Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны
Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны
-Итак, сегодня урок у нас внеклассного чтения, на котором мы впервые с вами
(длительная пауза)
будем знакомиться с творчеством Ф. М. Достоевского.
Часть 1. Соотношение понятий «преподаватель» и «план урока».
Сложилось впечатление, что план урока подразумевал наличие преподавателя, а не напротив.
Часть 2. Непредвиденная ситуация.
По просьбе преподавателя ученик запускает видеоролик, но, к сожалению, происходят неполадки со звуком. Преподаватель подходит к ученикам, сидящим за первой партой, и демонстративно произносит: «Спасибо, мальчики».
Часть 3. Когда эпиграф к уроку настолько сложен, что для его обсуждения не мешало бы отвести отдельный урок.
Собственно эпиграф (и для романа!, и для урока):
"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода".
Определились, что зерно есть добрые дела, а земля (почва) - душа другого.
Что же, подставляем: «…если доброе дело, падши в душу, умрет, то принесет много плода ».
Кажется, ни учитель, ни дети не поняли, что воспроизвели обратное тому, что хотел сказать этим эпиграфом к своему роману Ф.М. Достоевский.
Часть 4. Случайность.
- Что же за пшеничное зерно, что за почва, в которую оно должно упасть? Пожалуйста, Лена, у тебя была идея.
- Да, у меня была идея (учительница, осознав, что за ней повторила девочка, перекрикивает ее: почва - это…)
Часть 5. А не стоило ли?
Учительница: Тема урока: «Путь к состраданию». Рассказ «Мальчики» - отрывок из последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы».
А не стоило ли упомянуть о «Великом Пятикнижии»?
П.с. То же происходит и с Л.Н. Толстым, когда, выходя из школы, никто и понятия не имеет, что написал он всего 3 романа.
Часть 6. «Правильно заданный вопрос – половина ответа» (с)
Детям дано задние: определить цели урока (читают с доски):
«Показать путь к состраданию».
Учительница: Найдите ключевое слово. Что мы делаем?
Ученики (хором): показываем.
Учительница (раздраженно): показываем ЧТО?
И да, какое слово является ключевым в этом высказывании?
Часть 7. Раскрыть авторский замысел через лингвистический анализ текста или перефразируй.
Учитель: Что делает язык произведения?
(И что же он делает-то?)
Одна из учениц поднимает руку, преподаватель игнорирует и просит обратить внимание на слайд с уже готовым ответом на некорректно заданный вопрос.
Учитель: Прочитайте, что делает писатель в тексте.
Мало того, что первоначально вопрос задан некорректно, так и ответ на слайде, оказывается, дан на вопрос совсем другого порядка.
Слайд:
«Писатель воспроизводит мир особенно, <…>, с помощью слова дает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк ».
Учитель: Итак, какое ключевое слово в этом тексте?
Ученик: помогают читателю..
Не услышав НУЖНОГО ответа по своему плану, отвечает сама: через слово, которое ведет нас к чему?
К чему ведет слово? Любительница цитировать Евангелие, что ответит на это сама Наталья Алексеевна, ведь в классе воцарилось молчание?
- …образ. И рождается (дети по-прежнему молчат, атмосферка напряженная) АВТОРСКАЯ МЫСЛЬ.
Часть 8. Слушать и слышать.
Учитель: О чем этот рассказ (то есть, я вас прошу какую сторону анализа раскрыть)?
Ученики: содержание.
Учитель: НЕТ. Это сюжет. Сюжет - это…
Ученица: сюжет - это краткое содержание текста.
Неужели нельзя было спросить, в форме чего выражено содержание или дать более простой наводящий вопрос, ответ на который привел бы к сюжету?
Часть 9.1 Поиск ключевых слов - единственно возможная работа с текстом?
Ни в коем случае. А как же творческие задания: ментальные карты, синквейны?
Ученики заранее разделились на группы (якобы групповая работа, которой и в помине не было) подготовили ментальные карты (рисунки по ассоциациям).
Ученица выходит к доске, пытается представить свою работу под руководством учительницы,котораяне дождавшись удобного момента, говорит:
- все хорошо, понятно; вторая.
Никакой оценки, обсуждения рисунка ни от одноклассников, ни от учителя девочка не дождалась.
Второй рисунок объясняет сама Наталья Алексеевна, так и не предоставив слова своей ученице.
Синквейн по Далю.
На парте словарь Даля. Ничего, что учительница перепутала его с Ожеговым, но что-то она перепутала. Дети занимались не творческой работой, а механическим перелистыванием страниц словаря с заранее готовыми закладками.
Часть 10. Имя или как там тебя.
Света, то есть Настя (11:27);
Пожалуйста, Света.. эээ..Юля (12:06).
Путь к страданию или рецензия на урок Завьяловой Натальи Алексеевны
-Итак, сегодня урок у нас внеклассного чтения, на котором мы впервые с вами
(длительная пауза)
будем знакомиться с творчеством Ф. М. Достоевского.
Часть 1. Соотношение понятий «преподаватель» и «план урока».
Сложилось впечатление, что план урока подразумевал наличие преподавателя, а не напротив.