Журналистика Великобритании в последние десятилетия ХХ века
В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной группы газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.
Так, группе лорда Ротермира - «Ассошиэтед нъюспейперс» - совмещаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard - «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.
«Миррор груп консорциум» - газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор».
«Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record - «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman - «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.
Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди Таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая; тиражи).
Юнайтед ньюспейперз» - газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.
Большую роль в создании глобального информационного пространств играют информационные агентства. Основную массу информации распространяют мировые агентства, прежде всего американские, но следует выделить и другие.
Агенстпво «Рейтер» (Reuters) — входит в число мировых агентств. Основное английское информационное агентство, специализирующееся главным образом на распространении иностранной информации. Было основано в 1851 г. в Лондоне. Основателем агентства был немец Пауль Юлиус Рейтер. В 1941 г. агентство перешло в собственность нескольких информационных агентств.
Основными держателями акций являются: Ассоциация газетных издателей (19 ежедневных и воскресных газет, 40,5% акций), агентство «Пресс-Ассошиэйшн» (собственность издателей около 120 мелких британских и ирландских газет, 40,5%), австралийское агентство «Остралиан Пресс», новозеландское «Нью Зеланд Пресс Ассошиэйшн», сотрудники агентства «Рейтер». Фактически агентство «Рейтер» является официальным информационным агентством Великобритании.
Рейтер снабжает иностранной информацией свыше 15 тыс. газет, информационные агентства, теле- и радиостанции, правительственные учреждения, посольства в Великобритании и в 158 других странах мира. Передает ежедневно 5 млн. 500 тыс. слов информации на английском, французском, немецком, испанском и арабском языках. В агентстве создана электронно-информационная система «Монитор» для обработки и передачи потребителям финансово-экономической информации (насчитывает 15 тыс. подписчиков в 112 странах мира). Почти 90% денежных поступлений агентства — от распространения финансово-экономической информации, в том числе и по сети Интернет. Наиболее сильные позиции «Рейтер» имеет в странах Африки и Ближнего Востока.
Особенностью современного состояния «Рейтер» является то, что основные финансовые поступления агентство получает не от распространения международной информации, а от рассылки в реальном режиме времени деловой, особенно биржевой информации.
В последние десятилетия ХХ века газеты в Великобритании можно наблюдать кризис газетной печати, развитие журнальной периодики из-за падения интереса молодежи к газетам. Уменьшаются тиражи газет, популяризации нет. Возрастающая сигментация рынка журнальной периодики приводит к увеличению количества журналов различной тематики от детских и женских до профессиональных и специализированных.
Происходит четкое разделение английской печати на качественную и массую.
Качественная газета «Таймс» («Времена») распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф»), «Гардиан» («Страж»), «Файнэншл Таймс» («Финансовое время»), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» - 1,3 млн. экз.).
Массовая (или популярная) печать Англии ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» («Солнце»), «Миррор» («Зеркало»), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс»), «Дейли мейл» («Ежедневная почта»)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн. Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила.
В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Today» - «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс»).
Существует деление и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди Таймс» («Воскресное время»), «Санди телеграф» («Воскресный телеграф»), «Обсервер» («Наблюдатель»), а к массовым (таблоидным) - «Ньюс оф уорлд» («Новости мира»), «Мейл он санди» («Воскресная почта»), «Санди миррор» («Воскресное зеркало»), «Пипл» («Народ»).
Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Санди Таймс», «Дейли телеграф», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской - «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», «Пипл».
На Британских островах имеется также разветвленная сеть провинциальных газет и журналов. Международные вопросы их интересуют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру (Reuters Ltd.), организованному в 1851 г. журналистом Полем Рейтером. В отличие от Рейтера, распространяющего, прежде всего, иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (Press Association Ltd, основано в 1868 г.) - кооперативное объединение издателей 120 провинциальных газет - специализируется на сборе и распространении внутренней информации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф - Экстел (The Exchange Telegraph Co, Ltd - Extel), основанное в 1872 г. со штаб-квартирой в Лондоне.
Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте. Созданная в 1922 г. Британская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус общественной организации, с 1936г. начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.