Развитие трех основных моделей организации и финансирования радиовещания в 30-е годы ХХ века
На рубеже двадцатых-тридцатых годов радиовещание осуществлялось в более чем 70 странах мира, а всемирная аудитория радиослушателей составила около 140 миллионов человек. Оформившись как новое средство массовой информации, радио продолжало стремительно развиваться в 1930-е годы. Организационное становление радиовещания зависело от того, какие интересы доминировали при создании вещательных организаций – коммерческие либо политические, а также от господствующих в обществе отношений собственности, ценностных и идеологических установок. В предвоенные годы оформились три основных модели организации и финансирования радиовещания, основы которых были заложены в предыдущее десятилетие:
- частная коммерческая;
- общественная;
- государственная.
Частная коммерческая модель радиовещанияв ее «классическом» виде сложилась в США, где повсеместно росла численность вещающих станций, расширялась аудитория радиослушателей. В США между 1930-м и 1938 гг. количество радиоприемников возросло на 100%, и к концу десятилетия радио стало почти всеохватным: приемники имели 91% городских семей и около 70%– сельских. Электрификация аграрных районов способствовала быстрому росту аудитории радиослушателей в американской глубинке. Однако следует отметить, что поистине всеамериканской радиоаудитория становится лишь в 1950 г., когда радиоприемники имелись уже в 95% домов.
Реальностью тридцатых годов стала нараставшая конкуренция между радиостанциями и периодическими изданиями. У печати появился мощный соперник, способный оперативно воздействовать на территориально рассредоточенную массовую аудиторию, отвлекать на себя значительную часть средств, поступающих от рекламодателей. В 1933 г. Ассоциация американских издателей газет (ANPA), озабоченная быстрым усилением новых конкурентов в лице коммерческих вещательных организаций, настоятельно рекомендовала информационным агентствам АР, UP и INS прекратить продажу новостных материалов радиокомпаниям. По мнению издателей, это должно было стать серьезным ударом по конкурентам, так как в этот период радиостанции, еще не имевшие собственных развитых служб новостей, нуждались в услугах информационных агентств.
В ответ на бойкот со стороны агентств крупнейшие радиостанции CBS и NBC создали свои службы радийных новостей. С середины тридцатых годов получает распространение практика направления радиорепортеров в зарубежные командировки для непосредственного освещения основных мировых событий. В течение года после начала бойкота, оказавшегося неэффективным, UP и INS возобновили продажу информации радиостанциям.
Стремление ослабить последствия конкуренции с радиовещательными компаниями вынуждало издателей искать и другие формы взаимодействия с ними. Все более широкое распространение получила практика приобретения издательскими компаниями радиостанций или установления договорных партнерских отношений с ними. В 1940 г. треть радиостанций США либо принадлежала газетным компаниям, либо была ассоциирована с ними.
Возможности радио активно осваивались политиками. Большую известность получили регулярные радиообращения к американскому народу творца «нового курса» – президента Ф.Д. Рузвельта.
В 1930-е годы радиопередачи приобретают регулярную структуру, становятся более устойчивыми их жанровые характеристики. В предвоенное десятилетие наряду с хроникальными передачами получает распространение жанр радиокомментария. Широкую популярность завоевывают родоначальники этого жанра – журналисты CBS X. Фон Калтерборн и Э.Р. Мурроу.
Усиление коммерческих аспектов в деятельности частных радиокомпаний определило и характер программной политики, и формирование системы жанров вещания. Наряду с жанрами информационной радиожурналистики (заметкой, радиорепортажем, радиоинтервью), получают развитие жанры шоу (различные вариации музыкальных, юмористических и иных развлекательных программ), ток-шоу, викторин. Развиваются жанры драматического вещания, приобретающие в условиях коммерческого радио отчетливо специфичные характеристики. Господствующей формой драматического вещания становятся так называемые «мыльные оперы» – претендующие на психологичность радиоспектакли, предназначенные для женщин-домохозяек. Такого рода эмоционально насыщенные передачи, транслируемые как правило в дневное время, служили весьма удобным средством привлечения внимания женской аудитории и почти идеальной «упаковкой» для коммерческой рекламы товаров повседневного спроса, приобретаемых домохозяйками (в том числе зубной пасты, моющих средств и мыла – отчего этот жанр и получил наименование «мыльная опера»).
