Изобразительные возможности имени прилагательного.

(данный материал взят из книги С.И. Львовой «Уроки словесности», Издательство «Дрофа», Москва, 1996)

Имя прилагательное – источник особой образной экспрессии. Существует немало замечательных текстов, где экспрессивная роль имени прилагательного, его функция в создании поэтических тропов (прежде всего – эпитета) проявляются наиболее полно и мастерски. Примером могут служить народные эпитеты, которые широко используются в произведениях устного народного творчества.

Поле широкое, чистое.

Сердце ретивое, милое, горячее, верное.

Кудри русые, шелковые, черные.

Житье привольное, молодецкое, богатое, одинокое.

Звезды ясные, светлые, частые, небесные.

Существуют значительные различия в употреблении, например, качественных прилагательных, в произведениях разных писателей и поэтов. Для языка русских сентименталистов характерно обилие таких прилагательных, которые помогают выразить авторам свою субъективную оценку предметов действительности, передать свои переживания.

Огромно количество прилагательных, употребленных в переносном значении. Такие прилагательные – одно из средств словесных украшений. Как правило, они не отражали каких-либо редких качеств предмета, не могли точно описать его.

В языке русских романтиков широко использовались постоянные поэтические эпитеты типа любовь нежная, пылкая, стройная. А.С. Пушкин идет дальше и разрушает традиционные и языковые каноны сентиментализма и романтизма, что, в частности, проявляется и в особенностях использования прилагательных. Современный лингвист А.И. Федоров приводит анализ пушкинского текста и делает вывод: «Прилагательные – определения в поэтических и прозаических текстах Пушкина указывают на такие качества предмета, которые определяют его сущность. Поэтому их можно назвать синтетическими эпитетами».

Например, в первой главе повести «Капитанская дочка» при описании бурана в степи автор пишет: «Кибитка ехала по узкой дороге». Определение узкая, а не широкая, по-видимому, выбрана не случайно. Узкую дорогу быстро переметает, с нее легко съехать в сторону и сбиться с пути. Это и случилось с Гриневым, который мог бы замерзнуть в степи, если бы не случайная встреча с Пугачевым.

Особый интерес представляют такие произведения, в которых имена прилагательные выполняют ведущую сюжетную роль.

Все кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно-рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское...

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

(З. Гиппиус)

Привлекает внимание необычность языка этого стихотворения: оно не только состоит почти из одних прилагательных (существующих в языке и придуманных автором), но они и расположены особым образом: каждое новое, прибавляя штрих к предыдущему, становится характерной деталью изображаемого. Истинный же замысел стихотворения «Все кругом» проявляется в конце повествования.

Следующее стихотворение может стать блестящей иллюстрацией использования эпитетов из тройного сочетания слов:

Волны морей, беспредельно-пустынно-шумящие,

Бог-Океан, многогласно-печально-взывающий,

Пенные ткани, бесцельно-воздушно-летящие,

Брызги с воздушностью, призрачно-сказочно-тающей.

Горькие воды, туманно-холодно-безбрежные,

Долгий напев, бесконечно-томительно-длительный,

Волны морей, без конца-без конца-безнадежные,

Бог-Океан, неоглядно-темно-упоительный.

(К. Бальмонт)

Интересные наблюдения над использованием прилагательных можно провести на произведениях М. Цветаевой. Ученые подсчитали, сколько раз употреблены ею в поэтических текстах прилагательные, обозначающие цвета: черный (151 раз), белый (132), красный (117), синий (92), зеленый (51), лазурный, лазоревый (37), золотой (25), серебряный (22), седой (21), ржавый (19), розовый (18), пурпурный (17), алый (13), рдяный (11), кумачовый (12), румяный (12), серый (11), желтый (8), голубой (8), червонный (6), вороной (6), багровый, багряный (4), янтарный (3), сизый (3), карий (3) и т.д.

Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано почти 600 эпитетов к существительному лицо: бессмысленное, брезгливое, вежливое, величественное, взволнованное, встревоженное, гневливое,

дерзкое и др.

Понаблюдайте за фрагментами художественных произведений. Это поможет лучше почувствовать образное использование прилагательных в тексте, их роль в передаче сложных ощущений, настроений автора и литературных героев. Например: «Еще огонь в гостиной», - сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи. (Л. Толстой)

Изучая вопрос об использовании прилагательных в качестве эпитетов в художественных произведениях, нельзя обойти вниманием прозу И.А. Бунина. Он был непревзойденным мастером создания «цветовой» лексики. В его текстах мы можем встретить целые скопления прилагательных (в том числе и сложных), которые служат своеобразными эпитетами, позволяющими точно, образно передать тончайшие оттенки изображаемого, живописать словами, а не красками цветные картины природы. Например: «Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан все штилем. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Мы поднялись с верхней палубы еще выше, на мостик. Океан за это мгновение стал уже весь млечно-стальной с голубым налетом, и по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее слепящим, оранжево-золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на восток стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово-синие удавы, мертвая волна...». (И.А. Бунин). Насыщение текста цветовыми прилагательными помогает передать изменчивую картину заката солнца на море.

И.А. Бунин питал пристрастие не только к «цветовым» словам. Его произведения насыщены сложными прилагательными, помогающими образнее описать сложное душевное состояние героя, загадочное и изменчивое состояние природы:

заколдованно-светлая ночь, бесконечно-безмолвная,

с бесконечно-длинными тенями деревьев на серебряных полянах и др. Это так называемые сложные эпитеты, которые не фиксируются словарями, а являются индивидуально-авторскими образованиями.

