Особенности телевидения как массового информационного канала
Массовая коммуникация - процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
По определению закона РФ «О СМИ», массовая информация – это неограниченные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства - массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи - средств массовой коммуникации. Главным среди них является телевидение.
Сегодня телевидение является наиболее популярным видом СМИ. Среднестатистический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор. Такое монопольное положение телевидения объясняется следующими причинами.
Во-первых, оперативность. В современном информационном обществе весьма важно обладать последними оперативными данными. Событие, которое случилось сегодня, покажут сегодня же в новостях. О такой оперативности нельзя говорить в случае с печатными СМИ. Конечно, можно говорить об оперативности Интернета, но, во-первых, интернет есть не у всех, а во-вторых, поиск в интернете требует определенных усилий, а телевизор достаточно только включить в определенное время.
Во-вторых, эффект очевидности. У зрителя создается впечатление, что он видит событие непосредственно собственными глазами, а соответственно, что так и обстоит дело как показано по телевизору. Ведь когда мы в чем-то уверенны, мы говорим «это же очевидно», мы доверяем своим глазам больше, чем другим органам чувств. Данный феномен был описан еще У. Липпманом как «феномен фотографии»: «фотографические снимки» кажутся нам более реальными, поскольку мы думаем, что они достигают нас, минуя всякое человеческое посредничество».
В-третьих, выразительность телевизионных образов. Основная цель телевидения состоит в привлечении внимания зрителей, с тем, чтобы в дальнейшем привлечь рекламодателей. Эта цель достигается разными методами воздействия на эмоции и чувства человека, так как эмоциональная составляющая больше всего поддается воздействию. Например, с помощью правильно подобранной, сбалансированной цветовой гаммы. Цвет влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, апеллируя к чувствам, а не к логике человека.
В-четвертых, впечатление неангажированности тележурналистов. Если в телевизионной программе обсуждается какая-либо проблема, то обязательно разделение обсуждающих проблему на противоборствующие стороны, с тем чтобы создать эффект нейтральности тележурналистов. Новости же являются «чисто информационной программой».
В-пятых, «уход от реальности». Телевидение может перенести человека в любую точку мира, с «эффектом включенности» в происходящее, предоставляет человеку переживать те эмоции, которых он лишен в повседневной жизни.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой информации. Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет ему выполнять различные функции. Учёный Александр Князев подразделяет их на следующие:
Информационная функция. Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия "информация". Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.
Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм - болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким "индикатором", "болевым ощущением" социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру.
Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.
Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.
Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую "неполноценность" такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.
Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.
Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: "Сообщать. Поучать. Развлекать". Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.
Организаторская функция. Ее следует отличать от управленческой, где формирование мнений и побуждение к действию исходят от правительства и иных административных структур. В отличие от такого воздействия телевидение иногда само становится инициатором той или иной общественной акции, организуя какие-либо совместные действия масс людей.
Образовательная функция. Предполагает регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование. Учебные программы транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу.
Рекреативная функция. Рекреация (от лат. ecreation - восстановление) - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Телевидение транслирует разнообразные развлекательные программы, шоу и т. д., помогая человеку «убежать» от повседневных забот, расслабиться, отдохнуть.
Телевидение - самое массовое средство информации и самый доступный и популярный способ развлечения всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и по уровню доверия опережает другие СМИ. Даже можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. По среднестатистическим данным россияне смотрят телевизор ежедневно 3.5 часа в среднем, в то время как читают газеты, слушают радио, ходят в кино или театр значительно реже и меньше. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Оно способно повлиять на общество в целом, на каждого без исключения. В этом и заключается его главная особенность.
Краткие выводы
Функции журналистики - это совокупность ее обязанностей перед обществом и характер их выполнения, это та роль, которую играет журналистика как социальный институт.
Массовое сознание — неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание различных групп людей конкретного общества в конкретно-исторический период, имеющих временную и случайную природу образования. Оно тесно связано с социальными условиями жизни людей и отражает эти условия, обладая относительной самостоятельностью. На конкретно-социологическом уровне понятие «массовое сознание» соответствует общественному мнению.
Основная социальная функция журналистской деятельности заключается в удовлетворении посредством СМИ потребностей населения в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества.
Журналистика в современном мире - главный, хотя и не единственный, способ формирования и существования общественного мнения. Но рождение представлений о необходимых изменениях и процесс внедрения этих изменений невозможны сегодня без участия СМИ.
Таким образом, демократическое общество, если хочет остаться таковым, вынуждено балансировать между двумя крайностями: с одной стороны, без свободы слова отсутствует демократия, а с другой - существует опасность использования свободы слова для манипулирования массовым сознанием. Поэтому пресса должна взвешенно и критически оценивать события, а государство в свою очередь должно контролировать средства массовой информации в соответствии с конституцией и законами, чтобы нейтрализовать возможные проявления информационного вреда для своих граждан.
Так как носителем, выразителем массового сознания является индивид, учитывая имидж человека и личную обязанность в СМИ особое значение приобретают личности журналистов, которые в рамках своей профессиональной деятельности могут по-разному влиять на общественное массовое сознание в сложных, острых социально-политических вопросах, в том числе и в освещении межнациональных конфликтов. Таким образом, необходимо провести глубокий анализ подходов к отражению межнациональных конфликтов на федеральных каналах на современном этапе развития миграционных вопросов в России, учитывая не только факт влияния СМИ на массовое сознание, но и личности журналистов, которые освещают важные вопросы современности.
Массовая коммуникация - процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
По определению закона РФ «О СМИ», массовая информация – это неограниченные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Телевидение – комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства - массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи - средств массовой коммуникации. Главным среди них является телевидение.
Сегодня телевидение является наиболее популярным видом СМИ. Среднестатистический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой информации. Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет ему выполнять следующие функции:
1) информационная;
2) культурно-просветительская;
3) интегративная;
4) социально-педагогическая или управленческая функция;
5) организаторская;
6) образовательная;
7) рекреативная.
Телевидение - самое массовое средство информации и самый доступный и популярный способ развлечения всех слоев населения. Телевидение не только охватывает максимально широкую аудиторию, но и по уровню доверия опережает другие СМИ. Даже можно сказать, что современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. По среднестатистическим данным россияне смотрят телевизор ежедневно 3.5 часа в среднем, в то время как читают газеты, слушают радио, ходят в кино или театр значительно реже и меньше. В настоящее время телевидение проникло во все сферы жизни человеческого общества. Оно способно повлиять на общество в целом, на каждого без исключения. В этом и заключается его главная особенность.
Именно поэтому для анализа подходов к отражению межнациональных конфликтов в условиях информационной войны мы взяли информационные телевизионные выпуски федеральных каналов «Россия-1» и «НТВ».