Профессиональное общение в журналистике. Языки общения.
Искусство живого общения с людьми – часть проф.квалификации жур-та. Без постоянного контакта с др. людьми нет проф. роста. Умение общаться яв-ся показателем соц.-психологической приспособленности. Наряду с информированностью и стрессоустойчивостью от жур-та требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие.
Суть общения в обмене установками, взглядами, интеллектом, опытом, чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, опыт, интеллект, тем эффективнее общения. Для достижения целей общения каждый использует свою систему средств – речь, интонацию, акценты, стиль выражения мысли, вербальные и невербальные средства. Общаясь с собеседником, жур-т ориентируется в его поведении, читает его, расшифровывает значение его внешних данных. Для жур-та подобное «чтение» выступает как проф. требование, эти навыки должны совершенствоваться. В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а жур-т, подмечая индивид. особенности, сможет уточнить тактику отношения с собеседником. Любое общение должно приносить пользу всем участникам, означающего взаимное вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях. Общение это движение навстречу.
Первоосновой проф. общения является понимание языков, с помощью которых человек посылает другому видимые и невидимые сигналы, эмпатическое восприятие партнера по общению. Знание соц ролей и статуса участников общения помогает снять или нейтрализовать часть психологич.барьеров. Ум и эмпатические способности журналиста, сопереживание, широта проявлений человеческих качеств помогают «раскрыть» собеседника.
Эффективность общения зависит от понимания факторов: исполняемые людьми роли, жизненные сценарии, побудительные источники, биопсихические ресурсы личности, состояние и динамика познавательных особенностей собеседника, харизма.. Все это выражается в особенностях памяти собеседника, восприятия, в проявлениях различных чувств, процессов возбуждения и торможения. Точно так же необходимо многосторонне оценивать себя (привычки, темперамент, интересы, мотивы, положит. и отрицат.качества) и то, как все это воспринимают.
Психологич. факторы общения включают контекст, культурный фон (язык, традиции, нормы), определяющие форму общения. Каждому акту общения предшествуют мотивы. Это могут быть удовлетворение в самовыражении, познании. Мотивом может стать стремление исправить или изменить ситуацию, кого-то наказать, просветить. Жур-т заботится о поддержании мотива общения. Понимая психологическую мотивацию общения,жур-т способен усилить, облегчить контакт и свести к минимуму действие препятствующих факторов.
Наблюдение помогает воспринимать и фиксировать нюансы настроения. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Компетентность в общении определяет возможности человека в установлении и поддержании контактов, способности адекватного понимания других и себя, прогнозировании поведения и деят-ти людей. Без навыков и умений эффект. общения невозможны быстрая ориентация в суждениях и понимании партнера, разрешение проблемных ситуаций. Первое правило проф. общения – человеческий интерес.
Знание интервьюером соц. и культ. кодов позволяет хорошо ориентироваться в обстановке, раскодировать знаки-символы, несущие функциональные выражения, экспрессию. Осн. часть акта общения– активное слушание, подбадривание, стимулирование, «отраженное эхо». Точнее подстроиться к собеседнику поможет наблюдение, если вы заметите, каким сенсорным каналам человек отдает предпочтение (визуальному, аудиальному или кинестетическому).
Нужно правильно слушать. Правила, способствующие правильному слушанию: не притворяйтесь, будто слушаете; не перебивайте собеседника, если у вас есть время с ним поговорить; не старайтесь говорить за собеседника; излишняя чувствительность к эмоциям собеседника может заслонить смысл беседы; при беседе нужно выбросить из головы посторонние мысли; пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи;
Экспериментальные исследования показывают, что слова раскрывают лишь 7 % смысла, 38 % значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.Умение читать язык тела помогает жур-ту делать быструю диагностику слов. Опытный жур-т по сигналам тела сразу понимает, какой вопрос застал собеседника врасплох, а какой доставил ему удовольствие. О типе нервной системы можно судить не только по складу и подвижности лица, но и по жестикуляции.
