Новостная журналистика: предмет, метод, функции, жанры.
Информационная группа жанров выделяется по генеральному признаку – по назначению: оперативно сообщать о фактах действительности. Содержательный признак информационных жанров – злободневный факт. Факт в журналистике - это достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Новость в СМИ– это новая информация, то, о о чем раньше не было известно( чел-к, факт, соб-е. проб-ма, все к чему след привлечь вним-е). ). Критерии инф.ж.: • оперативность; • релевантность — соответствие интересам аудитории; • фактическая точность; • декодируемость — пон-сть для ау сути сообщения; • очищ-ть инф-ии от "шумов" (доп.х сведений, деталей и подробностей, отвл. от смысла основной темы); • краткость инф-ии . Методы- наблюдение, и-вью, изучение документов
Рассмотрим концепцию Тертычного. Он делит жанры на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Выделяет следующие жанровые виды заметок: 1-Событийная заметка. Данный тип составляет основной поток информационных публикаций в периодической печати. Основным
содержанием таких заметок является фактологическое описание. Предметом отображения выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности. 2- Анонс. Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах. 3- Аннотация. Этот вид заметки относится к разряду информационных текстов, предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего – это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания). 4- Мини-рецензия. Она представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом. При этом такое впечатление, являющееся своего рода оценкой достоинств произведения, в мини-рецензии не обосновывается какими-то доказательствами, а представляет собой простое изложение эмоций автора. 5- Блиц-портрет. Публикации такого типа содержат краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности. Название «блиц-портрет», в известной мере, настраивает на знакомство с особым предметом отображения, каковым является человек. 6- Мини-обозрение. Такой тип материала представляет собой фактологическую заметку. Предметом в подобных случаях выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность. Причем совокупность эта определяется самим автором мини-обозрения. Рамками может выступать, например, определенный временной период/тема/иные основания. Главная его цель –не проанализировать, а сообщить о существовании схожих явлений или известить о случившихся за определенный промежуток времени событиях. 7- Мини-история. Такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.Главной основой для выделения мини-истории в качестве самостоятельного жанра выступает предмет отображения, которым является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. 8- Мини-совет. представляет собой заметку, основным содержанием которой является программная информация. Мини-советы относятся к публикациям информационного жанра постольку, поскольку они служат целям извещения аудитории о возможном порядке действий, приводящих к желаемой цели, но отнюдь не претендуют на анализ, на развернутое обоснование, на серьезное аргументирование правильности излагаемого совета. Доверие к подобного рода текстам обеспечивается лишь авторитетом тех лиц, которые их дают. По структуре Тертычный делит заметки на два типа. Структура заметки первого типа представляет собой последовательное изложение ответов на вопросы: Что произошло? Где? Когда? Почему? Как? В зависимости от цели выступления и объема информации, которой владеет журналист, эти вопросы могут выстраиваться в каком-то ином порядке, их может быть больше или меньше. Но в любом случае они служат для описания того явления (события, действия, суждения), которое стало известно журналисту. Второй тип – это заметка, в которой базовый факт (исходное явление) каким-либо образом комментируется. Содержание такой заметки уже включает в себя не только описание конкретного события, но и связь этого описания с иной информацией, с, возможно, уже известной аудитории мыслью. Соответственно логическая структура подобного рода заметки выглядит более сложной. Факт, который становится известен журналисту, «подается» им аудитории как
очередной аргумент в пользу какой-то общеизвестной истины. В этом случае автор не только описывает сам факт, но и напоминает аудитории о существовании такой истины, в той или иной форме излагая ее в тексте.
Ким идет вслед за Тертычным и также выделяет три группы жанров и говорит, что основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. , в структуру заметки входят следующие элементы: заголовок – лид – зачин – подробности.
