Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны

Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны

-Итак, сегодня урок у нас внеклассного чтения, на котором мы впервые с вами

(длительная пауза)

будем знакомиться с творчеством Ф. М. Достоевского.

Часть 1. Соотношение понятий «преподаватель» и «план урока».

Сложилось впечатление, что план урока подразумевал наличие преподавателя, а не напротив.

Часть 2. Непредвиденная ситуация.

По просьбе преподавателя ученик запускает видеоролик, но, к сожалению, происходят неполадки со звуком. Преподаватель подходит к ученикам, сидящим за первой партой, и демонстративно произносит: «Спасибо, мальчики».

Часть 3. Когда эпиграф к уроку настолько сложен, что для его обсуждения не мешало бы отвести отдельный урок.

Собственно эпиграф (и для романа!, и для урока):

"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".

Определились, что зерно есть добрые дела, а земля (почва) - душа другого.

Что же, подставляем: «…если доброе дело, падши в душу, умрет, то принесет много плода ».

Кажется, ни учитель, ни дети не поняли, что воспроизвели обратное тому, что хотел сказать этим эпиграфом к своему роману Ф.М. Достоевский.

Часть 4. Случайность.

- Что же за пшеничное зерно, что за почва, в которую оно должно упасть? Пожалуйста, Лена, у тебя была идея.

- Да, у меня была идея (учительница, осознав, что за ней повторила девочка, перекрикивает ее: почва - это…)

Часть 5. А не стоило ли?

Учительница: Тема урока: «Путь к состраданию». Рассказ «Мальчики» - отрывок из последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы».

А не стоило ли упомянуть о «Великом Пятикнижии»?

П.с. То же происходит и с Л.Н. Толстым, когда, выходя из школы, никто и понятия не имеет, что написал он всего 3 романа.

Часть 6. «Правильно заданный вопросполовина ответа» (с)

Детям дано задние: определить цели урока (читают с доски):

«Показать путь к состраданию».

Учительница: Найдите ключевое слово. Что мы делаем?

Ученики (хором): показываем.

Учительница (раздраженно): показываем ЧТО?

И да, какое слово является ключевым в этом высказывании?

Часть 7. Раскрыть авторский замысел через лингвистический анализ текста или перефразируй.

Учитель: Что делает язык произведения?

(И что же он делает-то?)

Одна из учениц поднимает руку, преподаватель игнорирует и просит обратить внимание на слайд с уже готовым ответом на некорректно заданный вопрос.

Учитель: Прочитайте, что делает писатель в тексте.

Мало того, что первоначально вопрос задан некорректно, так и ответ на слайде, оказывается, дан на вопрос совсем другого порядка.

Слайд:
«Писатель воспроизводит мир особенно, <…>, с помощью слова дает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк ».

Учитель: Итак, какое ключевое слово в этом тексте?

Ученик: помогают читателю..

Не услышав НУЖНОГО ответа по своему плану, отвечает сама: через слово, которое ведет нас к чему?

К чему ведет слово? Любительница цитировать Евангелие, что ответит на это сама Наталья Алексеевна, ведь в классе воцарилось молчание?

- …образ. И рождается (дети по-прежнему молчат, атмосферка напряженная) АВТОРСКАЯ МЫСЛЬ.

Часть 8. Слушать и слышать.

Учитель: О чем этот рассказ (то есть, я вас прошу какую сторону анализа раскрыть)?

Ученики: содержание.

Учитель: НЕТ. Это сюжет. Сюжет - это…

Ученица: сюжет - это краткое содержание текста.

Неужели нельзя было спросить, в форме чего выражено содержание или дать более простой наводящий вопрос, ответ на который привел бы к сюжету?

Часть 9.1 Поиск ключевых слов - единственно возможная работа с текстом?

Ни в коем случае. А как же творческие задания: ментальные карты, синквейны?

Ученики заранее разделились на группы (якобы групповая работа, которой и в помине не было) подготовили ментальные карты (рисунки по ассоциациям).

Ученица выходит к доске, пытается представить свою работу под руководством учительницы,котораяне дождавшись удобного момента, говорит:

- все хорошо, понятно; вторая.

Никакой оценки, обсуждения рисунка ни от одноклассников, ни от учителя девочка не дождалась.

Второй рисунок объясняет сама Наталья Алексеевна, так и не предоставив слова своей ученице.

Синквейн по Далю.

На парте словарь Даля. Ничего, что учительница перепутала его с Ожеговым, но что-то она перепутала. Дети занимались не творческой работой, а механическим перелистыванием страниц словаря с заранее готовыми закладками.


Часть 10. Имя или как там тебя.
Света, то есть Настя (11:27);
Пожалуйста, Света.. эээ..Юля (12:06).

Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны

-Итак, сегодня урок у нас внеклассного чтения, на котором мы впервые с вами

(длительная пауза)

будем знакомиться с творчеством Ф. М. Достоевского.

Часть 1. Соотношение понятий «преподаватель» и «план урока».

Сложилось впечатление, что план урока подразумевал наличие преподавателя, а не напротив.

Наши рекомендации