Проблематика фотожурналистики и изобразительные возможности фотографии.
Источники: Бакунин «В мастерской фотожурналиста», Ворон»Жанры фотожарналистики,
Становление фотожурналистики как вида творческой деятельности обусловлено общественной потребностью в визуальной информации. А поле деятельности фотожурналистики – периодическая печать – определяет характер творчества. Фотожурналистика предстает как деятельность духовно-практическая. Цель творчества фоторепортеров – визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни. На волне технологических прорывов, которые всегда определяли развитие журналистики, на рубеже ХХ века в газеты и журналы пришла фотография. Став новым видом искусства, доступным не только для понимания, но и для использования самыми широкими группами людей, фотография принесла в журналистику принципиально новые и очень важные свойства – возрос- ший уровень достоверности и точности, увеличившиеся объемы инфор- мации и ее плотность, зрелищность и выразительность. Фотографии дали читателям больше подробностей и деталей о тех событиях, которые они иллюстрировали, научили их вглядываться не только в образы реально- сти, но и в ее природу, привнесли в освещение действительности четкость, контрастность, а впоследствии – с появлением цветной фотографии – еще и красочность. Фототекст стал неотъемлемой частью журналистики как про- фессии еще и потому, что он явился первым конвергентным типом текста, в котором одновременно сосуществовали новости и анализ, логика и эмоции, анализ и рекреация, высокое и массовое искусство. Образы действительности, которые неизбежно возникали даже на са- мых скучных первых документальных фотографиях, содержали изначаль- но не только репортерскую информацию. Газетно-журнальные фотогра- фы превратились в отдельный класс журналистов, которые вроде бы и не журналисты, потому что не создают вербальные тексты, однако все-таки профессионалы, потому что визуальными образами писали «историю со- временности», как и пишущие журналисты. Именно благодаря фотографии начались процессы, которые привели к тому, что современные СМИ «без картинки» уже просто невозможны. Фотография оказалась востребованной и в газете, и в журнале, и на телевидении, и в новой интерактивной цифровой среде Интернета. Она стала неотъемлемой частью разных видов медиатекстов, но, прежде всего, текстов журналистских и рекламных. И при этом фотография на газетной полосе стала даже более ярким символом журналистики, чем любой текстовой жанр – информационная заметка, репортаж или интервью. Обложки и пер- вые полосы печатных изданий, содержащие фотографии, в большей степе- ни олицетворяют бренды СМИ, чем тексты или даже авторы. Профессиональная фотожурналистика сегодня сталкивается с рядом вызовов, возникших в ходе цифровой революции. Среди них: • потеря фотожурналистами монополии на «картинку» в традиционных и – особенно – новых СМИ: и скорость, и оперативность остаются за не- профессионалами, корреспондентами-любителями, всегда оказываю- щимися на месте событий раньше, чем профессиональные журналисты; • изменение стандартов профессии: на фоне ускорения передачи ви- зуальной информации, качество медиафотографий заметно снижается, что «разводит» профессиональную художественную и оперативную но- востную фотографию по разным профессиональным нишам; • все более заметное расхождение между фотографией как искусством, создающим высокохудожественные образы, и фотографией как журна- листским /репортерским текстом, призванным зафиксировать факты; создание современными технологиями новых, прежде невиданных возможностей для манипулирования природой «документального» и подмены ее «постановочным» не только на профессиональном, но и лю- бительском уровнях; • возросший уровень анонимности авторов фотографий, что очевидно отражается на достоверности и точности информации. В творчестве пишущих журналистов также существуют новостная заметка, аналитическая статья (например, в еженедель- ном журнале) и более фундаментальные тексты (в книгах). Срок жизни первых чаще всего ограничивается одним днем, последних – сравним ино- гда с продолжительностью жизни лучших произведений художественной литературы. В фотожурналистике действуют те же принципы деления на жанры. Газетная и агентская новостная фотография традиционно нацеле- ны на одиночный кадр, тогда как журнальная фотография сильна сериями, что, однако, не исключает великолепные одиночные кадры. В последние десятилетия фотожурналистика переживает сильные из- менения, по масштабу сопоставимые с теми, что происходили в живописи во второй половине XIX – начале XX вв. при переходе к авангарду. В нашем случае изменения связаны с развитием техники и технологии, появлением Интернета, сближением фотографии с современным искусством, влияни- ем любительской фотографии и другими факторами. Невозможно обойти вниманием некоторые аспекты журналистской этики, актуальные пробле- мы нехватки серьезных изданий и высокопрофессиональных фоторедакто- ров. Фотожурналистика включает фотозаметку, фоторепортаж, фотоочерк, фотокорреспонденция итд. В зависимости от темы события( социальные явления, жизнь общества. Политические действия, военные конфликты) выьирает жанр, который сможет помочь выразить содержание через форму.
