Художественная публицистика: очерк и эссе.

Очерк: определение жанра, история становления, основные разновидности. Очерк в современных СМИ (основные издания, авторы, особенности и тенденции развития). Образ автора в публицистике (функции, формы авторского присутствия в тексте). Композиция очеркового текст: общие приемы композиционного построения (монтаж, разработка мотива, сюжетное построение). Основные типы композиции (хроникальный, логический, эссеистский).

Эссе: специфика жанра. Особенности жанрового содержания: понятие эссемы. Композиционные особенности построения эссе (многообразие ракурсов изображения, жанровая гибкость, монтажность). Основные модели построения заголовка, зачина и концовки, приемы связывания отдельных фрагментов. Особенности речевого и интонационного построения эссе. Образ автора в очерке и эссе.

Очерк – это худ.изображение ряда связ. между собой событий, конфликтных ситуаций, науч и творч поиска и других общ явлений, а также челов характера, сопров автороценкой. рассказ (экспозиция, кульминация, развязка), + документальность, точная адресность, отступления, авторская риторика; это операт. худ-публ жанр, точно изобр соц важные факты и явления и тип представителей опр.соц.групп общ-ва. Очерк = кач-ва худ литературы + социолог-го, социально-экон-го и филос-го исс-я в публ.инт-и.

Мельник: Хаар-но – образное отражение фрагмента жизни героев. ассоциативность в описании ситуации

Кройчик: синкретическое соединение социологического (направленность на исследование проблем), публицистического (опора на факт) и художественного (образность) начал. Очерк – это аналитически обоснованная образная картина действительности.

Тертычный: сущность очерка –сочет. репортажного и исследовательского начал: преоблад.худ. метода + анализа иссл.предмета.

Стиль: экспрессивная лексика, выразительность образов, исп. художественных средств языка.

Способы подачи факта: типизация, интерпретация и образная трактовка

Классификации очерков. В 20-е годы –клас-я по темат. Признаку. В 70-е Алексеев класс-я на внутр. Закономер-х, методе отбора фактов, способе создания произведения – адресные (объективн.отраж-е дейст-ти: судебные, портретные) и безадресные (есть вымысел).

Ким - специфика объекта изображения и характер повествования. 1) художественно-изобразительные (Описание авторских впечатлений от увиденного, событийное начало – путевые очерки и заметки, зарисовки и эссе. Автор ведет повествование в лирическом ключе, делясь переживаниями, мыслями). 2) Худ-публиц очерки (В центре изображения – человек – портретный очерк. Воссоздается не только образ человека, но и развернутая трактовка судьбы конкр личности). 3) Исследовательские очерки (Социально важная проблема, которая заявлена в тексте – проблемные, судебные очерки).

Образ автора - семантико-стилистический центр произ-я. авторское «я» в очерке – это сам публицист, его т.з. на происх-ее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Типы повест-я:

1. от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2. от первого лица единственного числа. А) Пов-ль – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся. Б) Пов-ль – исследователь.

3. от первого лица мн.числа. плод коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. «Мы»

Композиция очерка. Законы худ.лит-ры+публиц-ки+науки. 1) Хроникальный прямая (послед-ое излож-е событий жизни) и смещенная (периоды жизни героя) хронология 2)логистический развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положений и доказательств. Л.М. Майданова: а) описательная логич.

Схема - ведущий признак б) лог. событийная схема – событие, ч/з связь с кот.вывод.др.признаки в) соединяющая лог.схема - событие и явление-иллюстрация осн.тезиса. 3) эссеистская(свобод.форма)

Схема подготовки: 1) продумать замысел произведения; 2) рассмот.различ. варианты размещения тематических и образных единиц текста; 3) определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) продумать основные способы монтирования разнородных композиционных элементов и т.д.

способы тематического развертывания: плановое (идея с цепью ассоциаций) и скачкообразное (за счет объемных связей) .

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные.

- Главный композиционный прием эссе (в развитии мыслеобраза) – постоянная смена ракурса изображения. Образ явления дается в разных срезах, разных аспектах, которые подчинены авторскому представлению. Это помогает передать целостный опыт автора. Авторское «Я» движется от темы к теме, полностью не воплощаясь как образ, проявляя себя с разных сторон. Смена ракурсов изображения диктуетжанровую гибкость эссе.

