Системообразующие факторы и функции журналистики.
Модель системы жур-ки отражает структуру общества, взаимодействие его различ. подсистем. Подсистемы общества выступают как системоформирующие факторы по отношению к системе жур-ки, предъявляет к ней свои требования, условия, нормы. В результате меняются функции жур-ки в зависимости от структуры общества в каждый опред. момент времени.
1. Фактор социально-политич. организация общества в зависимости от действующего режима правления устанавливает политич. и законодат. платформу, рамки и условия функционирования системы жур-ки в соц. с-ме данного общества. От этого фактора зависит степень свободы жур-ки, хар-р ее взаимоотношений с гос-вом и обществом, типологическая палитра СМК, допустимая широта плюрализма мнений в СМИ, и формирование обществ. мнения. Этот фактор напрямую или косвенно ставит перед СМИ задачи сохранения режима правления, единения социума, адаптации в нем отдельного индивида и различных соц. групп.
2. Сфера общественных интересов как с. фактор обладает оппозиционностью любой гос. системе. Этот фактор способствует выработке разнообразия взглядов, мировоззрений, верований, идеологий, политич. пристрастий. Таким образом, фактор оказывает влияние на широту и разнообразие издательских проектов. Соответственно своим задачам заставляет жур-ку выполнять опред. функции.
3. Системоформирующий фактор образования и культуры обусловливает качества коммуникатора (издателя, редакции), СМИ и качества аудитории. Фактор культуры превращает умения и навыки, данные образованием, в возможности более адекватного восприятия, усвоения и интерпретации действительности, журналистских текстов.
4. Экономический и технико-технологический фактор способствует сохранению экономич. самодостаточности с-мы жур-ки и свободы жур-ки. Создает благоприятные условия эффективной жизнедеятельности СМК, требуя взамен постоянной адаптации аудитории к экономич. реалиям функционирования конкретной рыночной системы.
Функции журналистики
1. Информационно-коммуникативная функция.СМИ – организации по производству и распростр. МИ. Следовательно, коммуникативная и информационная функции присущи им по определению.
Содержание коммуникативной ф. - охват рассредоточенных людей и общностей для организации соц. общения с расчетом на позитивные эффекты. Возникает возможность интеграции, совместных действий уже сложившихся общностей и формирования новых общностей, тех, что не могут существовать вне СМИ.
Условие выполнения коммуникативной функции – доступ к коммуникациям. Предполагает возможность для представителей соц. слоев иметь технич. средства приема инф-ции и мин. уровень платежеспособности для приобретения печатных изданий.
СМИ способны обеспечивать связи по вертикали «власть – общество» и по горизонтали (между различ. частями общества). В рез-те происходит обслуживание СМИ предметной деят-ти, приобщение аудитории к определенным ценностям. СМИ передают знания, нормы, ценности, опыт деятельности и сами участвуют в их формировании. Это формирует психологическую общность. А на этой основе возможна и общность действий.
Содержание информационной ф.: производство и распространение инф-ции на масс. аудиторию с учетом разнообразных характеристик аудитории в целях обеспечения совместной деят-ти людей. Решающее значение имеет доступность смысла инф-ции для неспециализированного сознания.
СМИ призваны давать людям возможность знать, что происходит в окружающей природной и соц. среде, строить свою жизнь с учетом происходящего. Поэтому инф-ция должна быть: • актуальной • предупреждающей об опасности как природного, так и соц. плана, • своевременной, чтобы быть использованной в нужный момент; • общезначимой • полной, чтобы аудитория могла всесторонне оценить суть и значимость происходящего, • объективной, чтобы полученная инф-ция позволяла адекватно реагировать на происходящее • разнообразной по видам, темам, авторам, позициям, чтобы отразить происходящее всесторонне.
СМИ, скатывающиеся к простому развлечению аудитории, в конце концов теряют ее. Но и сами изменяют своему исконному назначению, рискуют стать ненужными. К проблемам манипулирования обществ. мнением относится функция формирования повестки дня. Далеко не всегда проблематика, задаваемая СМИ, соответствует действительно важным для общества проблемам. Теория формирования в СМИ повестки дня описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и события, с которыми они знакомятся через СМИ, более важными, чем другие. Согласно этой теории «...те, кто контролируют информационные СМИ, решают, что должно сообщаться публике.
2. Ценностно-регулирующая функция – координация отношения людей к тому, что происходит в действительности. Ф. выполняется не столько через обмен знаниями о действительности, сколько через формирование отношения к ним.
В СМИ идет процесс передачи не только сведений, знаний, но и сопряженных с опред. ценностями идей, стимулирующих принятие и усвоение опред. норм. Ценности — ориентиры по оценочным шкалам: «хорошее — плохое», «высокое — низменное», «одобряемое — осуждаемое». Такие значения и шкалы создает не сама жур-ка, она их выражает, транслирует, применяет к происходящему, формулирует, проверяет фактами, дает публичный выход разным ценностным системам. Необходимость ценностно-регулирующей функции вытекает из потребности общества в интегрирующих механизмах. СМИ участвуют в социализации личности. Благодаря регулярному влиянию СМИ способны навязывать опред. нормы, стандарты мышления и поведения. Управлять этим процессом может власть или иные силы.