Приведем примеры сложных эпитетов, встречающихся в произведениях русских поэтов и писателей:

тиховейный ветер (К. Батюшков),

широкошумные дубровы (А.С. Пушкин),

трепетнолистная осина (С. Аксаков),

белоствольная береза (С. Аксаков),

темноствольная ель (П. Мельников-Печерский),

бледно-серебристый месяц (Н. Огарев) и др.

Особый разговор – о кратких прилагательных в художественных текстах. Их грамматическая природа определяет исключительную выразительность в сравнении с полными прилагательными, так как краткие формы называют не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени. Сравните:

Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов).

Я счастлив тем, что сумрачной порою одними мыслями я с ним дышал и жил. (С. Есенин).

В древности краткие прилагательные могли быть обычными определениями, а не частью составного именного сказуемого.

В «Слове о полку Игореве» читаем: «Черна земля под копыты костьми посеяна». В этой функции краткие прилагательные сохранились в застывших фразеологических выражениях по белу свету, на босу ногу, сыр бор загорелся, а также в произведениях устного народного творчества, например, в загадках, пословицах, поговорках, былинах.

Употребляются краткие прилагательные обычно в роли именной части сказуемого, чем достигается особая экспрессия текста, придается народно-поэтический колорит.

Яркой приметой поэтического текста является употребление обособленных кратких прилагательных.Такие определения обязательно выделяются ритмомелодически, интонационно, а по значению приближаются к дополнительному сказуемому.

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

(А. Пушкин)

Упражнения

1. Прочитайте текст, определите его основную мысль.

По яркости и многоцветности пейзажа И.С. Никитин не имеет равных в поэзии XIX века: «огненный месяц», «золотисто-румяные тучи», «алый свет», «серебристая роса, «розовый блеск облаков»,

«бора опушка горит золотыми огнями», «ярко звезд мерцанье в синеве небес». Природа вся пронизана сияньем, словно стекло волшебного фонаря. В одном только стихотворении «19 октября» - 12 разных цветовых эпитетов. Преобладают сверкающие, горящие краски, что придает картинам природы избыточную цветистость, аляповатость. (М. Эпштейн)

2. Попробуйте найти в стихотворении И. Никитина «19 октября» все 12 цветовых эпитетов, о которых говорил литературовед. Какую цветовую картину создают эти эпитеты в данном стихотворении?

Что это за утро! Серебряный иней
На зелени луга лежит;
Камыш пожелтевший над речкою синей
Сквозною оградой стоит.

Над черною далью безлюдной равнины
Клубится прозрачный туман,
И длинные нити седой паутины
Опутали серый бурьян.

А небо так чисто, светло, безмятежно,
Что вон - далеко в стороне-
Я вижу - мелькнул рыболов белоснежный
И тонет теперь в вышине.

Веселый, прохладой лугов освеженный,
Я красного солнышка жду,
Любуясь на пашни, на лес обнаженный
И в сонную чащу вхожу.

Листы шелестят у меня под ногами,
Два дятела где-то стучат...
А солнышко тихо встает над полями,
Озера румянцем горят.

Вот ярко блеснули лучи золотые
И крадутся в чащу берез
Всё дальше и дальше, - и ветки сырые
Покрылися каплями слез.

У осени поздней, порою печальной,
Есть чудные краски свои,
Как есть своя прелесть в улыбке прощальной,
В последнем объятье любви.

3. Попробуйте в одной фразе выразить главную мысль данного текста, взятого из литературоведческой работы о русской поэзии.

Небо у Блока, как правило, не солнечное и не лунное, а окрашенное кровью заката или мглой метели. Блок – поэт зорь и зарев, «алого сумрака» и «закатного пожара» - жестоких и кровавых рубежей, которыми отмечено круговращение света в природе. От ранних символистских и до зрелых произведений небо у него – горящее или сожженное: «весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо», «сожжено и раздвинуто бледное небо». По описанию зорь и особенно закатов Блок занимает первое место в русской поэзии.

«Заря в крови», «закат в крови» - типичные блоковские образы, передающие трагизм его мироощущения.

(М. Эпштейн)

4. Найдите в стихотворении А. Блока подтверждение основной мысли текста. Сделайте вывод о том, какими языковыми средствами передаются в этом произведении краски восхода и заката солнца.

Город в красные пределыМертвый лик свой обратил,Серо-каменное телоКровью солнца окатил. Стены фабрик, стекла окон,Грязно-рыжее пальто,Развевающийся локон -Всё закатом залито. Блещут искристые гривыЗолотых, как жар, коней,Мчатся бешеные диваЖадных облачных грудей, Красный дворник плещет ведраС пьяно-алою водой,Пляшут огненные бедраПроститутки площадной, И на башне колокольнойВ гулкий пляс и медный зыкКажет колокол раздольныйОкровавленный язык.

5. Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких прилагательных, употребленных в данных отрывках. Дополните данные примеры отрывками из художественных произведений.

1) Ты богат, я очень беден...

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен... (А. Пушкин)

2) Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой. (А. Пушкин)

3) Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко.

(Л. Толстой)

4) Ты сер, а я, приятель, сед, и ваше волчью я давно натуру знаю.

(И. Крылов)

5) Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен.

(А. Пушкин)

6) Вернер был мал ростом и худ и слаб как ребенок. (М. Лермонтов)

7) Половину следующего дня она (Бела) была тиха, молчалива и послушна. (М. Лермонтов)

Наши рекомендации