Для эссеистской композиции характерна резкая смена темы и манеры повествования. Главную особенность эссе Эпштейн определяет как соединение подробности и наглядности, философскую медитацию, научные и статистические данные и публицистический анализ. Кроме того эссе активно включает литературные и исторические реминисценции, цитаты, анекдоты, случай из жизни.

Последовательность компонентов в эссе не случайна. Отдельные фрагменты эссе могут сочетаться по контрасту, по ассоциации или по смежности, но их соседство всегда взаимосвязано.

Композиция эссе разъята и нелогична, при этом важным формообразующим компонентом становится установка на читательское восприятие, следование законам воздействия на читательское внимание:

Композиционное построение эссе подчиняется основному закону восприятия текста: можно выделить:

-уровень внимания– его формируют сильные позиции текста: название, начало и концовка. Поскольку эссе развивается не фабульно, эти композиционные части несут особую сюжетообразующую нагрузку.

Название – визитная карточка текста, важно закрепить в нём прямую или ассоциативную тему. Приемы построения заголовка: Название материала должно быть интересным, привлекательным, в меру интригующим, тогда есть шанс рассчитывать на то, что возникнет этап внимательного чтения текста. Типы заголовков по заложенному в них содержанию: предмет речи (герой, событие, явление), главная мысль и образ тезис. Для заголовка эссе подходят для последних варианта.

Зачин может по-разному активизировать внимание читателя: может быть эпическим, т.е. быть построен на изображении начального места действия; может содержать инициальный вопрос (Кто я), ассоциативная тема – автор переносит читателя в условный контекст, задавая общую ассоциативную тему (анекдот, цитата, историческая реминисценция); прямая постановка проблемы (но важна оригинальность мысли, которая привлечет внимание читателя – афоризм, парадокс).

Концовка эссе оформляет развитие образа-понятия – может содержать синонимичный повтор существительных, использованных в зачине. Он может также содержать повторение названия – образуется композиционная рамка.

-уровень соучастия– уровень развития темы, на котором автор в качестве активизирующих приемов использует риторические вопросы и смену субъекта повествования, происходит переход от «я» авторского к «ты» читательскому или «мы» обобщающему. Меняя субъект повествования, автор выходит на обобщение и в то же время активизирует внимание читателя.

-уровень открытия- пронизывает весь текст и связан с трактовкой темы, которая раскрывается чаще всего ассоциативно, и для читателя она связана с глубиной его интеллектуального фона. Ассоциативность – один из ведущих способов движения эссеистского сюжета.

Приемы связки отдельных фрагментов: примеры, параллели, аналогии, ассоциации, цитата, вопрос-ответ, выводы, неожиданный поворот.

Эссе– это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, с нею связанные. Для эссе характерна субъективность, образность мышления, установка на разговорную речь.

На уровне речевого строя эссе многообразно. Отличительной чертой эссеистского стиля является его разговорность, которая предполагает доверительность изложения.

- Эссе не должно быть перегружено терминами или построено на нейтральной, невыразительной лексике и синтаксисе.

- Язык эссе должен быть динамичен и выразителен. В этих целях эссеисты нередко обращаются к тропам – сравнению, метафоре, метонимии.

- Большую роль в эссеистике играют аллегория и символ. За частным эссеист должен показать более общее значение, как в аллегории, или глубину всех контекстов, как в символе.

- На уровне синтаксиса характерной чертой становится использование вопросов-обращений, динамических синтаксических конструкций, передающих интонации доверительной беседы. Эссе активно включает восклицательные предложения, номинативные конструкции и конструкции с пропуском сказуемого.

