В основе лежит человек или гр.людей. Автор то же герой очерка. Должен иметь название. В радиоочерке не рассказывют о человеке, а показывают через поступки и мысли. Выразительные средства!. Могут использоваться куски интервью, репортажа. Не может быть вымысла. Отражает более или менее длительный временной процесс.

Композиция – посвящена крупным событиям или личностям, как правило творческим (типа “Проблема Руси в творчестве Некрасова”). В основном и звучит их творчество (напр. Читают стихи). Могут быть литературно-музыкальные композиции.

Фельетон (сатирические жанры – еще памфлет) – посв. Негативным сторонам или личностям Может быть документальным, или постановочным. “Телевизионный ёж” , “Фитиль” “Итого”

Фильм – Крупным политическим или др. событиям, личностям. Строится на документах или документальных записях напр. 1945 –“900 дней” - 60 минут, журналист рассказывает как Ленинград прожил блокаду – все в документах объединенных общим журналистским текстом.

Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

7. Авторское право в журналистике

В общем плане в объект авторского права включены произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Под словами «результат творческой деятельности» надо понимать любое оригинальное произведение, не повторяющее созданное ранее. Не принимается в расчет способ выражения произведения, т.е. оно может быть как обнародованным, так и не увидевшим свет. Закон требует лишь, чтобы произведение существовало в объективной форме.

Не все произведения относятся к объектам авторского права. Из их числа исключены официальные документы (законы, судебные решения, тексты административного характера и др.), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, носящие информационный характер.

Во избежание путаницы надо сказать и то, что авторское право не тождественно праву собственности на материальный объект: оно распространяется на видеозапись или литературный текст, но не на физический носитель информации – видео кассету или стопу дорогостоящей бумаги, на которой зафиксировано сочинение нашего корреспондента.

Субъектом авторского права выступает как непосредственный создатель произведения, так и другие лица и организации. Имеются ввидусоавторство (совместное творчество двух и более лиц), переход прав по наследству и передача части из них по договору. Типичным для журналистики случаем является использование своих правомочий составителем и издателем периодических изданий.

К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, на обнародование произведения, на защиту репутации автора. Некоторые из них не переходят по наследству и не передаются другим лицам. Даже после кончины создателя произведения, он всегда будет признаваться автором и будет исполняться его воля – публиковать сочинение под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Ссылка на автора обязательна при цитировании и воспроизведении текстов и изображений, даже когда не требуется его согласия на использование уже обнародованного произведения.

В профессиональном мире в этой связи популярно понятие плагиата. Закон «Об авторском праве и смежных правах» предполагает, что от нарушителя могут потребовать признать авторство, возместить убытки, выплатить незаконным образом полученные доходы и компенсацию в весьма внушительных размерах и др. УК предусматривает еще более строгие меры наказания6 крупные штрафы, обязательные работы, лишение свободы и т.д.

Имущественные права включают себя право на воспроизведение (повторную публикацию и др.), на распространение, на импорт, на передачу в эфир, на перевод, на вознаграждение (если таковое предусмотрено договором с редакцией), на переработку произведений и др. Последнее положение имеет для журналистов важное производственное значение. Строго говоря, любому объекту авторского права гарантирована неприкосновенность, если не получено согласие автора на внесение изменений. Но в журналистской работе без редактирования не обходится ни один оригинал, причем времени на согласование правки крайне мало или нет совсем. «Спасительным» для редакции является такое толкование закона, которое допускает внесение изменений без искажения смысла произведения – мыслей, оценок, фактических обстоятельств, изложенных автором.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти. Это общее положение, но кроме него в законодательстве предусмотрены различные частные случаи. По истечении данного срока произведение переходит в общественную достояние и им можно свободно пользоваться, соблюдая право на имя, авторство и защиту репутации автора

Об охране своих прав автор может известить, поместив на экземпляре сочинения знак © (копирайт), с указанием имени обладателя прав и года первой публикации. Копирайтом принято сопровождать стать в толстых журналах, телевизионные фильмы и передачи, а также номера печатных изданий. Но отсутствие знака вовсе не означает того, что права не защищены. Они возникают по факту создания произведения и не требуют формальной регистрации.

Санкции против плагиаторов предусмотрены и в этических кодексах разных стран.

Интернет. Сетевое общение построено на гораздо более либеральных принципах, чем деятельность других СМИ, к тому же на него не в полной мере распространяется Закон о СМИ. В итоге интернет стал главным источником бесплатной информации.

В законе о СМИ в ст.42 «Авторские произведения и письма» говорится, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Кратко:

Изначально авторские права регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года, теперь регулируются 4 частью ГК РФ.

«Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». «Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения». Авторами аудиовизуального произведения являются:1) режиссер-постановщик; 2) автор сценария; 3) композитор, являющийся автором музыкального произведения.

«Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное».

«Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для автора трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору». «Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное». «Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору». Если начнет, автор имеет право на вознаграждение. Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское произведение, согласно 4 статье Гражданского кодекса, не может претерпевать какие-либо изменения, превращается в служебное произведение, которое редактируется перед выходом в свет. В случае если редактура искажает произведение, автор может отказаться от авторства.

Радио

На радио надо рассказывать, а не читать. Простой разговорный язык. Первый абзац должен быть коротким и энергичным. Настоящее время (ощущение одновременности происходящего). Точные конкретные понятия, чтобы представить. Без профжаргона. Не начинать с прямой речи или с утверждений без ссылки на источник.

Теле

Телевизионный текст в отличие от радийного всегда предполагает наличие картинки, чем упрощает жизнь телеведущему.

Большая часть информации, звучащей в эфире, приходит на станцию из печатных источников. Ее нужно переписать для чтения в эфире и вдохнуть в нее жизнь.