Связана с функцией социальной адаптации - способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации, усвоению социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций.Интегрирующая функция направлена на сохранение целостности общества и гос-ва; нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия путем снятия напряжения в обществе, перевода соц. конфликта в диалог. Регулирующая функция подразумевает широкий набор целей, формируемых гос. с-мой в качестве подфункций: а) Регламентирующая подфункция осуществляется путем информирования ауд-и о законах и нормах, определяющих характер и деят-ть гос. и обществ. с-мы, С помощью этой подфункции в обществ. сознании формируется образ законопослушного, инициативного гражданина. б) Социально-организационная пф. нацелена на достижение опред. перемен в соц. практике, в поведении соц. институтов, соц.групп, общностей индивидов. СМК могут добиваться опред. соц. действий в среде жизнедеят-ти своей аудитории путем анализа фактов и явлений, критики недостатков, рекомендаций по их устранению.в.) Контролирующая подфункция(с помощью СМИ организуется контроль над выполнением регламентирующей информации).
Функция форумасостоит в организации соц. участия граждан в управлении гос-вом, в обществ. процессах.Прежде всего путем орг-ции соц. диалога, предоставления площадки для обмена мнениями обществ. орг-циям или отдельным гражданам. СМИ могут быть фактором формирования общественного мнения и его субъекта - активной общественности.Превращение рассредоточенной аудитории в общественность совершается, когда СМИ открывают возможность для аудитории слышать и говорить друг для друга, а не только распространяют инф-цию от центра к аудитории. СМИ способны оформлять общественное мнение, а также транслировать его власти в обобщенном виде, осуществлять вместе с активной общественностью функции соц. контроля и инновации (поиска решений проблем предложения конкретных проектов).
3. Функции от фактора обществ. интересов.Системоформирующий фактор обществ. интересов, системе жур-ки прежде всего идеологические функции. 3.1.Идеологические функции способствуют формированию представлений, приоритетов, оценок людей в отношении различ. явлений соц. а также опред. личностных, групповых интересов в различных сферах жизнедеят-ти. В сфере идеологии формируются различные институты граждан. общества, кот. формулируют свои цели, задачи, программы, установки, этич. и другие нормы в отношении гос-ва, общества. Через СМИ выражается позиция одобрения или осуждения по тем или иным обществ. проблемам, закрепляются опред. нормы обществ. отношений.
Сущность идеологич. функций в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности. Между носителями различ. идеологий возникает борьба за влияние на массы. СМИ представляют идеальные возможности для полемики. Хар-р этой борьбы выражают подфункции в системе идеологич. функций: пропаганда и агитация. Пропаганда – распространение политич., философских, религ., экономич., худож. и иных идей и знаний, ценностей с целью формирования в обществ. сознании опред. мировоззрения, которое включает в себя систему принципов, идеалов, убеждений, определяющих отношение к природе, обществу и человеку.
Агитация представляет собой воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, а также с помощью призыва и морального стимула с целью убедить в чем-либо. Агитация более конкретна, оперативна, настойчиво побуждает к практическому действию. Таким обр., пропагандистско-агитационная функция двуедина и направлена и на массовое сознание, и на обществ. мнение.
3.2.Системоформирующий фактор обществ.интересов вносит в систему жур-ки дифференцирующую функцию (сегментация и противопоставление различ. соц. групп по идеологии, жизненным целям, интересам.), заставляя ее отражать в типологической структуре СМК полярные идеи, взгляды. Дифференцирующую ф. сопровождает подфункция соц. плюрализма, кот. противопоставляет политико-идеологич. монизму множество обществ. интересов различ. групп, требуя их отражения в СМК. Подфункция соц. плюрализма в обществе неразрывно связана с подфункцией толерантности - формированием у аудитории СМК терпимого отношения к существованию в обществе различных идей, взглядов.
3.3. Контролирующая функция частично делегируется с-ме жур-ки соц. институтами гражд. общества для наблюдения за выполнением принятых законов, правил, традиций со стороны прежде всего гос. образований. В силу неразвитости институтов гражд.общества в РФ контролирующая ф. СМК не развита. Контролирующая ф. распространяется не только на правительство, но и на все обществ. институты. Она состоит и том, чтобы информировать общество о положительных действиях властных структур.
4. Функции от культурно-образовательного фактора.Культурно-образовательный фактор требует от жур-ки выполнения функций, направленных на удовлетворение аудиторного спроса в приобщении к мировой культуре и культуре данного общества.
Культуроформирующие функции направлены на распространение в обществе высоких культурных ценностей, и в конечном счете на формирование творч. личности. Образовательно-просветительская функция выполняет роль распространения уже имеющихся знаний о мире.
Медиаобразователъная подфункция. Структура СМК стала настолько сложной и многофункциональной, что требует получения спец. знаний о себе. Медиаобразование яв-ся одной из ключевых сфер совр. образования и призвано научить аудиторию профессионально пользоваться СМИ, понимать их плюсы и минусы. Медиаобразование, выполняя уникальную функцию подготовки людей к жизни в информац. обществе, должно способствовать формированию критич. отношения к информ. потоку массмедиа, превращению человека в креативного пользователя СМИ.
К культуроформирующей функции примыкает ф. релаксации (рекреативная). Потребность в развлечении, отдыхе. Эта ф. способствует снятию усталости и напряжения, восстановлению и укреплению душевного покоя и равновесия путем создания условий для отдыха.
5. Функции от технико-экономического фактора.Здесь действуют ориентирующие функции,направленные на информационное обеспечение аудитории в производственной, экономич., товарной, финансовой, технико-технологич. сферах жизнедеятельности.
22. Специфика журналистской профессии.