Одновременно широкое распространение получает другая форма драматического вешания – триллеры, основным адресатом которых являлась мужская аудитория. Напряженное действие радиоспектакля-триллера разворачиваюсь обычно вокруг преступлений, чрезвычайных и сенсационных событий. Передаваемые в вечернее время, после возвращения с работы глав семейств, триллеры сопровождались рекламой товаров и услуг, адресованной главным образом этой части потребительского рынка. Классическим образцом радиотриллера является переданная в эфир в 1938 г. инсценировка книги Г. Уэллса «Война миров». Во внешне правдоподобной «репортажной» форме повествующая о высадке на Землю воинствующих марсиан, эта фантастическая постановка стала причиной возникновения паники среди радиослушателей, напуганных мнимой угрозой инопланетного вторжения.
За короткий срок радио превратилось в средство массового распространения коммерческой рекламы. В дальнейшем жанровые формы коммерческого радиовещания США были воспроизведены во многих странах мира с рыночной экономикой, требующей поощрения потребительской активности населения средствами рекламы. Рост финансовых поступлений от публикации рекламы благоприятствовал процессам создания крупных объединений в сфере радиовещания. К 1934 г.коммерческая радиосеть CBS насчитывала уже 97 станций, а обе сети NBC – 127. В 1938 г. 341 из 660 американских радиостанций входила в ту или иную сеть. В США сложилась фактически децентрализованная система внутреннего радиовещания. Большинство радиостанций с силу их коммерческого характера оказалось «привязано» к определенному региону (или, вернее, региональному или локальному рекламному рынку) и действовало в соответствии с конъюнктурой, складывающейся на этом рынке. Наличие крупных «сетевых» радиостанций со штаб-квартирами и студиями в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах не подтверждает централизованный характер вещания, так как структура управления внутренним вещанием в национальном масштабе была лишена единого центрального звена.
Схемы коммерческого радиовещания, распространенного в экономически развитых странах мира, чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, на состояние рекламного рынка.
В 30-е годы ХХ века формируются общественные вещательные радиостанции и корпорации.Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Стремление создать службу радиовещания, свободную от коммерции, от влияния рекламодателей и от прямого правительственного вмешательства в редакционную деятельность, воплотилось в модели Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си) – самоуправляющейся организации, финансируемой за счет абонентских сборов с владельцев радиоприемников. В 1927 г. английская королева подписала Устав Би-Би-Си, создавший правовую базу корпорации как уникальной общественной вещательной службы. Согласно Уставу, Би-Би-Си призвана обеспечить всеобщий охват населения Великобритании вещанием и качественное информирование, просвещение и развлечение англичан.
Создание Би-Би-Си явилось не только воплощением просветительских устремлений части британской общественности, но и результатом своеобразного компромисса с представителями издательского бизнеса, не без оснований опасавшихся конкуренции с радиовещателями на рынке информации и рекламы. Одним из мотивов создания механизма финансирования Би-Би-Си, основанного на взимании абонентской платы, было стремление исключить создаваемую мощную вещательную корпорацию из числа медийных организаций, претендующих на доходы от рекламной деятельности. Характерно также, что до принятия Устава, в начальный период существования Би-Би-Си, радиопередачи выходили в эфир не ранее 7 часов вечера, чтобы не препятствовать продаже газет.
Вещательная политика Би-Би-Си предусматривала создание широкого спектра разнообразных качественных информационных, публицистических, научно-популярных и развлекательных программ для массовой аудитории, содержательных передач для детей и юношества (включая образовательные), а также программ, призванных содействовав приобщению взрослых к высшим достижениям искусства и культуры. Наличие этих программ в сетке вещания Би-Би-Си выгодно отличало британскую вещательную службу от большинства коммерческих радиостанций, нацеленных преимущественно на развлечение радиослушателей. Популярностью у аудитории пользовались качественные драматические и литературные передачи, трансляции концертов классической музыки, беседы в студии с ведущими политиками, писателями, мыслителями. В 1930 г. был учрежден симфонический оркестр Би-Би-Си, завоевавший известность своим высоким исполнительским мастерством и участием в популяризации выдающихся образцов мировой музыкальной культуры.