1. Всегда перечитайте текст заранее.

2. Убедитесь, что текст подготовлен для чтения в эфире.

3. Расставьте интонационные и логические ударения.

4. Перечитайте начало, разработав голос.

5. Представьте то, о чем говорится в тексте.

Использование активного залога глаголов лучше передаст событийную информацию. Отдельное настроение для каждого абзаца. Без фактических ошибок, длинных слов, не начинать сюжет со слова вчера, с малоизвестного человека.

PR общественность

Элемент широкой общественности, потребности, интересы или ценности второго связаны рыночной, социально политической или иной имеющий публичный статус деятельности субъектов пиар.

Термин PR общественность используется наряду с понятиями “целевая группа” и “целевая аудитория”. Иногда предполагается синонимичность этих понятий.

Большинство авторов по критерию группы общественности по отношению к организации - выделяют две большие группы общественности – внутреннюю и внешнюю.

* Промежуточная общественность - члены семей субъектов внутренней общественности, акционеры

Внутреннюю общественность составляют субстанциональные субъекты, входящие в организационно-штатную структуру организации.

К ним относятся: персонал, руководители, администрация, акционеры, совет директоров, представители профсоюзных и иных общественных объединений

(например, научная общественность, ученые советы и т. п. научно-педагогических учреждений), входящих в структуру организации и т. д.

Внешней общественностью - та часть целевой общественности, которая не связана непосредственными формальными (служебными, должностными и другими) отношениями с основной деятельностью субъекта PR

пресса, работники гос. органов, клиенты, жители ближайшей к организации местности, поставщики и др.

2 типа внешней общественности:

1)ближайшая– субъекты и институты, непосредственно взаимодействующие с организацией;

2) удаленная – их деятельность оказывает влияние на организацию, но между ними нет непосредственных коммуникаций.

Стейкхолдеры - те субъекты кот зависят от деятельности организации либо от деятельности кот зависит организация.

Виды внешних групп общественности (стейкхолдеров):

1) Consumer/Customerrelations

2) Поставщики – logisticrelations – отношения в рамках логистических коммуникаций. Логистика – это наука и практика, связанная с перемещением товарно-транспортных потоков.

3) Инвесторы – investorrelations – все, что связано с отношением с инвесторами (акционеры, собственники, финансовые инвесторы, финансовые аналитики).

Основные задачи:

Установление долгосрочных позитивных отношений с финансовым сообществом

Репутационный менеджмент в глазах акционеров и инвесторов

Благоприятная почва инфофона для роста капитализации компании, привлечения дополнительного внешнего финансирования

1. Защита финансовой репутации в условиях кризиса

Поддержка и укрепление лояльности акционеров.

4)СМИ – mediarelations – производство новостей, которые сами себя продают.

5)Органы власти – governmentrelations – отношения компании с органами власти, лоббирование

Лоббизм - прямое продвижение гос компаний. Система прямого воздействия заинтересованных групп на персоны кот являются центрами для принятия властных решений. Две группы инструментов: нормативные акты, бюджетные структуры и бюджетные отношения.

6)Локальные сообщества – communityrelations – жители регионов

7)Общественные организации (некоммерческая сфера) – имеют свою сферу ответственности, источники финансирования, но целями и философией не совпадают с компанией.

ГрэмДаулинг делит общ:

В 1956-58 г. возникают нвоые телепередачи – журналы – ЗНАНИЕ, МОЛОДСТЬ, ДЛЯ ВАС ЖЕНЩИНЫ. Увеличивается кол-во новостных информационных передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ). - student2.ru

Нормативные группы (определяет правила для базисного и техн субъекта, уполномочивают организацию осуществлять деятельность, для которой они устанавливают общие законы и правила).

- Правительство

- Отраслевые ассоциации

- Акционеры

- Совет директоров

Функциональные группа (напрямую воздействуют на многие аспекты повседневной деятельности организации. Они способствуют развитию производства, обслуживают потребителей и являются наиболе заметным групповым типом корпоративной аудитории. Самая важная группа – сотрудники.)

- сотрудники

- профсоюзы

- поставщики

- дистрибьютеры

- сервисные организации

Диффузные (не имеют прямого отн к функц бизнеса компании, но влияют на публичный имидж и характер имиджа, локализацию имиджа.СМИ)

- журналисты

- местная общественность

- группы особыхинетересов

Группы конечных потребителей (различные сегменты, распределение по потребностям)

Классификация IPR общественности института Связей с общественностью:

СОППФОКЛ

Сотрудники

Общество

Потребители

Поставщики

Финансисты

Оптовые торговцы

Консультанты

Лидеры мнений

1) Сообщество в широком смысле слова, включающее в себя людей, проживающих вблизи от расположения самой компании, или тех, кого в той или иной степени затрагивает деятельность компании

2) Сотрудники, менеджеры и организации, их объединяющие

3) Потребители

4) Поставщики сырья и услуг

5) финансовый рынок, включающий в себя акционеров, банки, страховые компании и инвесторов

6) дистрибьютеры, агенты, оптовые и розничные торговцы

7) потенциальные сотрудники, консультанты, агенты

8) лидеры мнений (журналисты, лоббистские группы и активисты экологических движений).

Ф. Сайтель:

В 1956-58 г. возникают нвоые телепередачи – журналы – ЗНАНИЕ, МОЛОДСТЬ, ДЛЯ ВАС ЖЕНЩИНЫ. Увеличивается кол-во новостных информационных передач (ВРЕМЯ, СЕГОДНЯ В МИРЕ).

К 1990 г. вещание вел 131 программный телецентр, 176 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. Радиовещанием была охвачена практически вся территория СССР. 85% населения принимало ТВ передачи.

Наши рекомендации