Занятие 4: проблемы «нравственных интернет-площадок»
Почему мы замыкаемся в себе?
Существуют проблемы с работой православных приходов в сети Интернет, т к сегодня речь идет не просто о том, чтобы создать сайт прихода, епархии, отдела епархиального. Те возможности, которые дает нам Интернет, мы можем использовать для просветительской и катехизаторской, информационной, образовательной деятельности.
А потому ваш сайт должен стать функциональным, то есть содержать максимальный объем полезной информации о жизни прихода, о богослужениях, о клире, о социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода и так далее.
Помимо всего прочего ваш сайт — это еще и практически готовый так скажем отчет о жизни и трудах прихода, отдела, благочиния, епархии, иной организации.
Сайты становятся помощником настоятелю и клиру в организации и созидании приходской жизни, — это значимая их цель. Другая их цель — миссия среди неверующих и невоцерковленных пользователей сети Интернет, которые нередко посещают сайты наших храмов в поисках необходимой информации, ответов на свои вопросы, а то и духовной и пастырской поддержки.
Если сайт информативен, то лицо каждого прихода будет видно с первого взгляда; если сайт окажется интересным для нецерковных людей, то можно говорить о миссионерской работе; если сайт удобен для общения, то он способен стать привлекательной площадкой для внутриприходских контактов, особенно среди православной молодежи.
Многие ограничивают доступ в свои группы или блоги – и это, я считаю, неверный путь, который нас вольно или невольно ограничивает нашими же стараниями.
В этой связи я хочу поднять такую важную тему, как личность автора или того, кто ведет, тянет на себе сайт или блог, или группу. Не осознавайте себя человеком, на которого просто свалили это. Ощутите себя автором. Не бойтесь продвигаться медленно, бойтесь стоять на месте.
Не запугивайте себя, глядя на предстоящий объем работы, не говорите, что вы – один. Такая ситуация у 90%.
Планируйте свою работу. Систематизируйте ее. Подтяните русский язык. Читайте хорошую, качественную литературу.
Поговорим о сомнениях и страхах.
«Мой текст в пух и прах разнес случайный читатель, сосед». Да, так бывает. В вашей жизни будут встречаться люди, которые не имеют отношения ни к журналистике, ни к писательству, но точно знающие, как и что писать, при этом, не написавшие ни строчки.
«У кого-то сайт лучше, чем у меня».
Не причина впадать в панику и тоску, а повод отобрать понравившиеся сайты, группы, порталы, блоги и проанализировать их плюсы и минусы. Понять, почему они нравятся именно вам. Перенять лучшее. Это повод для роста.
Что мешает работе?
Кроме страхов и нежелания признать себя автором?
Профессионализм не должен смешиваться с послушанием. Что я имею ввиду? Если вы профессионал, а священник советует вам явно ошибочную вещь – не соглашайтесь. Отстаивайте позицию. Лучше отстоять свою позицию, чем выпустить текст в 45 ошибками и нанести этим больший урон Церкви, сделав ее смешной в глазах читающих людей.
А от чего нужно бежать?
Дело в том, что в настоящее время светские СМИ активно используют в новостных и других материалах методы НЛП (нейролингвистического программирования). Неискушенному человеку даже трудно представить себе размах этого использования. На многих новостных сайтах при переходе на исходную страницу новости появляются окошки так называемой контекстной рекламы. Хотя контекстные объявления в основном используется для рекламы товара или бренда какой-либо компании, сейчас они активно применяются и для «заманивания» читателей на сайт с целью привлечения трафика.
Профессионально сделанная мем-ассоциация способна прочно закрепить в умах образ определенного человека (или товара) с нужной заказчику такого текста информацией. Примеров мем-ассоциаций, называемых еще медиа-вирусами, в нынешнем информационном пространстве и в Сети немало. Самые известные мемы, созданные за прошедшие 25 лет: Советский Союз - «совок», рубль - «деревянный», доллар - «зеленый», страна Россия - «Раша».
В последнее время были заметны усилия создать следующие мем-ассоциации про Церковь: попы - «чекисты в рясах»; Русская Православная Церковь - «ЗАО «РПЦ».
Можно еще долго перечислять все виды и способы манипуляции сознанием, применяемые в современной журналистике. Но и приведенных примеров, думаю, достаточно для того, чтобы читатели смогли оценить способы ведущейся сейчас информационной войны против России и Церкви.
Тогда в чем наша сила?
Почти как у героя Бодрова: сила в Правде.
У религиозной, нравственной журналистики есть то, чего никогда, ни при каких условиях не будет у светской - способность оценивать происходящее в мире и в жизни каждого человека с точки зрения Истины. Это придает ей глубину и объемность.
Так есть ли опасность ЗАМКНУТЬСЯ только на церковной аудитории и не двигаться дальше?
Да, она есть. Во-первых, потому что сейчас реально время субкультур – каждая среда и даже каждая группа порождает свою субкультуру. У хипстеров один язык, у байкеров – совершенно другой. У православных тоже возникает такое «междусобойное» сообщество со своим сленгом. Это нормально, но важно, чтобы эта обособленность не превращалась в изолированность и не обрастала снобизмом, желанием ото всех остальных отгородиться.
Иногда те, кто впервые входят в храм, чувствуют себя так: все вокруг на меня смотрят, следят, когда я не так повернусь, чтобы на меня зашикать… и при этом я здесь никому не нужен. Мол, этот храм наш, чего вы сюда пришли?!
Если это все проецировать на православную журналистику, то здесь важно, прежде всего, не создавать ситуации, когда открывший твой журнал или газету потенциальный «захожанин» вообще ничего в ней не поймет. Нужно помнить, что как в храм может зайти любой человек, так и твою статью может открыть любой.