Одним из провозглашаемых ключевых принципов деятельности Би-Би-Си стала редакционная самостоятельность. Декларируя свое служение обществу, корпорация принципиально не использовала коммерческую рекламу, демонстрируя тем самым свою независимость от рекламодателей и коммерческой конъюнктуры. Прямое вмешательство исполнительной власти в дела Би-Би-Си было сведено к минимуму, однако существовали многочисленные формы взаимосвязей Би-Би-Си с государственными и парламентскими структурами. Особенно заметно эти взаимосвязи проявились в развитии иновещания Би-Би-Си. По сей день радиовещание корпорации на зарубежную аудиторию осуществляется в тесном взаимодействии с британским министерством иностранных дел (Форин Оффисом) и финансируется преимущественно из государственного бюджета, а не за счет абонентской платы радиослушателей.
В период Веймарской республики в развитии германского радио был предусмотрен акцент на культурно-воспитательное вещание, которое удовлетворяло бы общественные потребности в широком распространении знаний и культуры. Однако осуществление этой идеи было прервано в связи с приходом к власти нацистов, полностью подчинивших себе германское вещание и использовавших его главным образом для достижения своих политико-пропагандистских целей. Общественное радиовещание в Германии было возобновлено после окончания второй мировой войны.
В 1920-е годы в США часть первых радиостанций была создана университетами и колледжами, которые организовали образовательное и просветительское вещание. Однако впоследствии из-за экономических трудностей и из-за давления со стороны коммерческих вещателей, которые были заинтересованы в том, чтобы отобрать у образовательных учреждений принадлежавшие им дефицитные частоты вещания, количество таких станций существенно сократилось. В конце второй мировой войны в эфир выходили всего 25 средневолновых общественных (некоммерческих) радиостанций. В 1945 г. Федеральная комиссия по коммуникациям США (FCC) выделила 20 каналов ультракоротковолнового вещании для некоммерческих станций. Однако развитие общественного радио сдерживалось из-за дефицита средств, поскольку финансировалось оно преимущественно из благотворительных фондов (главным образом – фонда Форда). До 1963 г. государство не оказывало финансовой поддержки образовательным станциям. Ситуация существенно изменилась в 1967 г., когда разрозненные общественные радиостанции были объединены в единую общенациональную систему – Национальное общественное радио (NPR). К началу 1990-х годов общественное (некоммерческое) радиовещание в США представляли примерно 1400 станций, около 250 из них – в большинстве своем наиболее крупные и лучше финансируемые – были связаны с NPR.
Общественные вещательные корпорации, существующие в различных странах мира, имеют различную степень автономности от государственных структур – от значительной (британская Би-Би-Си, земельные вещательные службы ФРГ) до весьма ограниченной (вещательная корпорация Шри-Ланки SLBC). Некоторые общественные корпорации – например, южноафриканская SABC – на деле фактически являются структурами, подконтрольными государству. В странах с развитыми парламентскими системами и демократическими традициями общественные службы подотчетны парламентам и гражданам.
В ряде стран постколониальной Африки представлена общественная модель организации радиовещания, весьма близкая по своим характеристикам к государственной модели. Общественное вещание в некоторых африканских странах было организовано по образцу Би-Би-Си, более или менее приспособленному к местным условиям.
Абонентская плата за пользование радиоприемниками является одним из источников финансирования радиовещания примерно в половине африканских стран, включая те из них, где отсутствуют общественные службы вещания. Однако объем взимаемых средств существенно ограничен из-за низкого уровня доходов населения, а также в связи с тем, что многие находящиеся в пользовании радиоприемники не зарегистрированы, так как владельцы скрывают их от регистрации
В ряде стран радиовещание развивалось на основе госбюджетного финансирования и под контролем государства. Государственная модель вещания оказалась весьма привлекательной для стран с централизованной плановой экономикой, а также для диктаторских и фашистских режимов.
