Проблематика социальной журналистики.
Нередко социальную журналистику понимают слишком узко – только как совокупность текстов, отражающих проблемы социально незащищенных людей. Такое представление не может считаться удовлетворительным. Возникла подобная интерпретация под влиянием кризиса 90-х гг., когда в числе «беззащитных» оказалась большая половина населения. Это обстоятельство сформировало «печальный образ» социальной журналистики. Жизнь развивается, а образ остается.
Еще менее удовлетворительно слишком широкое понимание социальной журналистики. В такой трактовке предмет размывается, и при желании им может стать все что угодно – на этом основании можно услышать суждения о том, что никакой особой «социальной журналистики» нет. И один, и другой подходы искажают представление о предмете социальной журналистики, и это нередко приводит к неглубокому, стихийному формированию социальной «повестки дня» в СМИ.
Традиционно общество разделяют на четыре основные сферы: политическую, экономическую, социальную, духовную. Каждая из них специфична. Собственно социальная сфера определяет предметное своеобразие социальной журналистики Предметный потенциал этой области журналистики огромен. Это и отдельные сегменты социальной сферы с их постоянно меняющейся актуальной проблематикой и становлением современных институтов, и общественная экспертиза новых законов и решений, и интересы разных социальных, национальных, возрастных, профессиональных групп, и неисчерпаемая проблематика отдельной человеческой личности; это различные уровни восприятия и обобщения.
Темы, актуальные для социальной журналистики сегодня:
1. проблемы труда, занятости, социально-трудовые отношения и экономическая политика: социальная защита населения, социальное обеспечение и социальное страхование, доходы и уровень жизни населения, развитие рынка труда, охрана труда и экологическая безопасность.
2. доступность и качество образования, деятельность детских учреждений (школы, семейные детские дома, пансионаты, сиротские приюты и др.);
3. демографический кризис и проблемы здравоохранения
4.опыт работы "третьего сектора": формы самоорганизации граждан для решения своих проблем, механизмы взаимодействия НКО с властью и бизнесом в социальной сфере, потенциал общественных организаций в разных сферах социальной жизни: ресурсные центры, благотворительные акции, добровольческая помощь, консультативная помощь, телефон доверия, справочно-информационная система и т.д.;
5.проблемы незащищенных слоев населения: безработные, мигранты, неполные семьи, вопросы социального сиротства, отношение к престарелым гражданам, создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
6.проблемы молодежи: алкоголизм, наркомания, СПИД, криминализация общества и подростковая преступность,
7.экологическая и природоохранная деятельность: формы и опыт деятельности общественных экологических организаций, экологические проблемы регионов и экологическая экспертиза, экологическое образование и др.;
8.пропаганда здорового образа жизни: популяризация массового спорта и физкультурного движения, роль спорта в воспитании, "социальные" болезни и их профилактика, физическое и психическое здоровье, информация о нетрадиционных методиках лечения: арт-терапия, музыкальная терапия и др.;
9.темы нравственного воспитания и экологии личности: нравственные ценности, принципы гражданского общества, толерантности, семейные ценности,
10. межэтнические, межконфессиональные проблемы,
11.спонсорская помощь, опыт благотворительных фондов, традиции меценатства;
Факты и ситуации, судьбы и характеры, явления, события, процессы – словом, актуальная, оперативная и конкретная информация о структурном и функциональном состоянии общества и отдельных его групп, поддерживающая баланс интересов, о социальной динамике и характере ее протекания, позволяющая своевременно предотвратить кризисное развитие. Проблематика подвижна, изменчива, злободневна: каждое
сообщество решает свои собственные проблемы, вытекающие из характера социальных связей в конкретный исторический период.
Полноценная социальная журналистика включает различные аспекты профессиональной журналистской деятельности:
- отражение в прессе проблем социальной сферы в ее связях с другими сферами общественной жизни;
- анализ любой информации с позиций общественного большинства и в интересах развития всего общества;
- использование профессиональных ресурсов и особых методов, формирующих творческое своеобразие социальной журналистики;
- вовлечение в информационный обмен самих граждан, создание их собственных информационных ресурсов.