Кройчик говорит о том, что в современной российской журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст» и предлагает «разбить» появляющиеся в прессе тексты на пять групп (исследовательско-образные, исследовательские, исследовательско-новостные, оперативно-исследовательские и оперативно-новостные) . В последнюю группу и включается –заметка во всех ее разновидностях. ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ: Ядро этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. оперативность;релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);краткость информации.Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ – заметка.
Грабельников делит заметку на виды: Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).
Г.В. Лазутина и С.С. Распопова. 6 жанровых групп (интерактивная ж-ка, культурно-просветительская, смеховая, очерковая, проблемно-аналитическая, новостная). Новостная- краткая заметка, расширенная заметка, цель- получение и распространение оперативного знания об очевидных общественно значимых изменениях действительности.
Колесниченко делит на жанры рациональной публицистики, жанры эмоциональной публицистики и Новостные жанры. Заметка- последний, ф-ция- Объективный рассказ о событии.
Отчет - его тематич. основа - офиц. сообщ-е значит-го соц-го или гос-го знач-я; протоколированная фиксации соб-я. Гуревич: ?? что, где и когда произошло. + подроб-ти соб-я, + комментарий и оценка. Предмет отображения – соб-е, развертывающ. во времени. Тертычный: четкое раздел. инф. (обмен информ-ей, констатация хода события) и аналит О. (обмен инф-ей, отображ.внутр.связи выступ-ий,докладов и речей). Ворошилов: Своеобразие ж-ра - в оперативности, злободневности,подробной описательности и точности. По хар-ру похода к освещ. соб-ю О. м.б. общим и тематическим, а по цели и особенности излож-я – информационным (речи и соб-я даются последовательно) или аналит. (даются оценка, комментарий).
Репортаж от лат. означ. «передавать», «сообщать». требует: докум-ти, строг. следования фактам жизни, эмоц-ти личн. восприятия событий, внимания к подроб-ям факта, явл-я. исп. худ-выр. ср-ва. Шостак: задача реп-ра –наглядно, образно передавать инф-ю+ впечат-я, обращ. вним-е на авторское «я». Р. – это динамич. картина, кот. каж-ся сиюминутным откликом на соб-е, сохр-щим «взволнованность очевидца». «Происшествие» - один из синонимов Р. Особ. вним-е удел-ся непрерывности читат. вним-я, легкости переходов с абзаца на абзац. Секрет Р. - в видимой непрерывности движ-я, в постоянном «А что дальше?». Тертычный: «эф-т присутствия». сопереживание чит-ля -> изложение динамики события.
Отличительные черты репортажа (по Шостак): развертывание соб-я во времени, раздел-е соб-я на этапы, непременный эмоц. Фон, работа ч/з деталь, созд-е эф-та сиюминутности происх-го («репортажного настоящего») с репликами и эпизодами, ощутимое авторское «я», стремит. ритм, законченный образ соб-я. Виды репортажа по объекту изобр-я: Событийный (требует особой оперативности. Четкое отражен-е этапов события). Познавательный. Проблемный (Р.+анализ и оценка + проблема). Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа. К ним можно отнести: выбор отображаемого отрезка события; выбор и расстановку участников события; отбор и расположение фактического материала в репортаже; отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для описания; отбор характерных деталей; отбор авторских впечатлений.
репортажное описание = временные рамки + послед-ть фактов + автор. отступления, раздумьями, ремарки, зарисовкии др. Структурно-композ.Схема: 1) зарисовочная заставка (яркий жизн. эпизод), ввод в курс события. Роль– привлечение внимания. 2) репортажное описание +различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. = эффект присутствия. 3) основная часть = отображ.дейст-ть (важны детали и подрроб-ти). 4) Сумма и обобщение своих впечатлений, оценкок и мнений. Возможны ассоциативные связи или на историч. параллелях. Но чаще всего Р. строится на фабульной основе. При этом колоритность зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.
32. Жанры корреспонденции, статьи и обозрения в теории и практике журналистики.
Корреспонденция:
Александр Алексеевич Тертычный делит корреспонденцию на два типа: аналитическая и информационная.