Специфика жанра эссе. Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – прозаич. Сочин. со своб. композицией, выраж. индив. впечатления и соображения по конкр. поводу или вопросу и заведомо не претендующее на опред. или исчерп.трактовку предмета; это худ.-публ.произведение, отраж.экзистенциональную рефлексию автора. имеет философский/ историко-биографический/ публицистический,/литературно-критический/, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеист. стиль отличается образностью, афористичностью, парадоксал-тью и установкой на разговорную интонацию и лексику. На перв.план выступает личность автора. Приемы: многочисл примеры, параллели, аналогии, ассоциации; исп.многочис. средств худ. выраз-ти: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения; непредсказ выводы, неожид повороты, интерес. сцепления. Специфика жанра эссе: 1) Заголовок: а) отражение содержания б) отпр.точка в размышлениях автора, в) выражать отношение части и целого. 2) Свободная композиция - внутренней логике, а основную мысль –В “пестром кружеве” размышлений автора. 3) Проблема с разных сторон. 4) ярко выражена авторская позиция. 5) автор.стиль. Классификация эссе. Эссе – жанр очень подвижный, и классифицировать его сложно. В историческом аспекте его разделяют на: 1. Афористическое эссе. (Монтень, Ф.Бекон, Ларошфуко, «Мысли» Б.Паскаля). 2. Жанр характеров (Дж.Холл, «Характеры или нравы нашего века» Ж.Лабрюейера). 3) Лирическое эссе («Очерки Эллии» Ч.Лэма, «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» Т.де Куинси, «Автобиографические эссе» У.Хезлитта). 4) Философское, или рефлективное эссе (Монтень, «История французской революции» Т.Карлейля, «В защиту фарса» или «Защитник» Честертона). 5. Сатирическое эссе (Дж.Свифт, У.Теккерей). 6. Биографическое эссе (Теккерей, Честертон, С.Джонсон). 7. Нравоучительное эссе (Стил и Аддисон). 8. Литературоведческое эссе (Сент-Беф, де Сталь, братья Шлегели).

Признаки эссе: 1) жизненность (искренность, свобода композиции, языковой плюрализм) 2) субъективность (осознание индивидуально мифол.картины мира – личный мир эссеиста; целостность, уникальность, экзистенциональность, свободный метод исследования); 3) парадоксальность = 1) впечатление автора об исследуемом предмете 2) непринужденная манера изложения 3) глубокий умств.анализ.

Образ автора. Эссе отражает экзистенциональную рефлексию автора. Эссеист персонифизир.в себе обобщенный идеал человека, активизир.сознание чит-ля, инициируя у него дух.работу по самоактуалиации. Принцип жизненности требует главенства внут.переживания автора над эссеистич. элементами. формы. Это опр.своеобразие содержания и композ-ии эссе.

Функции – альтернативное, оппозиц. масс. осмысление Дей-ти живому мышлению; позволяет осознать масс.чит-лю свою индивидуальность, ощутить реальность своего псих.пространства, задуматься о нем, осознать собств.личностность.

Эссеизм – форма выражения автор. Т.з; индивид.мифотворчество; качество текста в анализе содержат.стороны (Кройчик)

Модели композиции. Циклич.тип – принцип каталога: перечень суждений, свойств.одному факту = вращательное движение мысли. Фрагментарн.тип – короткие мысли без дальн. развития и лит.обработки. приходят к автору неожиданно (В.Розанов «Опавшие листья»).

Композ-я свободная, но опред.архитектоническим замыслом и тем, что внутри эссе идет напряженная борьба между словом как формой завершения и отражением переживания как формой бытия.

Особенности содержания. - то, что сильно волнует автора, что актуально. Эссе - опыт осмысления поступка, идеи и пр. осмысление внешнего как внутреннего. Предмет – человеч. «я». Содержание – проявления авторского «я».

43. Сатирические жанры художественной публицистики.

Жанр – исторически сложившийся, устойчивый набор изобразительных приемов текстообразования, подчиненных наиболее полному раскрытию авторского замысла. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются

основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность. Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Фельетон: Комическое – особая, эмоциональная критика жизни, негативная оценка или порицание, упрек какого-либо явления.