С начала 90-х годов
освещение проблем человека в СМИ и его связей в социуме переживала упадок. Политизация медиа вытеснила социальные отношения на периферию общественного внимания. некоторые исследователи выдвинули тезис «асоциальности прессы», уровень доверия к прессе резко упал.
С середины 90-х гг. набирает силу другой процесс. Коммерциализация, бурное развитие массовой прессы, ориентация на большие тиражи и привлечение массовой аудитории приводят к тому, что проблемы человека, неизменно вызывающие интерес аудитории, превращаются в информационно-развлекательных изданиях в своеобразную приманку. Конкретные проявления «человеческого интереса» в массовой прессе многочисленны и разнообразны, но крайне односторонни и примитивны. Пространство человека сужается, упрощается и искажается. С одной стороны – скандалы, сенсации, бытовой криминал, частная жизнь, светские сплетни. С другой – «полезная информация» и ориентация на потребителя – домашнее хозяйство, продажа товаров общего спроса, фитнес, народная медицина, путешествия. Ее общая стратегия – погружение в мир иллюзий, способы преодолеть лично для себя те или иные проблемы. Суррогатная журналистика обращена к человеку, однако, не решает проблем социальности, не создает общности, способной к решению сущностных проблем.
Именно в это время начинает развиваться представление о полноценной социальной журналистике как альтернативе бульварной прессе. Настоящая социальная журналистика
это не простое отражение социальных проблем, это принципиально новая концепция отношения прессы к жизни общества.
Социальные последствия отчуждения прессы от проблем общества в 90-е гг. оказались весьма драматичными. Социальные проблемы отражались в прессе, но, не приближали
решений, не давали надежды, а лишь усиливали деморализованность, апатию, разобщенность и поддерживали ощущение, что страна принципиально не способна к нормальному развитию..
С начала нового тысячелетия наметился поворот в развитии социальной журналистики – поворот к человеку.
В благополучных, на наш российский взгляд, развитых обществах также ощущается потребность в том, чтобы обслуживать не элиты, а простых граждан и вернуть журналистике ее главную миссию – способствовать улучшению жизни сообщества, предоставляя людям информацию, необходимую им как гражданам. В практике средств массовой информации США получил распространение термин «civic journalism» (гражданская журналистика), концепция которого в основных положениях очень близка нашим представлениям о социальной журналистике. Американская гражданская журналистика также озабочена состоянием журналистики, в которой общество напоминает «зрителей, наблюдающих ежедневное шоу» вместо нации граждан, соучаствующих в решении проблем. Для гражданской журналистики требуется новое определение новостей, другие источники информации и взаимоотношения с аудиторией. Нечто подобное было осознано также и европейской журналистикой. Например, в английской газете «Гардиан», а впоследствии и еще нескольких британских общенациональных газетах учреждена должность омбудсмена, или независимого читательского редактора, на которого возлагаются функции контроля за соблюдением прав и интересов читателей газеты, то же и в скандинавской прессе..
В обществах развитой демократии влиятельны не только некоммерческие организации, но и их издания, а также местная муниципальная пресса – это позволяет держать в поле общественного внимания любые вопросы повседневного бытия, публично их обсуждать, контролировать действия местной власти и функционирование институтов, инфраструктуры, развивать социальные сети, то есть поддерживать коммуникацию в целях более эффективного и гармоничного развития местного сообщества.
У нас пока местная и некоммерческая пресса такого развития не получили, их общественное влияние еще незначительно.
Еще один факт, подтверждающий все большую ориентацию прессы на отражение социальной жизни: в последние годы становится популярной «нарративная журналистика» – описательная, а точнее бытописательная и нравоописательная журналистика, основным средством которой является не «жесткая новость», не «перевернутая пирамида», а рассказ, история. Журналист, умеющий рассказывать истории, существенно потеснил репортера. Эта тенденция хорошо прослеживается и в российской журналистике.
Отражение социальных проблем в универсальных изданиях.