Аналитическая корреспонденция - это жанр периодической печати, предметом которого могут быть какие-либо события, явления, феномены. От репортажа, отчета и инф. корреспонденции отличается степенью «присутствия». У аналитической корреспонденции иные цели: она содержит в себе сообщение о событии или явлении, это сообщение может включать как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции.
Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром – комментарием. Но в корреспонденции первоисточником всегда является автор, он интерпретирует происшедшее, опираясь при этом на мнения участников и свидетелей события, на свои собственные непосредственные наблюдения. Таким образом, центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.
Отличие от статьи: Цель статьи обосновать суждение (суждения) по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества, в каких-то сферах деятельности, а приводимые факты, обсуждаемые события, явления служат аргументами в пользу общего суждения об их причинах и закономерностях, породивших их. Задача автора- установление причинно-следственных связей.
Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него – сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
Статья:
А.А, Тертычный: Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Статьями называют огромное число публикаций различных жанров. Но когда речь заходит о вполне определенном жанре «статья» (в узком смысле этого слова)- это жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации.
Цель-выявление причинно-следственных связей, родивших проблемную ситуацию.
Тертычный выделяет:
* Общеисследовательскую;
* Тактико-аналитическую;
* Полемическую.
Общеисследовательская статья: К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития страны или рассуждать об уровне нравственности, существующем на сегодняшний день в обществе в целом, или о возможности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами, или о проблемах создания панславянской федерации и т.п. Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследовательской статьи заключается в изучении различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. В практике советской журналистики современной общеисследовательской статье соответствовала теоретико-пропагандистская статья, рассматривавшая те же глобальные проблемы, но с диалектических позиций марксизма-ленинизма.
* сформулировать основные тезисы выступления;
* соотнести сформулированные тезисы с актуальным современным опытом. Суждения об этом опыте и станут в статье аргументами в пользу выдвинутых тезисов;
Тактико-аналитическая статья: Она обращена, прежде всего, к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Автор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.д., оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, назвать проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности найти пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения.
Три действия:
1) описанию и оценке проблемной ситуации;
2) выяснению причин возникновения проблемы (барьера, препятствия, задачи);
3) установлению программы и поиску путей устранения (т.е. решения) проблемы, т.е. формулирование действий.
Полемическая статья: Осознаваемая автором цель полемической статьи, как правило, представляется ему двоякой. Во-первых, он видит перед собой задачу – обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. А во-вторых, ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре статьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора.
Создание полемического текста должно начинаться с формулирования главной мысли (главного тезиса), которую далее автор будет отстаивать как в данном, так и в последующих выступлениях в ходе всей полемической кампании. Эта мысль может быть сформулирована в тексте в виде самостоятельного предложения. Но может быть высказана и в форме намека или ссылки на уже известные публике обстоятельства. Главное, чтобы она была понятна и ясна читателю данного номера издания. Следующее требование – доказательность доводов (аргументов) в пользу основной мысли выступления. Очень важным моментом является источник происхождения фактов. Чаще всего в полемике используются данные, представляющие собой: а) результаты личного наблюдения автором тех или иных событий, о которых он рассуждает, б) свидетельства других лиц, к которым обращается за информацией журналист, в) документы, содержащие сведения по обсуждаемому вопросу. Наибольшей доказательной силой для большей части аудитории обладают документы. За ними следуют свидетельские показания, мнения (особенно показания авторитетных для аудитории лиц). А на третьем месте стоят личные наблюдения журналиста. Если бы этот момент учитывался участниками спора на газетной полосе, то истина, на которую они стремятся открыть глаза аудитории, стала бы для нее намного очевиднее.
Обозрение: Определяющий признак жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Обозревать – значит наблюдать и обдумывать замеченное. В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:
* возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;
* отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
* обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
* через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
* способствовать практическому решению проблем общества.
Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, автор приводит аудиторию к необходимой идее.