Ступени общения: побуждение к коммуникации (адаптация); уточнение ситуации (необходимо оценить текущую ситуацию); коммуникация; побуждение к коммуникации; выход (свертывание) ситуации.
Ряд специалистов выделяет такие стадии общения: «Вижу, слышу, но не могу участвовать» – первая стадия. «Вижу, слышу то, что происходит сейчас, но не могу воздействовать на это» – вторая стадия контакта с аудиторией (с экрана). «Воспринимаю то, что происходит сейчас, косвенно участвую в этом» – тип запаздывающей обратной связи аудитории со студией в процессе трансляции (телеф. звонки). «Вижу то, что происходит сейчас, сам участвую в этом. И меня видят и слышат участники передачи и аудитория» – это тип общения в режиме реального времени («открытый микрофон», «прямой эфир».)
В арсенале жур-та есть эффективные, допустимые нравственными нормами приемы и методы сбора достоверной инф-ции. Напр., верный выбор «настроечной» темы, стимулирование мнений; переключение внимания собеседника с его персоны на др. объекты или события, придание разговору полемической направленности, стремление разбудить в собеседнике рассказчика. Оптим.условия общения включают организационные моменты: предварительное согласование темы, места встречи, времени, начала и продолжительности, кол-во участников. Успех общения зависит от установления доверия между жур-том и его собеседником, от способности преодолеть барьеры: терминологический (в разговоре с ученым или специалистом), психологический, этический. Налаживание отношений – тонкий механизм. Благоприятный исход беседы зависит от совокупности личностных качеств жур-та («чувство партнера», журналистское обаяние, внешний вид, этичность вопросов).
Профессионализм в работе жур-та определяется овладением техникой эффективного расспроса, аргументации, умением вести дискуссии, оценивать партнера по общению (читать мимику жесты, позы), применять приемы снятия эмоционального напряжения. Основой проф. общения яв-ся понимание языков, с помощью кот. человек посылает другому видимые и невидимые сигналы. Знание соц. ролей и статуса участников помогает снять психологич. барьеры.
Языки общения. Выделяют 3 языка общения.
1) Вербальный (10 % всей инфи): звуковой и письменный.
2) Невербальный (большое кол-во подсистем, порядка 87% инфи). Подсисмы: - оптико-кинестич (жесты, мимика, позы, походка) 50% инф. Мимика. Выдел знаковые и незнаковые жесты. Незнак это бессознат выраж-я эмоций, ритмич действия (постукивание, покачивание в такт музыке). Знак жесты исп-ся сознат-но: указат, изобразит, символич. К примеру, важный символич знак – приветствие, в дел общении – рукопожатие. Нельзя протягивать руки ч-ку, стоящему выше по карьерн лестнице. Тем более незнакомому. Дел рукопожатие: если вы выше по рангу – рука подается сверху вниз, если ниже – рука подхватывается. Если ч-к подает неск пальцев для пожатия, он возм не настроен на общение. Дипломатич пожатие – ладонь подается прямо (ребром). - паралингвистическая (тон и тембр речи) При отсут визуальн контакта (разговор по тел или прослуш-е радио) 40% инфи приходится на паралингвист уровень неверб языка. Повышение и понижение тембра. В 1м случае ч-к думает, что вы его понимаете. Во 2м он возм устал.
- визуальное общение (контакт глаз). Котакт глаз в среднем сост 10-15 ске. Важную роль в психол общения играют очки. Это 1 из ср-в психол защиты.
- эксталингв (паузы в разгов, хар-р смеха). - проксемика (располож-е предм в простр-ве).
3)Конституциональн язык общения – кинетико-конституци-е хар-ки человека (фигура, строение тела).
Несколько слов о проксемике. Визитн карточка люб интерьвера – стол. Важна его форма. Равенство, демократ ич общение обозн круглые или овальн столы (общ-е без иерархии). Иногда для этих же целей использ квадр стол. Для общ-я с четк иерархией использ прямоуг стол, ово главе – тот, кто явл-ся главн при разговоре.