Структура и объем авторских текстов
Структура и композиция текстов подчинена жанровым законам. Необходимо помнить, что объем еженедельника ограничен. В зависимости от верстки на полосе 6200-6800 знаков (с учетом заголовка и лида). Объем авторских текстов не может превышать объема разворота (до 10000 знаков без фотографии).
Особый жанр еженедельника – редакторская колонка (1300 знаков – с учетом фотографии). Студент-шеф-редактор выпуска пишет итоговый материал – обращение к читателю, о том, что хотят будущие журналисты сказать этим номером, какие темы и события в нем главные, каковы стилистика и настроение номера.
Правила написания заголовков
В еженедельнике формата А-4 нет возможности привлечь внимание читателя очень крупными заголовками или фотографиями, поэтому роль заголовка возрастает. Заголовок не должен повторять название рубрики. В еженедельнике используются как простые заголовки, так и заголовочные комплексы (заголовок + подзаголовок). Используются в еженедельнике как информационные заголовки, так и метафорические.
Правила работы с лидами и врезами
В материалах еженедельника также используются лиды, как прямые, так и отсроченные. Задача лида – коротко рассказать, о чем этот текст (прямой лид), и подцепить читателя на крючок интереса (мягкий, отсроченный лид). В лиде обязательно указывается источник информации. Жанровые особенности еженедельника дают возможность разнообразить подачу материала – здесь чаще используется отсроченный лид. Например, лид-детали в репортаже.
В данном макете предусматриваются так называемые «врезы» в текст, «дополнения», «справки». Хорошо было бы, если бы во врезах использовались не только цитаты из самих текстов, как это делается в современных журналах, а новая информация, по смыслу связанная с текстом статьи. Можно вынести графические диаграммы, графики, комментарии, мнения людей, данные опросов и т. п. Врезы обязательно следует вставлять в большие материалы, которые превышают 4000 знаков. В еженедельнике допускается объем вреза от 100 до 350 символов.
Языковые особенности текста
В еженедельнике, также как и в ежедневной газете «Журналист», используется преимущественно нейтральная лексика и требования к языку в целом, такие же, как в газете. Однако стилистика еженедельника более свободна, чем стилистика новостной газеты.
Нельзя употреблять штампы, канцеляризмы, официозные формулировки, за исключением тех случаев, когда они служат для характеристики говорящего. Отчества используются в редких случаях. Тексты и заголовки должны быть корректными по отношению к участникам событий. В еженедельнике не используется нецензурная лексика.
7. Технические требования к авторским текстам
Расстановка частей текста в документе: рубрика, заголовок (без точки в конце), лид (с точкой), автор (имя, фамилия), текст.
Если лид в тексте отсутствует – имя/фамилия автора ставятся в конце текста.
В текстах не должно быть никакого форматирования.
8. Технические требования к иллюстрациям
Требуемый формат изображений — *.jpg, *.jpeg (желательно) или *.tif, *.tiff. Разрешение – 300 dpi (точек на дюйм). Минимальный размер по длинной стороне — 1300 точек. Фотографии и другие иллюстрации необходимо сопроводить копирайтами – в подписях к ним должен быть указан автор, сайт, издание, место размещения афиши, картины и т. п. Предпочтение отдается авторским фотографиям и рисункам. Иллюстрации необходимо присылать отдельными файлами или архивом файлов, но не вставлять их в текстовые файлы.
Особенности дизайна
Объем номера – 12-24 полосы формата А4.
Обложка еженедельника. Дизайн обложки журнала — это довольно сложная задача. О человеке судят по одежке, а о журнале - по обложке. Обложка должна быть связана с тематикой и стилистикой журнала. Поэтому задуматься об обложке стоит задолго до выпуска и начать обсуждать ее варианты с самой первой планерки.
Еженедельник «Журналист – это качественное издание, поэтому на обложке нашего журнала трудно представить изображения звезд или кричащие заголовки. Тем не менее стоит помнить о том, что хорошая обложка должна заставить потенциального покупателя принять решение о покупке журнала.
При создании обложки можно экспериментировать, однако необходимо оставаться в рамках выбранной концепции и стиля, знать, какие именно элементы можно утрировать.
На обложке должен быть логотип журнала, который будет бросаться в глаза: своим размером, цветом, смыслом (логотип газеты «Журналист» с 2015 года красный). Кроме логотипа издания и выходных данных других текстов на обложках городских еженедельников, как правило, не бывает. На обложках тематических еженедельников допускаются надписи, указывающие на их специфику и главную тему номера, например: «Медиа: итоги года», «Общественная повестка», «Детство – возраст, который можно показать на пальцах».
Обложка еженедельников может быть представлена рисунком, выражающим идею номера, или фотографией. На обложке должен быть некий композиционный центр. Это может быть рисунок, модель, заголовок, число — нечто, что будет привлекать внимание. Взгляд человека на обложке должен быть обращен строго в камеру, так как зрительный контакт крайне важен. Фон должен представлять собой сплошную заливку (необходимо учесть, что технические возможности нашей типографии не позволяют использовать сплошную заливку темных цветов). Обложка с фоном из узоров или комбинированных цветов не используется.
Вторая полоса: колонка редактора и фотография (1300 знаков – с учетом фотографии) + материал на две колонки (2500 знаков – с учетом заголовка, лида и врезки) + выходные данные. Список группы пишется на 2-й странице без знаков препинания (только пробелы между именем и фамилией и должностью) в одну строку.
Все последующие полосы: если разверстка материала на 3 колонки + шахта – 6200 знаков на полосе (с учетом заголовка и лида). Если же материал разверстывается на две колонки – 6800 знаков на полосе (с учетом заголовка и лида). Разверстка на 2 колонки предусмотрена для небольших материалов, которые ставятся в подвал полосы.
В еженедельнике могут быть использованы различные формы текстовых выделений: врезы, буквицы,отступы, цветовые подложки (плашки), цвет в заголовке и т.д. Врез выделяется более крупным шрифтом и бледно-серой или бледно-розовой подложкой.
Иллюстративный материал необходим. Сложную статистическую информацию можно подать с помощью инфографики, короткий материал об открытии выставки, например, можно снабдить фотогалереей. Допустимо создание коллажей, но в материале должна читаться журналистская задумка, и аудитория должна осознавать, что фотоматериал основан на технике коллажа.