Обозревателю важно ответить на следующие вопросы:
1. Что породило данное явление (ситуацию)?
2. Какова значимость обозреваемых событий? Как они влияют на разные стороны общественной жизни, на жизнь отдельных граждан или групп?
3. Как будут развиваться обозреваемые явления или ситуация и что надлежит сделать в связи с этим?
Кройчик Лев Ефремович включает корреспонденцию в группу исследовательско-новостных текстов.
Корреспонденция – это публицистический текст, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий решение проблемы.
Среди специфических жанровых признаков он выделяет:
* отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
* выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
* факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;
* авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
* явно или неявно функционирующая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.
Принципиальной задачей автора корреспонденции, по мнению Кройчик является - на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.
Статью он относит к исследовательским текстам. В ней, по мнению автора, дается всесторонний анализ явлений, процессов и проблем. Этому жанру присущ широкий характер обобщения. Опираясь на факты социального бытия, публицист рассматривает закономерности эволюции действительности в различных ее проявлениях – политических, экономических, нравственных, культурологических и т.д. При этом публицист не просто иллюстрирует мысль примерами из жизни (как иногда принято думать), а кладет факт в основание своего исследования. Как правило, в статье автор оперирует группами фактов, создающих определенную социальную ситуацию, т.е. круг проблем, объединенных единым процессом.
Статья – это всегда развернутый поиск закономерностей, структурно она представляет собой цепь умозаключений (от частного к общему или от общего к частному).
Жанровые признаки статьи:
* Масштабное расширение границ повествования – пространственно-временные пределы текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием (глобализация обсуждаемых проблем);
* факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников – личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию и т.д.;
* структура текста статьи – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;
* определенная объективация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда – обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок
Обозрение, как и статью Кройчик относит к исследовательским текстам.
Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основанную на разнообразных фактах картину действительности в форме панорамы жизни общества. Публицистическое обозрение – один из старейших газетно-журнальных жанров (достаточно вспомнить знаменитые литературные, экономические, социально-нравственные обозрения Бестужева-Марлинского, Белинского, Минаева, Шелгунова, Благосветлова, Салтыкова-Щедрина). Отдавая приоритет оперативности другим жанрам, обозрение представляет собой текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период (ежедневное международное обозрение, помесячное театральное обозрение или, например, «Теленеделя» в «Известиях» и т.д.).
По своим признакам обозрение – специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к комментарию. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей – движение мысли, с комментарием – очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным.
Александр Иванович Акопов:
Корреспонденция - жанр публицистики, содержащий конкретную социально-значимую информацию, основанную на всестороннем изучении фактов и явлений, ограниченных временем и местом действия, как правило, при непосредственном участии журналиста.
Особенности корреспонденции как жанра с учетом типических признаков таковы:
а) задачи корреспонденции состоят в информировании о фактах и событиях действительности, могут включать также их анализ, но лишь в узком масштабе, иногда содержат элементы популяризации, пропаганды;
б) метод отображения действительности в корреспонденции состоит в непосредственном наблюдении за событиями, дополнительно может включать изучение документов, опрос, а также интерпретацию фактов со стороны журналиста;
в) по масштабу отображения действительности корреспонденция охватывает группу, цепочку связанных друг с другом фактов и всесторонне освещает локальный участок действительности;
г) в корреспонденции используются изобразительно-выразительные средства.
Функции корреспонденции в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом:
* выявить отдельные закономерности в развитии современной действительности;
* вскрыть сущность внутренних связей в отдельных процессах, протекающих в обществе;
* воспроизвести конкретные явления в наиболее полном виде, показать их смысл;
* стимулировать практическую деятельность по конкретному вопросу в данном направлении.
Содержание корреспонденции предполагает конкретный круг фактов и логически связанных с ними аргументов, объединенных одной темой. В корреспонденции недостаточно при описании какого-либо события отвечать лишь на вопросы: что? где? когда? Необходимо расширить ее содержание сведениями о действиях, событиях, проблемах и снабдить выводами.
