Технология создания журналистского произведения.
Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.
Журн. практика: большее кол-во тем рожд-ся из конкр. фактов, т.е. ж-ту прих-ся на разворачивать, а сворачивать – от общего к частному. Тему (о чем?) н. отличать от идеи (что утвержд-ся).
Горохов: ж-ская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность, это отклик на актуальные обществ. потреб-ти. Соц. заказ м. б. обусловлен и редакц. заданием, и потребностями масс. аудии, и интересами соц. групп. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Многие ж-сты специализируются на одной теме, но и в этом случае они включены в процесс обдумывания и накопления нового мат-ла. Рождение темы сопряжено с поиском интересного объекта описания (событие, человек или жизн. ситуация). Проблема в том, чтобы найти нечто любопытное в обыденном, новые грани в примелькавшемся. Тема - предмет описания конкретной ситуации взятый в отношении к масштабной проблеме под определенным углом зрения. Замыселпроизведения начинает формироваться после опред-я его темы. Замысел - первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. Две стороны замысла: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов). Роль замысла в журн. творчестве - стать неким «внехудожественным» заданием, общей идеей, определенной темой, образно оформляемой в процессе худ. творч-ва. Одни замыслы - отклик на конкр. событие и требуют оперативной реализации (заметка). Др. требуют накопления опред. жизненного мат-ла, его предварит-го осмысления, отбора наиб. примеч. ситуаций д/ раскрытия проблемы, всестороннего изучения вопроса и т.п. Замысел -микромодель буд. пр-ия. На этом этапе идет поиск ориг. идей, мыслей, образов, деталей, жизн. фактов и т.п. Замысел насыщается жизненным мат-лом. Накопление мат-ла может происходить годами. => мн. проф. ж-сты ведут записные книжки, куда заносят жизн. наблюдения, встречи с интересными людьми, внезапно возникшие мысли, случайно услышанные фразы и др. Все это в дальнейшем может подтолкнуть ж-ста к определ. размышле-ям, возбудить интерес к к.-то теме / проблеме. Когда замысел пр-ия определен, н. заняться исследем объекта. При этом ж-ст может столкнуться с некими пустотами, не позволяющими ему увидеть в объекте его целостность. Тогда ж-ст начинает выдвигать гипотезы (т.е. происходит выделение из замысла конкр. проблемы). Следует определить проблему, ее важность и актуальность, пути решения. Т.е. выйти на конкретный объект и предмет изучения. Объект - жизненные процессы и явления, в составе к-рых - противоречие, порождающее пробл. ситуацию, предмет – хар-ки (св-ва) объекта, отражающие гл. звенья (основу, ядро) п/воречий. Гипотеза - предположение о сущ-нии к.-то явлений, о причинах их возникн-я и закономерностях их развития. Выдвижение гипотез необходимо для того, чтобы сделать поиск факт. мат-ла более целенаправленным, а замысел будущего произведения более определенным. Гипотезы могут содержать в себе и суждения ж-та о жизн. сит-ции, и его представл-я об объекте, и предполож-я по пов. возникновения к.-то п/воречий и т.п. Конечно, в ходе проверки гипотез многие из них могут не подтвердиться, но все они стимулируют ж-ста к проверке его исходных предполож-й о пробл. сит-ции; сп-бствуют расширению диапазона поиска ответов на ??сы; а также конкретизации идеи будущего пр-ния. Идея пр-ия. После формирования замысла пр-ия составляется его план, где отражаются его узловые моменты, осн. герои, задается событийная канва. План м.б. подробным / в виде общей схемы. Затем следует конкретизация рабочей идеи - своеобразная программа действия. Чтобы в пр-нии б. идея, ж-сту н. определиться в св. нравств. / идеологической позиции, во взглядах на проблему, в св. видении жизн. сит-ции, с к-рой он столкнулся, в выражении собств. отнош-я к описываемым фактам. Ф-ция рабочей: она во мн. определяет идеологическую направл-сть будущей Пции, + м. приобрести вид осн. тезиса / гл. мысли пр-ния, к-рую н. развить и доказать /аргументировать.
ФАКТ КАК ОСНОВА Ж. ПР-Я. Факты - в основе любого журн. пр-ия, это своеобразные кирпичики, из к-рых выстраивается вся его структура. => важен момент сбора факт. мат-ла и методы его обработки и изложения. Надо уметь излагать их в тексте, выстраивать из них определ-ю сис-му доказательств, исп. их в кач-ве наглядной иллюстрации мыслей.. Факт в ж-ке - достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее соц. репрезентативностью. Д/ полного и адекватного отражения событий, явлений и процессов в инф., аналит. и худ.-публицистич. мат-лах исп-ся разные факты: соц., истор., лит., юр., культурологичю и др. Ж-ты д. знать: 1. из каких источников получены; 2. какие цели преследовали респонденты; 3. отличать факты науки от обыденных фактов. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. В аналит. и Пких пр-ниях ж-сты охотно обращаются к фактам науки. Особенно часто используются мат-лы соц. исследй, экспертные заключения, статист. выкладки, рез-ты экспериментов и др. Они применяются в виде иллюстративного мат-ла / в кач-ве осн. / дополнит-х аргументов, придавая а-рским рассуждениям особую убедительность. Использование статист. данных относится к традиц. методам предъявления фактов. Языком цифр можно обрисовать к.-то явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития события, сделать на их основе выводы. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов. => Ж-ты охотно их использ. Наряду с научными фактами сущ. т.н. обыденные факты: используют, когда необх-мо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоц-х реакциях на события... Ценность обыденных фактов - в том, что за ними - реалии соц. жизни людей. В основе обыденного факта - моменты действит-сти + реальные поступки людей, к-рые м. стать предметом ж-ского отображения. Гл. особ-сть обыденных фактов - в их жизнеподобии.
Назначение фактов в журн. произведении многофункционально: основа инф. сообщения; аргументы и научно обоснованные док-ва. Развертывание факта в жанровую структуру произведения обусловлено задачами, стоящими п/д ж-стами: сообщить о факте, дать подробности о событии, разобраться в причинах возникновения проблемы, создать документальный образ современника... В зависимости от целей сообщения ж-сты исп. разлые сп-обы подачи, раскрытия, изображения и истолкования фактов. Позиционирование фактов в разл. ж-рах ж-ки (инф., аналит. и худ.-публ.) имеет свои особенности.
27. Методы наблюдения, эксперимента и анализа документов в журналистике.