Приемы: Ирония – интеллектуальная категория: противопоставляет логическое и алогическое. Передает диалектику видимого и скрытого, внешнего и сущностного. Не оформлена в отдельный жанр, это литературный прием. Сатира – однозначно отрицательное отношение. Гневная, язвительная. Обязательно наличие отправной точки: идеалы, мировоззрение, нравственность. Предмет – политические события, деятели, конфликты. Юмор – примиряющее отношение к объекту осмеяния. Предмет – общечеловеческие ситуации, люди из народа.В чистом виде выделить сложно. Для различных видов смешно существуют разные виды комического. Пародия – особый вид сатиры, основанный на комическом, преувеличенно-подчеркнутом воспроизведении характерных особенностей формы, кот. раскрывают его комизм. Надо отличать пародию от пародирования (метод). Пародируются конкретные произведения, образы, жанры.

Жанры. Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. (Эзоп, Писарев, Горький и др).

Пародия (Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация. Предмет – действия общественных, государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей. Методы – гипербола, гротеск, литота, ирония. Задача – создать модель явления, имитировать его.

Сатирический комментарий – критика определенных недостатков того или иного явления. Исп. иронию, насмешку, литоту, гиперболизацию. Чаще всего публикуется после нелепых действий или высказываний

Анекдот – короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как основа для самостоятельной истории. Воспитывает чувство юмора. Недопустима пошлость и анекдоты «с бородой».

Шутка – сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Задачи: развлечение читателя, розыгрыш. Часто публикуется 1 апреля.

Фельетон в современной прессе. История жанра. Жанр художественно-публицистической литературы и журналистики, которому присуще критическое, нередко комическое, в том числе сатирическое начало, и непременно – актуальность. Рождение относят к 28 января 1800 года, когда в парижскую газету “Журналь де деба” был впервые вложен дополнительный листок, в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии. Под рубрикой фельетона печатались даже романы, давшие начало “роману-фельетону”. Истоки фельетона, пронизанного социальными и политическими мотивами, относятся к журналистике Великой французской революции (Бёрне, Гейне). Формирование жанра в России связано с деятельностью писателей Сенковского, Бестужева, Белинского, Добролюбова и др. Политический фельетон стал одним из ведущих жанров 2-й половины 19 века (Искра, Гудок, Будильник). Фельетон являлся актуальным жанром советской печати. Среди его представителей – Горький, Маяковский, Бедныйи др.

Особенности жанра. Ф. жанр художественной публицистики, который отличает комическое начало и злободневность. Ф. призван оказать на читателя эмоционально-образное воздействие. Ф. с самого начала был актуален и неофициален, а отсюда преобладание оценки и интерпретации актуальной информации (а не изложение ее), комическая (сатирическая) направленность в ее подаче, “второй план”, расширяющий описываемое до размеров общественно значимого явления, и непременно мастерское владение фельетонистом всеми средствами языка и речи, проявляющееся в особом фельетонном стиле. Главными критериями оценки являются его актуальность, узнаваемость героев и ситуаций. Для автора ф. х-но - открытость выражения авторского отношения к предмету, построение с использованием приемов заострения, гиперболизации, обобщения и типизации исходных событий.

В ф. реализуются все основные функции речи: информационная (информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая ( фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экпрессивная (автор выражает свое отношение к описываемому); познавательско-просветительская; гедонистическая (развлекательная функция речи).

Одна из составляющих ф. - образ автора. Он может совпадать с образом рассказчика или существенно отличаться от него. Но всегда автор несколько возвышается над изображаемым, видя происходящее значительно шире и глубже, чем даже читатель.

Предмет ф. - факт или ряд фактов, содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явления того класса, к которому он относится. Факты - опорные точки сатирической типизации.

Ф. жанр оценочного характера. Главное в ф. не те факты или события, которые послужили толчком для его создания, а их оценка, интерпретация. Оценка фактической основы произведений может быть как субъективной, так и объективной.

В основе повествования лежит комическое противоречие. Положительным героем фельетона всегда остается смех.

2 вида ф.: беллетризованный (конкретно-изобразительный), аналитический (обобщающе-характеризующий)

С 50-х годов XX века меняется предмет фельетона: только отрицательный факт.

60-е гг. (оттепель) обобщающее значение. Безадресный фельетон. Объединение сатиры и проблемной статьи. Факты м. б. выдуманы, образность в ф., вымысел, эзопов язык, подтекст, ирония. Ирония превращает эссе в ф.