Эта модель стала преобладающей в азиатских странах после достижения ими независимости. В первые годы после освобождения от колониального господства возможности радиовещания использовались в странах Азии не должным образом, так как радио рассматривалось правительствами и вещательными организациями главным образом как средство развлечения аудитории. Радиостанции не получали ресурсов, необходимых для развития. Не уделялось должного внимания реализации просветительских задач радиовещания, имеющих чрезвычайно важное значение в условиях преодоления социально-экономической отсталости, ликвидации массовой неграмотности, привития современных методов работы в аграрном секторе и т.д. В многонациональных государствах – таких, как Индия, Индонезия и др. – большие проблемы в развитии радиовещания порождало существующее там многоязычие, культурные и религиозные различия между общинами.
В большинстве арабских стран радиовещание монополизировано государством (как и телевидение). В связи с тем, что многие государства арабского мира находятся в зонах международной напряженности (а некоторые представляют собой «горячие точки»), вещание обычно отличается высокой степенью политизации.
Государственное радиовещание является наиболее распространенным вариантом организации вещательной деятельности в Африке. Оно осуществляется от имени государства и под контролем министерств информации или родственных им административных госструктур. Примерами такого рода являются службы радиовещания Чада и Танзании, ряда других стран. Реально государственные станции представляют собой информационные учреждения, действующие в интересах верхушки местной бюрократии – гражданской и (или) военной.
После достижения независимости радиовещание было организовано во всех африканских государствах. Несмотря на развитие телевидения, радио по сей день признается во многих странах Африки ведущим средством массовой информации. Проведенные в Нигерии и в Зимбабве исследования выявили, что получение доступа к телевидению мало влияет на предпочтения телезрителей, которые не прекращают слушать радиопередачи.
В большинстве стран африканского континента осуществляемое там под контролем госструктур централизованное радиовещание воспринимается населением в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Радио играет большую роль в политической и общественной жизни африканских стран, фактически выступая в роли своеобразного межобщинного посредника, консолидирующего национального института, выполняющего функции интеграции в рамках единого государства этнически многообразных, разноязычных групп населения, все еще испытывающих влияние родоплеменных обычаев и традиций. Не удивительно, что многочисленные государственные перевороты, происходившие в африканских странах, как правило, начинались с захвата радиоцентров.
Наряду с центральными государственными радиостанциями в ряде стран континента существует так называемое сельское (или общинное) радио – сравнительно новый тип радиовещания в Африке, призванный приблизить вещательную деятельность к основной части населения – крестьянству. Действующие в аграрных районах радиостанции ведут передачи на местных языках, сообщая о новостях жизни села, отдельных крестьянских общин. Содержание передач отражает проблематику аграрного сектора: ведется пропаганда передовых методов в растениеводстве и животноводстве, основ экономического анализа хозяйственной деятельности фермеров и фермерских кооперативов. Особое место занимают просветительские передачи, часть из которых имеет сугубо утилитарное назначение – например, программы о соблюдении правил гигиены и санитарии. Для привлечения внимания сельских радиослушателей используются трансляции фольклорной музыки.
В ряде африканских стран использование коммерческой рекламы на радио запрещено законом. Нередко реклама, которая появляется в африканском радиоэфире, способствует реализации западных товаров, не создавая стимулов для продвижения продукции местного производства. Упомянутые исследования передач танзанийского и намибийского радио выявили, в частности, что на фоне преобладания рекламы «Кока-Колы», стирального порошка «Омо», медикаментов западного производства, шотландского виски и сигарет, рекламные радиообъявления в поддержку товаров национальных производителей сводились в основном к предложению местных спиртных напитков и пива. И тем не менее в последнее время именно в африканском радийном секторе происходил реальный рост рекламных доходов, в то время как приток средств со стороны рекламодателей на телевидение и в периодические издания имел тенденцию к сокращению.