Автор делит корреспонденцию на три типа:
1. Информационная корреспонденция. Это вид корреспонденции, который содержит сообщения о факте или группе фактов, связанных друг с другом временем и местом событий.
Информационная корреспонденция - это расширенная заметка, где традиционные компоненты триады “что-где-когда” обогащаются сведениями о героях событий, подробностях, деталях, некоторыми данными из серии “до и после”. Анализ и серьезные выводы в корреспонденции этого типа не предполагаются. Главное всё-таки здесь – осветить событие, сообщить о нем подробнее, во взаимосвязи с другими, в контексте времени.
2. Аналитическая корреспонденция. Это вид корреспонденции включающий, наряду с сообщениями о факте или событии, анализ ситуации.
Здесь уже речь идет о публикации, отвечающей на вопросы не только “что?”, “где?”, “когда?, но также и “как?”, “каким образом?”, почему?”. Возможна оценка действий или событий, предложения, выводы, хотя и не далеко идущие, не стратегические, а лишь из данной ситуации (ограниченной, напомним еще раз, временем и местом действия). Наконец, может содержать постановку проблемы.
3. Корреспонденция-зарисовка. Вид корреспонденции, в которой конкретная ситуация, ограниченная временем и местом действия, дается в форме размышлений автора с применением изобразительно-выразительных средств.
Одна из редких разновидностей корреспонденции, в которой информационный повод и аналитичность уходят на второй план, становятся как бы фоном. Автор корреспонденции- зарисовки главным содержанием публикации делает собственные раздумья, “мысли вслух” о событиях и проблемах, имеющих место в данной ситуации. Этому типу корреспонденции обычно свойствен спокойный, эпический тон, хороший литературный язык и художественно-публицистическая форма изложения.
Акопов определяет статью как жанр публицистики, посвящённый актуальной социально-значимой теме и содержащей полное, всестороннее и глубокое освещение действительности на основе анализа и обобщения широкого круга фактов и явлений.
Выделяет следующие разновидности:
* Передовая статья открывает номер периодического издания и посвящена актуальным вопросам на злобу дня. Редакция анализирует общественную ситуацию, выражает свое отношение к происходящему, представляет итоги своей деятельности, планы на будущее;
* Проблемная статья - пишется на самые различные темы, охватывает все сферы. В основе такой статьи- проблема, которая объективно существует в обществе, но в целом известна не всем. Задача журналиста - выявить причинно-следственные связи и предложить пути решения.
* Теоретическая статья – вид статьи, который содержит научно-теоретический анализ ситуации в любых сферах общества с позиции современного состояния или осмысливания исторического опыта. Цель статьи – анал.рассуждение относительно научной обоснованности выбора, идейно-политического, социально-экономического или духовного развития общества.
* Информационная статья- вид статьи, которая содержит констатацию широкого круга фактов или явлений, рассматриваемых во всех возможных взаимосвязях с окружающей действительностью. Цель статьи- сообщение о большом социально-значимом явлении, представить источники, факты, документы, действующих лиц и их участие в ситуации. Может включать разветвленную сеть
причинно-следственных связей, но не содержит при том формулировки проблем, четких выводов и конкретных предложений.
* Публицистическая комментарий- вид статьи, содержанием которого является критический анализ и комментарий явления. Тематика разнообразна. Автор комментария-эксперт. Иногда комментирует журналист, авторитетный в какой-либо теме. Задача такой стаьи- разъяснить суть известных всем событий, дать его предысторию и .д.
* Статья-размышление- разновидность статьи, которая содержит глубокие размышления автора на какую-либо общественно-значимую тему с привлечением фактов и оценки, истории и современной жизни общества.
* Статья-расследование- вид статьи, который основан на всестороннем, комплексном изучении важного, общественно-значимого события, как из текущей жизни, так и из истории. Цель: попытка установления истины, восстановления справедливости, в том числе и исторической.