В современной журналистике образ автора соотносится и с особенностями индивидуального стиля журналиста, и со всем строем его сугубо личностного мировосприятия. Рассмотрим на примере литературных произведений и публицистики.

Образ автора в литературном произведении не совпадает с реальной личностью писателя. Он художественный образ. Формы авторства: писатель может выступить как непосредственный участник события, как сторонний наблюдатель, как рассказчик. Создавая характеры своих вымышленных героев, он в принципе должен знать о них практически все, или почти все. Автор

может вступать в многообразные отношения со своими героями, общаться с ними, но при этом он всегда «находится на границе создаваемого им мира как активный творец его.

Функциональные задачи автора журналистского произведения. Здесь мы имеем дело не с вымышленным образом, а с вполне реальным лицом, т.е. с личностью журналиста. Задачи автора журналиста: ж. должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию и постараться проявить свою творческую индивидуальность.

Мировоззренческая позиция автора ж. - совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам».

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет: 1. Автор - «зеркало» героя 2. автор как лирический герой произведения 3. автор как инстанции анализирующей и оценивающей.

Авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов (мысли, знания, нравственные представления). Эстетическая доминанта мироощущения определяет тип художественного воображения, обусловливает “тяготение” творца в отборе тех или иных впечатлений и воссоздание их в художественных образах. Мировоззренческая установка проявляется в тематических пристрастиях журналиста. (Индивидуальный почерк В. Пескова, выделяется особым лиризмом. Описывая жизнь лесных обитателей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру. Иной образ у Ю. Щекочихина, который долгие годы занимался подростковыми проблемами, а затем исследованием нравов преступного мира. В своих судебных и исследовательских очерках журналист предстает прежде всего как аналитик. Он не просто изучает нравы подростков, но постоянно ставит перед обществом такие актуальные проблемы). На этой основе и возникает публицистический образ автора. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед нами предстает образ размышляющего автора, а в другом – лирического героя.

Функции авторского «я». Допущение субъективного начала не противоречит документальной основе журналистского произведения. Различные приемы авторского самовыражения лишь способствуют более глубинному осмыслению объективных сторон описываемого события. Авторское выражение в газете: 1. автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, 2. поделиться в ходе описания события собственными воспоминаниями, 3. выразить свои соображения по поводу поведения героев, 4 выстроить версии и предположения, 5. выразить собственные эмоции, 6. раскрыть перед читателем свою творческую лабораторию и т.д.

Используя такое выразительное средство, как авторское «я», журналист стремится привлечь читательское внимание. Это достигается, с одной стороны, за счет проявления личностного отношения к описываемым событиям, а с другой – за счет интимизации авторского стиля повествования.

Понятия играют важную роль в процессе осмысления явлений действительности. Размышляя о судьбах своих героев, журналисты постоянно используют различного рода утверждения или отрицания. И это понятно. Автор не может быть лишь бесстрастным фиксатором событий. Собственные суждения автор может строить, исходя из поставленных вопросов. Движение журналисткой мысли, как правило, завершается умозаключением.

ПАМФЛЕТ: В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю»1[9]. Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), английского писателя Бернарда Мандевиля («Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными»). В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны»), М.А. Стуруа («Болезнь легионеров») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы (наподобие тех, с которыми иногда выступает известная своей непримиримой враждой к коммунистам В. Новодворская) носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.

В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра2[10] относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета, требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.

Признаки памфлета — выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность.

Полемическое противостояние различных точек зрения -жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое понимание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахождение взамен им новых истин.

Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на выска-зываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике, диалоге с собеседником.

Наиболее существенными признаками, характеризующими памфлет как жанр, являются синтез сатирических художественных и публицистических образных средств; Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конструкция, создает новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст — это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д.

Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном отображении реальности. Памфлетисты избирают объектом своего гневного, испепеляющего смеха общественные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.

Обличение в памфлете может быть как открытым (прямым), так и завуалированным, или косвенным (непрямым). В зависимости от типа обличения — прямое и непрямое — различают и модификации памфлета.