Вторая часть вопроса. Возможности фотоснимка и текста в раскрытии реаль- ностей мира неравнозначны. Имея приоритет над словом в конкретно-предметной сфере, фотографическое изображе- ние уступает ему в отвлеченно-абстрактной сфере. Отсюда понятно, что на эмпирико-теоретическом уровне отобра- жения роль слова значительно возрастает, снимаются изо- бразительные ограничения визуального компонента за счет вербального. Эмпирическое содержание в фотожурналистике пред- ставлено наиболее широко. Мы встречаем его практически в каждом номере газет и журналов. Эмпирический уровень в фотожурналистике – это предметный уровень, в нем дается представление о фактах, событиях и явлениях современной действительности. Он составил группу информационных жанров. В фотожурналистике мы выделяем и образный тип содержания. Данный вид отображения – также уровень публицистики. Однако функционирование художе- ственного образа в искусстве и публицистике обнаруживает отличия. Появление фотопубликации в периодической печати должно отражать, с одной стороны, потребность общественной практики, с другой – соотноситься с интересами аудитории. Выступление фотожурналиста в газете или жур- нале окажется в той мере эффективным, в какой совпадут объективная потребность в этом выступлении в данный мо- мент и интересы читателя. Это и влияет на выбор темы. В современной действительности фоторепортеру сле- дует обращать внимание на то, что выдвигается жизнью на первый план. Следовательно, тема должна быть а к т у - а л ь н о й. В сфере деятельности журналиста выделяются вопросы, требующие незамедлительного решения. Как правило, это те моменты, которые уже сегодня стали тормозом на пути общественного прогресса. Они в первую очередь должны попадать в поле зрения объектива. Таким образом тема фо- топубликации определяется как з л о б о д н е в н а я. Выбор темы становится делом творческим. Неважно, находит ее фоторепортер сам или извлекает из редакцион- ного плана – последний тоже составляется с учетом предло- жений фотожурналистов. В выборе темы проверяется пр фессиональный уровень автора.
Фотография оперирует тремя главными изобразительными средствами, к которым относятся: линейная композиция, световое и тональное, а в цветной фотографии – колористическое решение снимка.Эти изобразительные средства реализуются при фотосъемке определенными творческими приемами. Так, линейная композиция, то есть заполнение картинной плоскости и распределение в кадре отдельных элементов, которые объединяются в общее целое, во многом зависит от места установки фотоаппарата. Направление съемки, расстояние от точки съемки до снимаемого объекта, крупность плана, высота точки съемки, границы кадра, местоположение перемещающихся элементов композиции и момент съемки обусловливают тот или иной линейный рисунок кадра. Большое значение здесь будет иметь и линейная характеристика самого объекта съемки, то есть очертания фигур и предметов, направление основных линий объекта.Творчески используя перечисленные приемы построения фотоизображения при заполнении картинной плоскости, фотограф стремится к глубокому раскрытию содержания снимка, добивается его композиционной завершенности, то есть единства и неделимости, лаконичности фотографической композиции и пр. Каждая область применения фотографии и каждый жанр фотографического искусства имеют свои особенности как в подходе к материалу, так и в использовании изобразительных средств. Формы творчества и характер работы над изобразительным решением темы и сюжета меняются в зависимости от задач, стоящих перед автором, от цели, которая преследуется выполнением данного конкретного снимка, и от жанра, к которому он относится.Так, репортажный снимок, показывающий событие общенародного значения, производственный момент, бытовую сценку, является наглядным фотодокументом. Задачи, которые стоят перед автором, и цели, преследуемые таким снимком, заключаются в информировании читателя и зрителя, в сообщении ему определенных сведений и притом в передаче этого содержания в яркой и впечатляющей форме. Репортажный снимок должен показывать материал с предельной степенью конкретизации, с документальной точностью, с живостью и динамичностью, сохраняющими на снимке полную правду жизни. В ряде случаев такие снимки становятся впечатляющими художественными картинами. В портретной фотографии (исключение составляет репортажный портрет) "режиссерская работа фотографа" (если можно так сказать) является вполне законной формой творчества. С целью раскрытия характера портретируемого здесь тщательно отрабатывается его поза, находится нужное направление взгляда, положение рук, выражение лица и пр. Часто в кадр специально вводятся элементы обстановки, место которых в предметном пространстве и на картинной плоскости точно определяется фотохудожником в соответствии с общим композиционным замыслом фотографической картины.В таком жанре, как натюрморт, фотохудожник, заполняя картинную плоскость, имеет возможность полностью организовать объект съемки, точно размещая в кадре отдельные его элементы, координируя их положение относительно съемочного аппарата и относительно друг друга по матовому стеклу или видоискателю. И в этом случае, основываясь на жизненных наблюдениях, фотохудожник добивается правдивости картины, на которой снимаемые предметы должны быть показаны в своем действительном виде и действительном назначении, а сам натюрморт должен представлять картину жизни.Следовательно, в различных жанрах фотографии существует рассмотренная методика выбора, частичной организации или полной организации кадра, что связано со спецификой жанров и с особыми требованиями, предъявленными к различным снимкам. Каждый из этих способов изобразительного решения темы и сюжета, примененный к композиции снимка соответствующего жанра, позволяет получать художественно завершенные фотографические картины, в которых содержание выражается в законченной изобразительной форме. Выбор ракурса. Точки съемки, освещения, тональности, перспективы, кадрирования выражает авторский стиль.