Правила поведения в редакции
Авторы должны присутствовать в редакции до окончания верстки их материалов, оперативно предупреждать верстальщика об изменениях в уже сверстанных полосах или готовых для верстки. При необходимости авторы сокращают или дописывают свои тексты.
2.1. Организация работы редакции. Учебная ежедневная газета «Журналист» (А-3, 4 полосы, дисциплина «Практикум»)
Выпуск учебной ежедневной газеты «Журналист» осуществляется строго по графику, утвержденному главным редактором и диспетчером факультета в соответствии с учебным расписанием. Выпуск проходит в редакции газеты «Журналист» или в одной из мультимедийных аудиторий факультета, где имеются все условия для выпуска газеты.
Обучение практической журналистике по интенсивным методикам ведут преподаватели факультета, которые осуществляют и предварительную теоретическую подготовку студентов к новостному выпуску. Предварительная работа предполагает выявление актуальной повестки дня, поиск интересных информационных поводов. Каждая группа заранее знает дату выхода своего номера, поэтому информационные приоритеты и особенности номера, предполагаемые темы публикаций, источники информации, необходимые фотоиллюстрации и т. д. могут быть обсуждены заранее на семинарских занятиях.
Предварительная планерка
На предварительной планерке выбираются (или назначаются преподавателем группы) шеф-редактор номера, его заместитель, ответственный секретарь, редакторы отделов/направлений/полос, бильдредактор, корреспонденты, «свежая голова», корректор, «группа продвижения» и т.д. Преподаватель группы — выпускающий редактор. Преподаватель объявляет сбор заявок на тему материала. Студенты пишут заявку по следующим критериям: примерная рубрика/раздел, инфоповод, дата, обоснование актуальности, значимости для аудитории, жанровая форма материала, список спикеров (задействованных в мероприятии и независимых).
Планерка накануне дня выпуска газеты
Задачи:
1) Ознакомление с техническими требованиями к подготовке номера.
2) Планирование номера. Определение главной и второстепенных тем номера. Обсуждение возможных источников информации, иллюстративного материала. Работа с анонсами ТАСС (их можно получить в редакции), МИА «Россия сегодня», «Интерфакс» и др. Преподаватель вместе со студентами просматривает анонсы, выбирает наиболее значимые и интересные для широкой аудитории события, корректирует предложенные студентами заявки, распределяет задания и обязанности. Студенты самостоятельно аккредитуются на мероприятия, посещают их и пишут тексты и т. д.
3) Установление примерного порядка сдачи полос на верстку. Сдача полос в день выпуска идет по графику в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00. Как правило, полоса с самыми свежими новостями сдается последней. Назначение ответственных за сдачу полос.
4) Формирование по итогам планерки плана-проспекта номера, в котором расписаны предполагаемые рубрики, определены темы, указано, кто и на какую полосу готовит текст, кто отвечает за сдачу полос, и т. д.
«Итоговая летучка»
Работа над выпуском газеты завершается «летучкой» – обсуждением номера на ближайшем занятии. С анализом материалов и оценкой организации выпуска выступает выпускающий редактор или независимый обозреватель.
2.2.Организация работы редакции. Еженедельник «Журналист» (А-4, 12-16 полос, дисциплина «Выпуск учебных СМИ»; А-4, 12-20 полос, учебные программы тематического/индустриального модуля, программы магистратуры)
Первая планерка – за месяц до выпуска
Задачи:
1) Распределение обязанностей. На предварительной планерке выбираются (или назначаются преподавателем группы) шеф-редактор номера, его заместитель, ответственный секретарь, редакторы отделов/направлений, бильдредактор/дизайнер, ответственный за инфографику, корреспонденты, «свежая голова», корректор, «группа продвижения в интернет» и т. д. Преподаватель группы — выпускающий редактор.
2) Предварительное планирование номера. Определение главной и второстепенных тем номера. Обсуждение предложенных студентами заявок. Рассматриваются принципы подачи материалов в газете, обсуждаются жанры, можно посмотреть предыдущие номера, подумать об обложке номера. Можно заказать к выпуску отдельные фотографии на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ.
3) Необходимо предусмотреть темы, которые могут быть интересны другим медиа факультета. Тематика городского еженедельника наиболее приближена к концепции «Журналиста Online». Необходимо спланировать работу таким образом, чтобы можно было технологически объединить печатный выпуск с планом «Журналист Online». Предполагается углубленная разработка одной из тем номера и разворачивание ее до мультимедийной истории. Для выявления таких тем на планерку приглашается представитель редакции «Журналист Online».
Вторая планерка – за неделю до выпуска
Задачи:
1) Коррекция предложенных студентами заявок. Окончательное распределение заданий и обязанностей. Обсуждение возможных источников информации, экспертов, возможных иллюстраций.
2) Утверждение вариантов обложки.
3) Ознакомление с техническими требованиями к подготовке номера.
4) Уточнение объемов текстов и жанров.
5) Окончательное составление плана-проспекта номера по полосам, в котором расписаны предполагаемые рубрики, указано, кто и на какую полосу готовит текст, обозначены темы, жанры и объемы материалов.
6) Утверждение жесткого графика сдачи материалов для каждого корреспондента.
После планерки в течение недели выезд на объект части корреспондентов. Работа на телефоне, с документальными материалами, экспертами, сообщениями СМИ, в интернете, социальных сетях и т. п.
Тексты сдаются выпускающему редактору и ответственному секретарю по утвержденному графику в течение недели. Преподаватель редактирует тексты либо возвращает их на доработку.
Третья планерка – накануне дня выпуска газеты
Задачи:
1) Выявление степени готовности номера.
2) Обсуждение материалов, прочитанных выпускающим редактором, шеф-редактором и его заместителем, с авторами.
3) Определение примерного порядка сдачи полос на верстку.
Полосы сдаются разворотами. Сдача полос в день выпуска идет по графику в 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00. Как правило, полоса с самыми свежими новостями и колонкой редактора сдается последней.
4) Доработка текстов корреспондентами, исправление ошибок.
5) Фактчекинг.
«Итоговая летучка»
Работа над выпуском газеты завершается «летучкой» – обсуждением номера на ближайшем занятии. С анализом материалов и оценкой организации выпуска выступает выпускающий редактор или независимый обозреватель.