Наиболее значимой и влиятельной группой на отечественном информационном рынке остаются общероссийские ежедневные газеты.
Однако размежевание внутри этой группы, ориентация на определенный сегмент аудитории – массового читателя, делового человека, интеллектуальную элиту – выразилось в ощутимых различиях по отношению к социальным проблемам. Качественная пресса ориентирована на образованного, активного, включенного в политический процесс человека с высоким социальным статусом, декларирует принцип отделения новости от комментария. Характерна жесткая структура основных разделов, современный дизайн, следование новым правилам оформления текстовой информации. Приоритетной считает политическую и экономическую проблематику, к которой примыкают культура, спорт, потребительский рынок. Социальная проблематика в этих изданиях также не обойдена вниманием, но статуса, равного политике и экономике, ей пока не предоставлено. Проблемы общества, и это заметно при внимательном чтении, не рассматриваются целостно, с разных сторон и в комплексе, а преимущественно с финансово-экономических или политико-прогностических позиций. Тексты в основном информационные, унифицированные. Изредка в «Известиях», например, появляются полосные очерки и специальные репортажи, в которых человеческое бытие представлено в живой целостности. Однако подобные тексты – редкость в качественных изданиях. Отсутствие деталей, судеб, лиц оставляет впечатление дистанции между газетой и реальностью.
Описанная ситуация сохранялась фактически до последнего времени в большинстве качественных газет. Сейчас смысловые акценты этих изданий заметно изменились. Социальные темы потеснили лидировавшие ранее политику, экономику, международную информацию. Сегодня главной становится проблема качества, повышения профессионального уровня текстов об обществе: их концептуальности, масштабности, глубины, коммуникативных качеств. Пока в текстах социальной направленности можно отметить усиление потребительского контекста, систематически пока из социальной проблематики в основном освещаются проблемы здоровья, образования, ЖКХ, благотворительности, кроме того, неравномерно распределяется внимание к образу жизни разных социальных групп (в поле зрения в основном сироты, инвалиды, пенсионеры, мигранты, малообеспеченные семьи).
Влиятельные деловые издания, например, газета «Коммерсант», освещению социальных проблем уделяют определенное внимание, несоответствующее, вместе с тем, объективным потребностям самого делового сообщества. Раздел «Общество» по концептуальности, полноте и качеству анализа значительно уступает другим
неспециальным (то есть, не являющимися собственно деловой информацией) направлениям. Подбор текстов в ней нередко носит случайный характер. Социальная проблематика широкого плана имеет шанс заинтересовать издание в тех случаях, когда речь идет или о крупных политических решениях, или о существенных расходах, или попадает в рубрику «Инциденты». Социальная сфера выглядит со страниц респектабельной деловой газеты как затратная, конфликтная, обременительная – едва ли это способствует полномасштабному, соответствующему современным концепциям, развитию социальной ответственности бизнеса. Так, в разделе «Деловая практика» сообщения о текущей практике реализации социальных программ компаний появляются нерегулярно. Однако – и это следует оценить как несомненный успех в информационной политике «Коммерсанта» – стало выходить специальное приложение «Social Report», выросшее из известного проекта Российского фонда помощи. Приложение концептуально, качественного профессионального исполнения и, что немаловажно, отражает важнейшую сферу актуальной проблематики на уровне современных потребностей общества. Естественно, для деловой газеты социальная проблематика не является приоритетной. Но «Коммерсант» позиционирует себя как газета универсального типа, как общенациональное издание, к тому же одно из тех, кто формирует качественные стандарты новой российской журналистики. Значит, ей следует заниматься постоянным мониторингом внешней среды бизнеса, включая сюда социальную сферу наряду с другими. Перспективы экономического развития, социальная стабильность, дружественность внешней среды, состояние трудовых ресурсов очень важны, прежде всего, для самого бизнеса. Когда речь идет о политике, то здесь, действительно, присутствует качественная информация, серьезно отслеживаются тенденции. Но социальная составляющая такого же отношения, судя по информационной политике, пока не вызывает. В «РБК-daily», «Времени новостей», «Ведомостях», судя по публикациям, такое направление вообще не считается профильным.
