Развитие периодической печати в Африке.
Завоевание политической независимости бывшими африканскими колониями относят к началу второй половины XX столетия, и не случайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепления политической самостоятельности и экономической стабильности в освободившихся странах в этот период создаются средства массовой информации. Судя по краткому справочнику «Зарубежная печать», вышедшему в 1986 году, из 508 крупнейших газет и журналов, которые в то время выходили в свет в 55 африканских государствах, лишь 81 издание было основано до 1950 г. К примеру, из 17 газет и журналов Алжира одиннадцать возникли в 1962-1963 гг.
Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода журналистика находилась в зачаточном состоянии. В 1986 г в девяти странах (Южно-Африканская республика, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX веке (в 1798-1801 гг.). Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты). Можно назвать первые газеты «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» (1801 год основания) или «Кейптаун газетт» (1800). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые в XIX веке стали объектами колониальной экспансии таких государств, как Великобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать («Ине Ирохин», Нигерия», 1860-1867 гг.) и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколониальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор освободительного движения на Африканском континенте. Так, в Дагомее (ныне Бенин) партия Прогрессивный Союз Дагомеи в 1939-1959 гг. выпускала восемь периодических изданий, Демократическое объединение Африки - два, другие партии - пять, профсоюзы - девять.
Судя по краткому справочнику «Зарубежная печать», вышедшему в 1986 году, из 508 крупнейших газет и журналов, которые в то время выходили в свет в 55 африканских государствах, лишь 81 издание было основано до 1950 г. К примеру, из 17 газет и журналов Алжира одиннадцать возникли в 1962-1963 гг.
В 1960-е годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 г. - Федерация арабских информационных агентств - ФАНА, объединившая информационные агентства 16 арабских (5 африканских и 9 азиатских) стран. Позднее, с мая 1983 г. начала действовать ПАНА - Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ, содействует эффективному обмену между членами Организации африканского единства ОАЕ объективной информацией о жизни стран континента на основе сообщений африканских национальных информационных агентств.
Во всех странах Африки в постколониальный период издавалось всего лишь примерно 170 ежедневных газет. Тираж многих из них не превышал несколько тысяч экземпляров, гораздо реже – несколько десятков тысяч. В ряде государств, например, Чаде, ежедневные газеты в постколониальный период не издавались. Многие издающиеся газеты были похожи на бюллетени, заполненные официальной информацией.
Развитие периодической печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, молодые африканские государства столкнулись с труднопреодолимыми проблемами, связанными с чрезвычайным этническим многообразием населения. Жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. Нередко население одной и той же страны говорит на десятках языков. Так, в Нигерии соседствуют более 250 языков и диалектов.
Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве средства массовой коммуникации. Применение языков-посредников не всегда эффективно в условиях Африки: большинство из местных языков не имеет письменной или литературной формы, а язык бывших колонизаторов известен преимущественно образованным африканцам, составляющим меньшинство населения (примерно 10%). К тому же в традиционных культурах африканцев доминировали устные формы коммуникации, печатное же слово никогда не играло значительной роли в общении людей.
Этническая пестрота препятствовала созданию прочных экономических основ для функционирования частной прессы, базирующейся на доходах от рекламной деятельности, поскольку в условиях языковой разобщенности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Об узости реального рекламного рынка свидетельствует также низкая покупательная способность подавляющего большинства африканцев (исключая население ЮАР). Частные издания издавались в первые постколониальные десятилетия лишь в нескольких странах Африки – Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и некоторых других.
Названные факторы, а также политический курс национального руководства в большинстве добившихся самостоятельности африканских государств обусловили преимущественное развитие в постколониальный период государственной печати. Партийная пресса в Африке представлена главным образом печатными органами правящих партий. В связи с политикой перестройки в Советском Союзе и с последующим распадом СССР, а также крушением социалистической системы, в Африке, как и в развивающихся странах в целом, сложилась новая ситуация. Бывшее «социалистическое содружество» прекратило экономическую помощь и оставило без политической и военной поддержки африканские страны, ранее входившие в зоны влияния советского блока. Зависимые от источников иностранной помощи, они были вынуждены искать новых партнеров на Западе. Одновременно усилилось давление на государства континента со стороны западных экономических доноров, требующих либерализации общественной к политической жизни в ответ на дальнейшее предоставление экономической и технической помощи.
В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен) (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тысячи). В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около ста изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в египетской журналистике занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам» (А1-Ahram - «Пирамиды», 1875 год основания), «Аль-Ахбар» (А1-Akhbar - «Новости», 1952), и «Аль-Гумхурия» (Al-Gumhuria - «Республика, 1953), а также оппозиционная «Аль-Ахали» (А1-Ahali - «Люди», 1978).
Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.
В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам. Растущую роль в их финансировании играли поступления от публикации коммерческой рекламы. Рост частнопредпринимательской деятельности в Африке (вызванный, в частности, необходимостью следовать настоятельным рекомендациям финансовых доноров – МВФ и Всемирного банка – о поощрении частного сектора) способствовал расширению рекламного рынка и массива распространяемой рекламы.
«Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.
Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте - крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялось в обязанность руководствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоблачения преступлений режима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цензуры - Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, другим создавались невыносимые условия.
С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ. С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии к газетным публикациям, могут обращаться в столичный офис независимого омбудсмана, подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию, а если недовольны эфирными передачами, то в Комиссию по жалобам на вещание.
В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах, и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди. Менее половины взрослых в стране читают прессу. Самая крупная ежедневная газета страны «Соуэтан» («Житель Соуэто» — бывшего африканского гетто, где 16 июня 1976 г. произошла расправа над демонстрантами-африканцами, выступившими против системы апартеида), ориентированная на черных читателей, имеет тираж всего 225 тыс. экз., с 1986 г. он возрос в 2,2 раза. А тираж другой крупнейшей газеты - «Стар» - за эти годы остался без изменения - 200 тыс. экз. В стране фактически нет общенациональной газеты.
Печать Африки развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен).