Метод интервью в журналистике.

Интервью (от англ. Interview – буквально встреча, беседа) – жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам.

Ключевым жанром публ. интервью стан. в XIX (развитие бурж.период. печати), когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника. Радио раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию. ТВ обогатило жанр зрелищностью (источником информации становится уже не только звучащая речь, но и мимика, жест, поведение собеседника, его привычки, профессиональный статус, возраст).

Интервью с одной стороны сп.получения инф., с др. – публ. Жанр.

Принципы вопросов журналиста. Нужно избегать многозначительных понятий, формулировать лаконично, не давать альтернативы, лучше не задавать «закрытые» (ответ да/нет), лексика понятна для собеседника.

Интервьюируемы традиционно делятся на три категории:

Полит.и гос. деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о ч.-н.

Знаменитости – подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики.

Обыкновенные люди: у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Виды интервью:

И-диалог – беседа в форме вопросов-ответов. Уровень инф. зависит от подготовленности журналиста. И-монолог – строится как цельный рассказ собеседника. И-сообщение – ответы интервьюируемого пересказываются журналистом в сокращенном виде. И-зарисовка, присутствует описание портрета собеседника или обстановки, в которой происходит беседа. Есть комментарий. И-мнение – развернутый комментарий компетентного лица события, факта, проблемы. Коллективное И. – мнение нескольких человек по тому или иному вопросу. Имеет форму беседы за круглым столом. И-анкета – заочная беседа для выяснения мнений у различных собеседников, всем участникам задается один и тот же вопрос. На ТВ – интервью – портрет с целью всестороннего раскрытия личности собеседника.

Жанр интервью используется лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда он своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды.

Интервью – это наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте журналиста и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения журналиста и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредованно анкетой. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же интервью, контакт между интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации.

30. Жанры современной журналистики.

1.Жанр – это исторически складывающийся тип произведения, в котором проявляется единство особенных свойств формы в ее основных моментах – своеобразной композиции, образности, речи, ритме. Жанр это также способ отражения действительности, реализуемый как форма устойчивого творческого поведения журналиста.

2.Исследователь Тертычный разделяет три группы жанров – информационные (фиксируют очевидные характеристики), аналитические (направлены на проявление глубинных взаимосвязей) и художественные (в образной форме обобщают познанное).

3.В информационных жанрах важно умение видеть, отбирать, оценивать, комментировать и оперативно реагировать на новые общественно значимые факты.

Информационные – наиболее популярные: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог.

Заметка – передача актуальных новостей в краткой форме. Пишется по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Имеет заголовок и авторскую подпись. Главный факт подвергается развернутому пояснению: каковы характер и причина события, его участник. Нередко факты выражены в конкретных цифрах. Лид призван привлечь внимание читателя, устанавливать тон повествования. ( НОВОСТИ)

Репортаж – это наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Имеет синтетический характер, в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров, в его структуре

присутствуют элементы зарисовки, интервью, отчета. Журналист создает публицистический образ и колорит события. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если в нем преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.(РР)

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Прямая речь создает ощущение достоверности. Сообщаемая новость персонифицирована человеком, мнение которого важно для читателя.

4.Тенденции: усиление образности письма, угнетение жанров фельетона, публицистика персонифицируется. Уходят очерк, фельетон, передовая статья, обзор печати, другие усилили свое присутствие - интервью, комментарий, эссе, пиар и рекламные тексты. СМИ стали выделять новые жанры: журналистское расследование, исповедь, версию, беседу, пресс-релиз. Гибридность жанров. Репортаж – к аналитике.

5.Аналитические жанры: корреспонденция, колонка, статья, обозрение, комментарий, аналитическое интервью, рецензия.Композиционная структура аналитических жанров: экспозиция, постановка проблемы, аргументация, рекомендация (кульминация, синтез), обобщение и оценка.

Колонка применяется для истолкования события, где авторская позиция может быть представлена как версия. В последнее время колонка стала популярным жанром в отечественных СМИ. Колонка по тональности полемична. Персональная точка зрения – смысловое звено колонки.

Статья – это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях. Факты становятся поводом для постановки важной и актуальной общественной проблемы и анализа тенденций общественного развития. Статья вскрывает противоречия между теорией и практикой функционирования общественных институтов, поэтому ее автором, как правило, является эксперт в определенной области знаний. Жанр требует широкого охвата действительности \, анализа множества систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов.

Обозрение – в нем важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания, диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности. Наиболее популярен тематический вид обозрения, в особый вид обозрения выделяют обзор писем. (МНЕНИЕ кинообозрение и литературное обозрение)

Комментарий – предполагает экспертное объяснение, «расшифровку» сложной проблемы. Публицистический комментарий призван разобрать структурно проблему, объяснить факты с определенной позиции и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению. Ведущим приемом является попутный комментарий.

Художественно-публицистические - это авторский анализ реальных событий с помощью эмоционально-чувственных средств: очерк, портрет, эссе, памфлет, этюд, фельетон. В художественной публицистике «анализ типического» достигается за счет различных художественных форм.

Очерк – в нем факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка - дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (путевой, событийный).

Жанрообразование – живой процесс. Неумолимое время сделало архаичными жанры передовой статьи и отчета. Передовая статья заменяется редакторской колонкой или бай-лайнерами.

Наши рекомендации