В приведенных здесь замечаниях и наблюдениях – будь то пресса общеполитическая или деловая – просматривается общая ситуация: проблемы общества, значимость социального осознаны и признаны, но складывается впечатление, что это признание на словах, так как эффективных, адекватных потребности инструментальных коммуникативных тактик для отражения проблем общества в творческом арсенале качественной прессы пока явно недостаточно.
Социальная проблематика в массовых изданиях
Иной информационный ландшафт можно наблюдать в так называемых массовых изданиях. Первое, что буквально бросается в глаза, – богатство жизненных проявлений, незнакомое качественным изданиям. Репортеры газеты оперативно откликаются на все более или менее
значительное, что происходит в обычной повседневной жизни. Первополосные тексты – это почти всегда динамика социальной жизни. Тщательно отслеживаются все решения властей, важные для большинства. В «Московском комсомольце», например, огромное число рубрик и разделов по всем социальным направлениям, для самых различных возрастных, профессиональных и прочих специальных групп читателей. Можно сказать, «МК» (пусть, и в свойственной для себя манере) поднимает статус повседневности.
Сохраняют свое место разнообразные жанры и творческие формы – и очерк, и репортаж, и расследование, и интервью, и классическая корреспонденция, при этом значительная часть текстов в своей основе имеет реальную жизненную ситуацию. Это позволяет почувствовать естественный ход событий, узнать конкретные проблемы конкретных людей. Реальная жизненная ситуация дает возможность видеть многие проблемы комплексно, разобрать типичные ситуации, просчитать алгоритмы их решений, распространить информацию о позитивном опыте. Наконец, в них действуют живые лица, а не процессы и тенденции. Эмоциональное взаимодействие газеты с аудиторией, читателей друг с другом через воссоздание фрагментов реальной жизни очень важно для поддержания социальной стабильности. Масса разнообразных ситуаций рождает не фрагментарность, а, наоборот, создает впечатление естественной полноты жизни.
В то же время, стремясь к яркости, броскости, стараясь завладеть вниманием как можно большего числа читателей, газета постоянно балансирует на грани, отделяющей живое и естественное от скандала, сенсации, «наживки». Заголовки-провокации, субъективизм в оценках, непроверенные факты, преобладание «картинки» над смыслом, и многое другое существенно снижают значимость и эффективность того, что хорошо чувствуют массовые издания, – быть ближе к реальной жизни своей аудитории, видеть в частных проявлениях, в обыденности и повседневности ее социальный смысл. Всестороннего анализа проблем и предложений их решения, как правило, нет.
В итоге, если сравнивать качественные и массовые издания с позиций отражения в них социальных проблем, то приходится признать, что ни одна, ни другая группа не являются достаточно эффективной: одна – качественная пресса – не выработала достаточных средств, соответствующих форматам изданий, чтобы обеспечивать полноту и выразительность картины социального бытия; другая – массовая – более динамична и полнокровна в области поиска и предъявления реалий, но, также в соответствии с форматом, не может этим распорядиться и не дает качественного анализа. Информационная ниша остается свободной.
В других типологических группах печатной прессы также складывается неоднозначная ситуация. Например, активно развивается журнальная периодика. Но и здесь противоречивая ситуация: значительна группа деловых и экономических изданий, в
которых социальная проблематика отстает даже от уровня понимания социальной ответственности самим бизнесом; в глянцевой журналистике социальные проблемы накрыты плотным слоем «частного интереса»; весьма объемная группа профессиональных журналов социальные проблемы рассматривает преимущественно с внутрикорпоративных позиций, не всегда совпадающих с общенациональными.