Обличение проявляется открыто, когда автор по ходу повествования при помощи таких приемов, как саркастические отступления, едкие, гневные ремарки, высказывает свое отношение к политику, событию, социальному явлению. Открытое обличение имеет целью сатирическое заострение и обобщение.

Памфлет, насыщенный грубой, бранной лексикой, легко трансформируется в инвективу, причем не только из фрагмента, но и из всего текста в целом трудно понять, о чем идет речь — настолько эмоции вытесняют смысл.

Непрямое обличение требует от автора текста создания масок, за которыми он бы прятался. Они появляются в тех модификациях памфлета, в которых автор создает художественные образы.

Для сатирического отображения памфлетист широко использует в своем творчестве аллегорию, буффонаду, гиперболу, гротеск, иносказание, пародию, сарказм и другие средства создания социально-комического.

Памфлету с непрямым обличением свойственно парадоксальное развитие сатирической мысли. Автор должен увидеть парадокс в жизни и показать его. Достижению этой цели подчинены все сатирико-публицистические средства и сюжетно-композиционная структура текста.

Образы используются памфлетистами в полемических целях, поэтому связь с прототипами открытая, смысл образа — в его политической оценке. В тех памфлетах, где действие развивается

стремительно, реже встречаются описания (интерьеры, пейзажи), в повествовании сокращаются эпизоды, отсутствуют портреты персонажей.

Присутствие автора в тексте памфлета всегда подразумевается, хотя может не выражаться открыто. Приемы выражения авторского присутствия в тексте памфлета самые разнообразные. Например, автор призывает читателей в единомышленники.

Масштабность критики в памфлете очевидна: памфлет — критика не нравов, а социальных явлений. Это злободневное сатирическое произведение, смысл которого в конкретном соци-ально-политическом обличении, направленном на полную дискредитацию объекта критики.

Цель памфлета — вызвать у читателя негодование, порой ненависть. Он особенно востребован во время войны, в том числе информационной.

Для жанровых модификаций памфлета характерными являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, злободневность, тенденциозность, средства комического — сарказм, ирония.

44. Реклама в системе массовых коммуникаций: цели, методы, технологии, жанры, правовое обеспечение.


Реклама (Ф: Котлер): представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации с четко указанным источником финансирования.

Реклама - печатное, рукописное, устное, графическое или любое другие уведомление о Т, Л, У, общественном движении- исходит от рекламодателя и оплачивается им - с целью увеличить сбыт, расширить клиентуру, получить голоса, публичное одобрение и т.д.

Коммуникативные характеристики:

- Неличный характер (т.е. инфо поступает ч\з посредника)

- Односторонняя направленность (нет как таковой непосредственной обратной связи)

- Побуждение к выполнению действия.

Цели рекламы:

- Основные – формирование деятельности и стимулирование потребителей

- Дополнительные – это скорее функции, т.е. ч\з их реализацию мы добиваемся основных целей

Функции рекламы:

- Информативная

- Убеждающая

- Напоминающая

- позиционирование/пере…

- Удержание лояльных потребителей

- Создание и поддержание «лица», имиджа фирмы или товара

Классификация:

- В зависимости от территории охвата: местная, региональная, национальная, международная, глобальная

- От цели - Ф. Котлер подразделяет рекламуна информативную, увещевательную, напоминающую, сравнительную, подкрепляющую.
- От сферы функционирования и коммуникативных целей может: коммерческая, политическая, социальная. коммерческая реклама - инструмент маркетинговой коммуникации, способствующий продвижению и сбыту товаров и услуг. Политическая реклама является одним из видов деятельности политических партий и организаций, направленная на привлечение сторонников и пропаганду идей, взглядов; она становится особенно актуальной в периоды предвыборных кампаний. Часто под политической рекламой понимают пропаганду.

- От стратегии: рациональная, проекционная, смешанная.

- От предмета: Т,У, марка, личность, фирма, событие, идея.

- От объекта: индивид, специалист, широкие массы населения.

- От средств: ТВ, радио, наружка, инет, почтовая, полиграфия, сувенирная, кино, устная, на упаковке, интерьерная.

Наши рекомендации