Профессиональные ценности журналистики

Основные ценности журналистики:

Сбалансированность/Справедливость/Полнота

Отражать местное сообщество во всей его полноте: хорошее, плохое, выдающееся и ординарное.

Обращать внимание на «крайности» (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не «обитать» среди них постоянно.

Искать, что стоит за конфликтом, показывать его реальные причины.

Точность/Достоверность

Точно в излагать факты.

Давать все факты нужные для понимания — контекст, причины, следствия, и т.п.

Улавливать и отражать тон, язык, жизнь и чувства аудитории.

Социальное лидерство

Не удовлетворяться только тем, что лежит на поверхности, но выявлять, формулировать и доносить до общества важные проблемы и вопросы.

Побуждать людей активно противостять проблемам.

Освещать проблемы и события так, чтобы это стимулировало дискуссию в обществе.

Не только показывать проблемы, но и что возможно сделать, чтобы эти проблемы решит.

Доступность и открытость

Быть окном в мир для аудитории, быть ее глазами и ушами, идти туда, куда она сама не может пойти, видеть то, что она сама не может увидеть.

Устанавливать связь между сообществом, газетой и журналистами.

Способствовать горизонтальной коммуникации между членами сообщества.

Доверие

Понимать газету и местное сообщество, информационные интересы которого оно обслуживает, как абсолютно взаимосвязанные вещи.

Строго и постоянно придерживаться журналистких ценностей.

Принимать на себя ответственность за освещение важных событий и проблем, замалчивание которых оказало бы негативный эффект на общество.

Выбор тем

Решая, какие новости достойны публикации, всегда думайте о том, что важно и нужно для аудитории и местного сообщества в целом.

Объясняйте, помогайте людям понять, что происходит вокруг.

Выбирайте и доносите до читателя то, что важно и интересно; определяйте, как это делать так, чтобы читатель извлек из информации максимальную пользу.

Давайте людям достаточно информации, чтобы они могли составить собственное и обоснованное мнение о проблеме.

Обращайте внимание на «крайности» (городское дно, преступный мир, скандалы, катастрофы и т.п.), но не «обитайте» среди них постоянно.

Критерии хорошо написанного материала

Интерес. Читателям интересно знать:

О новостях, которые непосредственно влияют на их жизнь.

О новостях, которые, возможно, не задевают их непосредственно, но касаются чего-то для них важного, того, до чего им «есть дело».

О любови, сексе, смерти, деньгах, пропитании. Для некоторых важно знать об окружающей среде, судьбе Земли и других «глобальных» вопросах.

О конфликтах, практически любого рода, особенно, если история касается противостояния «слабого» и «сильного», мужчины и женщины, «нового» и «старого», «бедного» и «богатого», и т.п.

О людях. Все любят сравнивать себя с другими. («Я еще, оказывается, не так плохо живу!» «Я ничуть не хуже его!» «Мне до него еще расти и расти…»)

Разные истории. Кино, мыльные оперы, телефильмы — это все истории. Анекдоты, шутки, промывание косточек ближнему где-нибудь за пивом в баре — это тоже все по сути рассказывание историй. Газеты редко рассказывают полноценные истории: с зачином, развитием сюжета и финалом, когда, чем все закончится неясно до самого конца. Именно эта неопределенность создает напряжение, которое так нравится людям.

Ясность

Материалы ясно изложены, когда:

Я легко могу понять, что происходит и почему.

Я могу УВИДЕТЬ произошедшее, услышать и ощутить.

Я легко понимаю все используемые слова и термины или легко могу понять их значение из контекста.

Цитаты уместны и имеют смысл.

Сложные понятия и концепции объяснены.

Количество людей так или иначе упоминаемых в тексте не велико, и мне ясно, кто они.

Статистистические выкладки и цифры переработаны, организованы и поданы таким образом, что я легко могу понять их значение. (Пример из Нью Йорк Таймс: «Три унции мяса по размеру примерно равны колоде карт». Такое объяснение поможет даже тем, кто никогда не пользовался унциями в качестве единицы измерения.)

В материалах нет элементов замедляющих чтение и понимание. К таким элементам могут относиться:

Длинные названия должностей. Мне скорее нужно знать, чем занимается человек, а не как он титулуется.

Длинные цитаты. Цитаты — это «приправа» к материалу, а не «главное блюдо».

Неясные цитаты. Не все способоны говорить членораздельно. Еще меньше людей способны говорить внятно и организованно. Поэтому во многих случаях лучше передать сказанное своими словами, чем буквально цитировать собеседника.

Чрезмерно длинные предложения с обильной пунктуацией.

Ссылки на источники, ранее упомянутые в тексте. Ссылка на Петрова в пятнадцатом абзаце замедлит мое чтение и понимание, если последний раз, когда я про этого Петрова слышал — второй абзац материала.

Упоминание имен людей, без объяснения кто они — распространенная ошибка, особенно, когда журналисты пишут о звездах. Предполагаеся, что имена эти на слуху и каждый сразу поймет о ком идет речь. Однако не каждый смотрит все подряд фильмы и передачи или слушает все подряд музыкальные альбомы.

Шутки, остроты, «анекдоты к случаю» — все это заставляет читателя остановиться, чтобы «оценить» ваше остроумие и, если срабатывает, «воздать хвалу» вашему писательскому таланту. Однако хотите ли вы, чтобы читатель останавливался?

Авторитетность

Заставить материал звучать авторитетно не просто, потому что в этом случае и репортер и работающий с ним редактор должны, во-первых, досконально знать предмет материала и, во-вторых, брать на себя ответственность делать выводы. Ясность написания помогает мне понять, что и почему произошло — авторитетность помогает мне понять, что это значит. Авторитетность — это то, за что читатель платит деньги, в данном случае. Читатели должны видеть, что журналисты знают, о чем они пишут.

Совет пишущим: Станьте экспертом в своей теме. Если какие-то данные, факты вам доподлинно известны, не ссылайтесь бесконечно на многочисленные источники. Ссылайтесь на источники, только когда вы не уверены, что информация однозначна и достоверна, или когда есть риск, что вы будете вовлечены в судебные разбирательства.

Вопросы, на которые должен ответить материал

Что за историю я хочу рассказать?

Что на самом деле произошло?

Что это значит?

Почему мне должно быть до этого дело?

Как это произошло?

Что за этим стоит?

Что будет потом?

Что можно по этому поводу сделать?

Наши рекомендации