Занятие 5: развиваем чувство ответственности
Ответственность журналиста за свои материалы
- этика журналиста. Как не «удариться» в «желтуху» и « чернуху».
- как писать на серьезные темы (наркомания, суициды и так далее), не превращая материалы в «инструкцию по применению»
СМИ «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая по только повестку дня (о чем думать и на что обратить внимание), но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий». События не существует, если о нем не говорят по радио, не пишут в газетах, не показывают по телевидению.
Об этике
Сегодня оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях для нас - в порядке вещей. Тогда как в советское время многие годы жители станы жили в полном неведении о том, что реально происходит в стране. Существует точка зрения, что российские СМИ чрезмерно увлекаются катастрофами и криминальной хроникой, что негативно сказывается на психологическом состоянии человека. Но, как мы уже отмечали, открытому информированию о ЧС всего 25 лет. Конечно, справиться с тем объемом новостей, который обрушился и на долю журналистов, и, главным образом, на потребителей информации, было сложно. Журналисты учились мастерству объективного освещения событий, осваивали этические нормы профессии, население постепенно адаптировалось к потоку негативной информации.
Не всегда корректно и этично подавалась информация о трагедиях. К примеру, одно из федеральных изданий, когда в 1994 году под Междуреченском из-за падения пассажирского самолета А-310 погибли все пассажиры и экипаж, опубликовало снимок с места катастрофы – оторванную руку с кольцом, лежащую между обломков самолета. Кто-то из читателей опознал своего родственника. Люди были в отчаянии.
Главной причиной катастрофы стала недопустимая ситуация, при которой командир экипажа посадил за штурвал самолёта своего 15-летнего сына, чьи непредумышленные действия привели к отключению автопилота. Второстепенными причинами катастрофы стали недокументированное поведение автопилота самолёта Airbus A310 и отсутствие на тот момент в программе подготовки экипажа правил принятия решений в подобных ситуациях.
Журналист должен быть ответственен перед аудиторией, не провоцировать панику, проверять достоверность фактов, не публиковать слухи, не искажать информацию, не пропагандировать насилие. Нельзя выдавать источники информации, если вас об этом попросили.
Занятие 6: разбор примеров того, как не надо
"Ситуация с распространением ВИЧ в "России" достигла уровня национальной катастрофы". Журналист пишет о вопросах медицины и не должен делать упор на сенсационность, которая может вызвать страх у многих людей.
В 2000 -2008 годах были очень популярны различные криминальные проекты. «Криминальная Россия» и так далее. Преобладала криминальная тематика, постепенно она сменилась развлекательной. На мой взгляд, нужно больше делать образовательных проектов. Был проект «Галилео» достаточно интересный. У нас столько талантливых детей!
Смотрела шоу «лучше всех» на Первом. Эвника Садвакасова, 9 лет, Павлодар. В столь юном возрасте уже усиленно боксирует, следуя семейной традиции. Не побоялась столкнуться на ринге с самим Николаем Валуевым!
Не нужно смаковать подробности, лучше анализировать, почему так происходит, давать комментарии экспертов, чтобы избежать такой ситуации.
Жаргон, стараться его избегать.
- как писать на серьезные темы (наркомания, суициды и так далее), не превращая материалы в «инструкцию по применению»
Что касается наркомании. Много различной рекламы вы можете увидеть на заборе, на асфальтах. Если есть возможность, закрашивайте это краской.
Вряд ли думали о последствиях своего сюжета репортеры из «Времечко», рассказывая об открытой продаже, в аптечных ларьках, сильнейшего психотропного средства. Журналисты попросту обнародовали подробную информацию, упомянули название препарата, и показали, как он выглядит. Сюжет обернулся рекламой для наркоманов.
О последствиях не задумывались и их коллеги из «Комсомольской правды», рассказывая в статье, «Когда зацветает мак» о подростках, которые, покупали клей (цитировалось название) и дышали им через целлофановые пакеты. «Рецепт» разошелся 16-миллионным тиражом, породив много последователей, и для иных закончился трагедией. «На чьей они совести?».
Не вызвать интерес. Зарубежный фильм «Мечта», ролики для детей о наркомании. Очень мало социальной рекламы. Прибайкалье против наркотиков.
Фильм «Клетка» Андрея Каминского.
Интервью с руководителем перинатального центра. О детях с ВИЧ.
Суициды – журналисты газеты подняли важную тему. О существовании групп смерти. Добились того, что администратора взяли под стражу. Тоже важно не вызвать интерес, не писать о способе, препаратах, использовавшихся, иначе вдруг кто-то соберется повторить.