Северный Кавказ в последние десятилетия ХХ века.

В период перестройки (1985 – 1991 гг.) в стране в целом и в регионе в частности происходили масштабные реформы, направленные на демократизацию общественно-политической жизни. Важнейшим ее проявлением стал небывалый подъем национального самосознания кавказских народов, постановка целого комплекса злободневных вопросов. В обществе появился повышенный интерес к этническим традициям, истории, культуре, языкам. Стали появляться национальные политические организации и движения. Их требования в основном сводились к повышению статуса автономий до уровня союзных республик, приданию языкам коренных народов статуса государственных, изучению родных языков и истории в школах и вузах и др. К концу 1980-х – началу 1990-х гг. такие национально-политические организации, как кабардинская «Адыгэ Хасэ», балкарское «Тере», карачаевский «Джамагат», лезгинский «Садвал», ингушское «Нийсхо» и др., стали силами, задававшими вектор развития политических процессов в представляемых ими регионах. Национальные политические силы оппонировали как общесоветской, так и внутрисубъектной партийно-советской номенклатуре. В основном они формировались из представителей номенклатуры и интеллигенции. Процессы демократизации на Северном Кавказе в 1989 – 1991 гг. осуществлялись в двух основных направлениях: а) полной реабилитации репрессированных народов; б) суверенизации и повышении государственных статусов субъектов. Юридические основы осуществления полной реабилитации народов, подвергшихся репрессиям в годы Великой Отечественной войны, были заложены Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и Законом РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Последний предоставлял репрессированным народам «права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ» и на «восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения». Однако в законе не был раскрыт и проработан механизм реализации положения о территориальной реабилитации, что делало его источником конфликтов в регионе. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», указав на необходимость повышения политического статуса автономных республик и областей, входящих в ее состав. Начался процесс суверенизации российских автономий. Декларации о государственных суверенитетах были приняты во всех автономных республиках Северного Кавказа. Исключение составил лишь Дагестан, где III съезд народных депутатов ограничился принятием постановления «О государственном статусе ДАССР». В Чеченской Республике было принято решение о выходе из состава РСФСР и СССР. Одновременно с этим областные советы Адыгейской и Карачаево-Черкесской АО приняли решения о преобразовании своих автономных областей в республики. Провозглашение суверенитета означало повышение политического статуса субрегионов Северного Кавказа и стало фундаментом последующих политических преобразований.

После распада СССР во всех регионах прошел процесс организации новых властных структур. Проводимые федеральным правительством экономические реформы существенно снизили уровень жизни населения. Высокий уровень безработицы породил внутреннюю миграцию, развитие частного предпринимательства. Если Ставропольский и Краснодарский края смогли экономически развиваться, то национальные республики долго находились в стагнации.

Радикальные экономические реформы нашли отражение и в сельском хозяйстве. На начальном этапе их осуществления (первая половина 1990-х гг.) имело место резкое падение объемов сельскохозяйственного производства в регионе. Произошла практически полная ликвидация крупных государственных предприятий – колхозов и совхозов. Однако падение объемов производства в сельском хозяйстве было меньшим, чем в промышленности. В значительной степени это было обусловлено тем, что на Северном Кавказе до начала рыночных реформ немалая часть продовольствия производилась в личных подсобных хозяйствах граждан, оказавшихся более устойчивыми в условиях рыночной стихии по сравнению с предприятиями государственного сектора. Ввиду этого, с начала 1990-х гг. произошло заметное повышение роли таких хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции, что снизило негативное влияние экономического кризиса.

Конец ХХ века на территории Северного Кавказа омрачился военными межнациональными конфликтами. В 1992 г. была острая фаза осетино-ингушского противостояния, унесшая жизни почти 600 человек. Ингуши, претендующие на возврат своих территорий – Пригородного района Северной Осетии – были вынуждены оттуда уехать. Конфликт не разрешен и по сей день.

Самой сложной была ситуация в Чечне. Тенденции к сепаратизму вылились в создание подобия властных структур во главе с Д. Дудаевым. Его взгляды на выход Чечни из состава России получили достаточно широкое распространение. Из республики планомерно выдавливалось русскоязычное население, распространилась практика захвата и продажи заложников. Политическими методами разрешить конфликт не удалось, и по приказу Президента РФ в декабре 1994 г. в республику были введены войска. Военные действия в Чечне сопровождались терактами в соседних регионах. Так 14 июня 1995 г. состоялся рейд отряда боевиков под командованием Ш. Басаева на город Буденновск (Ставропольский край), сопровождавшийся захватом заложников и гибелью около 150 мирных граждан. После данного события начались переговоры между российскими и чеченскими властями. В итоге, несмотря на подавляющее превосходство в живой силе и вооружении, федеральные войска не смогли установить контроль над республикой. 31 августа 1996 г. был подписаны Хасавюртовские соглашения, по которым российские войска выводились из республики, а решение вопроса о статусе Чечни было отложено до 2001 г.

