Журналистика Великобритании в последние десятилетия ХХ века

В Великобритании, как и в других странах, последние деся­тилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочис­ленной группы газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира - «Ассошиэтед нъюспейперс» - совмещаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четы­рех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провин­циальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard - «Знамя»). Группа получает большие доходы от добы­чи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» - газетный концерн, один из круп­нейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бри­тиш принтингэнд комьюникейшн корпорейшнл», издательской ком­пании «Пергамон пресс». Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскрес­ные «Санди пипл» и «Санди миррор».

«Томсон ридженл ньюспей­перз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Кон­тролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record - «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman - «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралий­скому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. граждан­ство США. Объединяет компании: «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди Таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая; тиражи).

Юнайтед ньюспейперз» - газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенацио­нальные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Большую роль в создании глобального информационного пространств играют информационные агентства. Основную массу информации распространяют мировые агентства, прежде всего американские, но следует выделить и другие.

Агенстпво «Рейтер» (Reuters) — входит в число мировых агентств. Основное английское информационное агентство, специализирующееся главным образом на распространении иностранной информации. Было основано в 1851 г. в Лондоне. Основателем агентства был немец Пауль Юлиус Рейтер. В 1941 г. агентство перешло в собственность нескольких информационных агентств.

Основными держателями акций являются: Ассоциация газетных издателей (19 ежедневных и воскресных газет, 40,5% акций), агентство «Пресс-Ассошиэйшн» (собственность издателей около 120 мелких британских и ирландских газет, 40,5%), австралийское агентство «Остралиан Пресс», новозеландское «Нью Зеланд Пресс Ассошиэйшн», сотрудники агентства «Рейтер». Фактически агентство «Рейтер» является официальным информационным агентством Великобритании.

Рейтер снабжает иностранной информацией свыше 15 тыс. газет, ин­формационные агентства, теле- и радиостанции, правительственные учреж­дения, посольства в Великобритании и в 158 других странах мира. Переда­ет ежедневно 5 млн. 500 тыс. слов информации на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. В агентстве создана электронно-информационная система «Монитор» для обработки и передачи потребите­лям финансово-экономической информации (насчитывает 15 тыс. подпис­чиков в 112 странах мира). Почти 90% денежных поступлений агентства — от распространения финансово-экономической информации, в том числе и по сети Интернет. Наиболее сильные позиции «Рейтер» имеет в странах Африки и Ближнего Востока.

Особенностью современного состояния «Рейтер» является то, что ос­новные финансовые поступления агентство получает не от распростране­ния международной информации, а от рассылки в реальном режиме вре­мени деловой, особенно биржевой информации.

В последние десятилетия ХХ века газеты в Великобритании можно наблюдать кризис газетной печати, развитие журнальной периодики из-за падения интереса молодежи к газетам. Уменьшаются тиражи газет, популяризации нет. Возрастающая сигментация рынка журнальной периодики приводит к увеличению количества журналов различной тематики от детских и женских до профессиональных и специализированных.

Происходит четкое разделение английской печати на качественную и массую.

Качественная газета «Таймс» («Времена») распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф»), «Гардиан» («Страж»), «Файнэншл Таймс» («Финансовое время»), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информа­тивна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» - 1,3 млн. экз.).

Массовая (или популярная) печать Англии ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических ма­териалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» («Солнце»), «Миррор» («Зеркало»), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс»), «Дейли мейл» («Ежедневная почта»)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн. Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Од­нако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила.

В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежеднев­ной массовой газеты «Тудей» («Today» - «Сегодня»), просуще­ствовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компью­терный набор, цветная печать, использование спутников для од­новременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету кон­церну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выс­тавил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).

Существует деление и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди Таймс» («Воскресное время»), «Санди телеграф» («Воскресный телеграф»), «Обсервер» («Наблюдатель»), а к массовым (таблоидным) - «Ньюс оф уорлд» («Новости мира»), «Мейл он санди» («Воскресная почта»), «Санди миррор» («Воскресное зеркало»), «Пипл» («Народ»).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политичес­кой партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Сан­ди Таймс», «Дейли телеграф», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской - «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», «Пипл».

На Британских островах имеется также разветвленная сеть про­винциальных газет и журналов. Международные вопросы их интере­суют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру (Reuters Ltd.), организованному в 1851 г. журналистом Полем Рейте­ром. В отличие от Рей­тера, распространяющего, прежде всего, иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (Press Association Ltd, основано в 1868 г.) - ко­оперативное объединение издателей 120 провинциальных газет - специализируется на сборе и распространении внутренней инфор­мации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф - Экстел (The Exchange Telegraph Co, Ltd - Extel), основанное в 1872 г. со штаб-квартирой в Лондоне.

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет ра­диопередачи в цифровом варианте. Созданная в 1922 г. Британ­ская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус об­щественной организации, с 1936г. начала осуществлять и телепе­редачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.

Наши рекомендации