Ощущается недостаток адресованных широкому читателю универсально-тематических журналов социальной направленности: об образовании, здоровье, семье и диалоге поколений, социально-бытовой проблематике. Журнальный рынок примечателен еще и тем, что в нем можно найти отражение многочисленных узко профессиональных социальных проблем, не получивших «прописки» в изданиях общенациональных. Но проблемы из общих, социальных становятся частными, нередко приобретают утилитарный вид: очень важные с точки зрения формирования социальной общности проблемы решаются в более узком кругу – каждой группой по-своему. Однако эти частно-групповые интересы должны как-то согласовываться, складываться общая платформа. Для интеграции интересов усилий СМИ пока не хватает. Более активно развиваются сегменты журнального рынка, ориентированные на платежеспособную аудиторию, – и в этом случае общенациональные проблемы принимают несколько одностороннее освещение (например, журналы для родителей; а также журналы о здоровье, семье, образовании).
Особо следует отметить группу информационно-аналитических еженедельников (Эксперт, Рус репортер, Итоги): здесь присутствует качественный, адекватный потребности анализ социальных проблем. Заметно значительное оживление интереса к социальным проблемам, комплексный и глубокий подход к их освещению, солидный экспертный анализ, качественные современные журналистские технологии. Немаловажно и то, что в этих журналах формируются стандарты новой отечественной журналистики, а в плане контента – «повестка дня». Однако аудиторная ниша этой группы изданий количественно невелика, скорее это диалог в приватном кругу образованного гражданства, и решить все проблемы, стоящие перед социальной журналистикой, одним только этим журналам не под силу.
Интернет для социального журналиста незаменим прежде всего как источник информационных ресурсов; как возможность получения обратной связи с аудиторией (форумы онлайновых версий традиционных изданий); как альтернативные социальные сети (блоги) – источник тем и сведений о реальном состоянии массового сознания. Возможности интернета можно проиллюстрировать на таком примере: у традиционной прессы и некоммерческих организаций непростые отношения, нормальный информационный обмен здесь, по ряду причин, затруднен. Но и обществу, и НКО нужны
каналы для коммуникации – и тогда «третий сектор» создает альтернативную коммуникационную сеть, активно осваивая интернет-пространство, где сегодня представлены различные информационные каналы: электронные версии традиционных специализированных СМИ, сайты благотворительных фондов, обществ, организаций, сайты специальных акций и программ. В плане контента особый интерес представляют собственные информационные ресурсы общественных организаций. В отсутствие удовлетворительной информации в традиционных СМИ НКО самостоятельно взяли на себя функции просвещения, распространения актуальных сведений и новостей, организовали информационный обмен между донорами, спонсорами, волонтерами и теми, кто нуждается в помощи. При этом творческие методы и возможности заимствованы из традиционной журналистики – новости и репортажи, интервью, просветительские и аналитические статьи, расследования, ведется мониторинг печатных СМИ.
Социальная проблематика в региональной прессе.
Одна из тенденций развития российского медиарынка последних лет – активное развитие региональной прессы. Обществу нужна школа гражданской свободы – разветвленная сеть гражданских организаций, способных контролировать государство и его расходы, умение заставить власти, в том числе и местные, тратить деньги на развитие территорий, на обустройство обыденной жизни рядовых граждан. Первостепенная роль региональных СМИ здесь очевидна. В них возможна модель, где реальная жизнь станет главной темой Анализ прессы территориальных сообществ – местной или муниципальной прессы («муниципальный» в ряде языков означает «относящийся к местному самоуправлению» и является производным от слова «муниципия» – так именовались самоуправляющиеся городские общины римских граждан) – особенно актуален в контексте социальной журналистики. Модели муниципальной прессы только складываются, и пока еще мало кто знает, какими они должны быть в российском исполнении. Муниципальные СМИ могут сыграть ключевую роль в функционировании местного сообщества, стать во главе решения проблем, связанных с организацией повседневной жизни, а могут оставаться «информационным ресурсом власти». И один, и другой опыт уже имеется.
Так, например, в Москве насчитывается более полутора сотен изданий. Их разовый тираж составляет огромную цифру – 6 миллионов экземпляров. Это окружные газеты, в некоторых округах их даже 2–3; так называемые газеты окружного уровня; районные – их также при каждой управе может быть не одна; есть детские и молодежные окружные и районные издания, которые сейчас активно развиваются; несколько окружных и районных журналов, издания московского правительства, некоммерческие (пока немногочисленные) издания и др. Кроме того, в последние годы в округах развиваются студии кабельного
телевидения, местное радиовещание, получили хождение разнообразные информационные листки, появились так называемые «информационные зоны» и другие формы местного информирования населения.
Несмотря на заметное разнообразие форматов, общий типологический портрет муниципальной прессы был довольно однообразен. Страницы местных газет заполнены социально-бытовой информацией, всевозможными полезными сведениями, справками, местными историческими разысканиями, рассказами о тех, кто живет и работает по соседству, отчетами о событиях, происходящими вокруг, – местных праздниках, фестивалях, конкурсах, информацией о работе культурно-досуговых центров, о мероприятиях в области социальной защиты, воспитания детей и подростков, инициативах местных жителей, связанных, чаще всего, с вопросами благоустройства территорий и социально-бытового обслуживания. Главное же место занимает информация из органов местной власти, интервью с главами округов и управ, их заместителями и чиновниками рангом пониже. Только на первый взгляд местная печать – «царство социального»: образование, здравоохранение, социальная защита, местное хозяйство, торговля, досуг, однако подходы к их освещению, как правило, являются поводом, чтобы показать активность властей.
В последнее время в столице, а еще раньше в других городах появилась альтернативная независимая местная пресса. Московскому проекту «Мой район» удалось за короткое время наладить связь с читателями, найти интересные местные темы, обозначить круг проблем для обсуждения, не ограничиваясь при этом узкобытовым спектром. Сейчас москвич находит в своем почтовом ящике уже несколько конкурирующих местных изданий и далеко не всегда делает выбор в пользу газеты от властей. Вот это уже нормальная ситуация.
Социальная информация в специализированной прессе
отдельное место занимает пресса, учредителями и издателями которой являются некоммерческие организации. Большинство изданий НКО выходит в форме бюллетеней (в том числе электронных), вестников и малополосных газет. Такие издания часто освещают конкретный социальный проект или деятельность одной организации. Меньшее число выходит в форме журналов, газет интернет-изданий. Их тематика непосредственно связана со сферой деятельности НКО – правозащитой, экологией, благотворительностью, проблемами инвалидов, пенсионеров, детей-сирот. Одна из основных проблем прессы НКО – нестабильность. Деятельность большинства НКО в России напрямую зависит от финансирования по грантам. Это, как правило, 1–3 года. Поэтому многие издания, успев сформировать концепцию, обозначиться, собрать аудиторию, вынуждены закрываться –
организации не удается найти дополнительных средств на поддержание их существования по истечении гранта.
При всей нестабильности и временами низком уровне профессионализма (в большинстве изданий НКО в качестве авторов выступают не профессиональные журналисты, а эксперты и сотрудники НКО), пресса третьего сектора имеет свои преимущества перед «большими» СМИ. Она в значительной степени обладает независимостью, возможностью писать о социальном, причем действительно животрепещущем, избегая заказных статей, политики, рекламы. Именно поэтому издания НКО пользуются спросом в своих целевых аудиториях. А для журналистов, специализирующихся в той или иной социальной теме, они являются по-настоящему ценным источником информации.
Агентство социальной информации (АСИ) (http://www.asi.org.ru/) – авторитетная и высокопрофессиональная информационная служба, специализирующаяся на распространении информации о социальной жизни и продвижении гражданских инициатив с весьма широким спектром интересов; выпускает ежедневные бюллетени новостей из всех регионов России, вестники, другую актуальную литературу. Информация агентства эксклюзивна и пользуется большим спросом. Немаловажно и то, что акцент в информационной политике АСИ делает на позитивной информации, опыте решения проблем, социальных инициативах, деятельности организации «третьего сектора».
Региональные агентства также поставляют новости социальной жизни, и эти новости нередко предпочитают столичные газеты. «Неполитические» новости глубинки подпитывают мегаполисы, они могут вывести на значительные темы общенационального масштаба, послужить началом серьезного разговора.
40. Профессиональные стандарты социальной журналистики.
41. Социальные проекты российских СМИ.