Это не принесло мира и спокойствия. Территория республики стала зоной разгула криминала, убийств, торговли людьми, захвата заложников, производства и контрабанды наркотиков, выпуска фальшивых денежных купюр, подготовки терактов. Кроме того, в Чечне стало усиливаться влияние исламских экстремистов. В августе 1999 г. отряды полевых командиров Ш. Басаева и Хаттаба вторглись на территорию соседнего Дагестана. Ожесточенные бои продолжались свыше трех недель. После разгрома боевиков федеральные войска снова вернулись на территорию Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. К марту – апрелю 2000 г. активная фаза кампании завершилась, большая часть территории республики контролировалась федеральными силами. Российским властям удалось заручиться поддержкой части авторитетных чеченских лидеров и сформировать прокремлевскую администрацию.

90-е гг. ХХ века оказались сложными для всего населения Северного Кавказа. Нестабильная политическая ситуация, радикальные экономические реформы и военные действия привели к сокращению потока туристов в регион. Образ Северного Кавказа в глазах населения благодаря усилиям СМИ стал носить негативный оттенок. Ситуация стала меняться только к началу XXI века, когда стабилизировалось народное хозяйство региона, начали открываться новые гостиницы, строиться новые санатории и промышленные предприятия, производилась модернизация энергетической и транспортной инфраструктуры Северного Кавказа.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

- Промышленная и социальная модернизация России серьезным образом начало менять северокавказское общество в начале ХХ в. В ходе революций и войн первой четверти века население испытало громадные трудности, перенесло голод, массовые переселения. На фронтах Первой мировой войны и Гражданской войны погибло и умерло большое количество местных жителей.

- Советская власть позволила многим народам обрести свою государственность. Новые социальные и экономические условия стали развивать новые отрасли экономики. Северный Кавказ, сохраняя лидерские позиции в производстве сельскохозяйственной продукции, начал вносить основательный вклад в промышленное развитие страны и стал основной санитарно-курортной базой, открыв возможности отдыха для широких масс населения.

- Народы Северного Кавказа объединились для отпора немецко-фашистским оккупантам в 1941 – 1945 гг. Не смотря на античеловеческую депортацию отдельных этносов, удалось отстоять независимость своего региона, показав множество образцов героического поведения во время боев в труднодоступной горной местности.

- После Великой Отечественной войны довольно быстро была восстановлено народное хозяйство северокавказского региона. Получили новый импульс новые отрасли промышленности, появились новые города, посёлки и аулы, ощутимо росло население.

- Новые сложности общественно-политического и социально-экономического характера регион испытал после распада СССР. Боевые действия, криминализация общества, террористическая угроза прервали мирное развитие и последовательное развитие Северного Кавказа. Для выхода из сложившейся были предприняты самые разные действия, принесшие успех уже в следующем веке.

Вопросы для самоконтроля

1. Как повлияла модернизация начала ХХ в. на развитие Северного Кавказа?

2. Какие сословия были основными на территории Северного Кавказа в начале ХХ века?

3. Разъясните влияние Первой русской революции на народы Северного Кавказа?

4. Как повлияла Первая мировая война на северокавказский регион?

5. Что происходило на Северном Кавказе в 1917 году?

6. Объясните специфику Гражданской войны в регионе.

7. Как происходил процесс национально-государственного строительства на Северном Кавказе?

8. Почему и как происходила депортация народов Северного Кавказа?

9. Объясните специфику восстановления народного хозяйства региона после войны.

10. Укажите основные причины межнациональных конфликтов.

Литература

Основная

1. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921-1929 гг.). СПб.: Нестор, 1996. С. 250.

2. Ведута В. Н. История Кубани. Краткий очерк. Краснодар, 2001. С. 38.

3. Дегоев В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.

4. Игонин А.В., Оборский Е.Ю., Суханова Н.И. Северокавказское общество на историческом переломе (1917 – 1929 гг.). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. С. 181.

5. История Дагестана от древнейших времен до наших дней. Махачкала, 1997. С. 262.

6. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2017. С. 205.

7. Колесникова М.Е. Историография и источниковедение истории Северного Кавказа вторая половина XVIII – первая треть XX века. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012 г. – 312 с.

8. Очерки истории Северного Кавказа: ХХ век. – Пятигорск-Ставрополь: ПГЛУ, 2014 – 354 с.

Дополнительная

1. Бондарев В.А. Крестьянство и коллективизация: многоукладность социально-экономических отношений деревни в районах Дона, Кубани и Ставрополья в конце 20-х – 30-х годах ХХ века. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

2. История народов Северного Кавказа.Т.2. (с XVIIIв. до 1917 г.) М., 1988.

3. Невская Т.А. Столыпинская реформа на Северном Кавказе. СПб., 1997. С.128-129.

4. Очерки политической и правовой истории Северного Кавказа (XIX – начало ХХ в.). Ставрополь-Краснодар, 2006.

5. Северный Кавказ в составе Российской империи. М: «Новое литературное обозрение», 2007. - 407 с.

Источники

1. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». Хрестоматия. Пятигорск: ПГЛУ 2012.- 491 с.

2. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М., 2006.

Интернет-ресурсы

1. http://www.kavkaz-uzel.ru / Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа. М., 2007.

2. http://Kvkz.ru / История, культура и современное состояние Кавказа

3. http://grandwar.kuliski.net / Военно-историческая библиотека

4. http://www.hrono.ru / Хронос. Исторический портал. Источники.

5. http://hist.ctl.cc.rsu.ru/История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г.

6. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html / Библиотека электронных ресурсов МГУ


Наши рекомендации