Особенности современного европейского телевидения.

Самое яркое ТВ GB – брит радиовещательная корпорация BBC. После IIМВ BBC первые возобновляют регулярные телепередачи. Июнь 1946 г. – парад победы. Корпорация вводит комбинированную плату. Не все руководители BBC отнеслись к идее создания TV хорошо. Многие полагали, что не стоит форсировать развитие телесети, пока радио не исчерпало себя. Производство телевизоров становится массовым, падает цена, растет интерес. В 1948 г. – BBC показывает олимп игры с лондонского стадиона, а 53 г. – коронация Елизаветы II – это подтолкнуло многих к покупке TV. Телеслужба BBC получает своего директора. А в 60 х. гг. в зап части Лондона новый телецентр – это символизирует эпоху ТВ. Англия избежала борьбы за контроль на TV, кот был хар-н для большинства стран Зап. Европы. Причины: 1.высокая культура полит жизни 2. заложенный в уставе BBC принцип независимости инфы от правительства (общественное TV). 3.наработанные радио и прессой традиции. Возглавляет BBC совет управляющих. Он назначается правительством на 5 лет из 12 чек. В него входят: видные представители культуры, прессы, пром-ти и др сфер, защитники нац интересов в области вещания. Этот совет подбирается на вне партийной основе. Определяет общие направления вещат политики, контролирует финансы, назначает руководящих работников + ген. дир. Заседает раз в неделю. В повседневную деят-ть совет вмешивается в исключительных случаях. Самое гл – следит за соблюдением автономного статуса корпорации и против попыток оказать давление на BBC. Прав-во поддерживает концепцию открытого вещания. Принималось решение о создании 2 программы на BBC. В 64-67 гг. она создавалась как общеразвлекательная программа, как вспомогательная, дополн к 1 каналу. К такому созданию BBC подтолкнуло коммер TV. 1 коммер канал появляется в авг 1955 г. «Независимое TV - ITV». Т.о. Анг первая в Европе сделала свою систему смешанной, обогнав др гос-ва на 2 десятилетия. В Ит – первое частное TV в 75-76 гг., в Герм и Фр – сер. 80 х. гг. , в Исп – в кон 80 х гг. ITV – типичное коммерч TV – прибыль от продажи вещательного времени под рекламу. Много коммер, развлекательных программ, старых фильмов. Прибыль за первое время была огромная - больше BBC. Через 10 лет, в 60 е гг. создали комиссию, кот анализировала программу => ITV - пошлое => увеличили плату за коммер TV => ITV=BBC. Сейчас ITV имеет регион природу, состоит из 15 частных компаний, каждая получает лицензию самостоятельно, срок – 10 лет. В 1991 впервые правление коммер TV решило не распределять лицензии, а продавать с аукциона. 16 лицензий – 40 компаний. Сегодня ITV зарабатывает на рекламе более 2 млрд. год и ¼ этих средств поступает в казначейство в качестве платы за лицензию. Такие деньги позволяют оплачивать з/п персоналу – на 1/3 больше чем на BBC. В 1982 в Анг создается еще один коммер канал – канал №4 – с обязательством включать опред долю экспериментальных и культурно- просветит передач => стал полигоном для откатки оригинальных идей. Сегодня канал №4 собирает 10% англ ауд – это успех для программы такого профиля. Т.о. возникает кабельное спутниковое TV. Анг встретила это, имея смешанный тип эфирного вещания с 2 обществ и 2 коммер TV, и они делят ауд поровну. Причины непопулярности спутниковых каналов: 1. не видели смысла тратить деньги за другое TV. 2. развивалось видео, у многих были видеомагнитофоны. Т.о. спут каналы адресованы больше европ ауд, владеющей англ яз. В 77г. международный союз электросвязи распределили между европ гос-ми частоты для спут вещания. 1 частная спут компания начала вещание из Лондона в 82 г. но была адресована кабельным службам скандинавского гос-ва. В 83 г. «Компанию «Спутн TV» покупает Руберт Мердек и создает на ее основе несколько каналов (детский канал, для женской ауд и др.). в 89 г. в Европу приходит прямое телевещание со спутников. Две компании этим занимаются – «Sky» Мердека и BSB (5 программ). В результате ауд спут ТВ оставалась мин. Они решили договориться и объединились в компанию «BSkyB». Появился оптимальный набор каналов – 5: 2 коммер: информ и развлекат и 3 платных канала, 1 из них спортивный. По сравнению с др гос СМИ, BBC приспосабливается ко всем конкурентам в эфире. В к. 80х н. 90х гг. BBC стало испытывать давление сторонников индустр политики, кот видят в вещании продукт технологии и рынка. Выступают против концепции служения общества, кот исповедует BBC. Роберт Мердек выступает за то, чтобы BBC зарабатывало деньги за счет рекламы. Некот предлагают частичную приватизацию BBC. Корпорация подчинилась требованиям правительства, довести до 5 лет объем программ из независимых источников до 25% + вынуждена распустить 1 из своих оркестров. К 96 г. сократили свой персонал с 28-до 18 тысяч человек. Корпорация выступила против приватизации 1 из каналов и отвергла способ прибыли от рекламы. Убедила общественность в том, что независимость от рекламы, позволяет сохранить независимость от производственной деят-ти. Гонка за рейтингом нарушит равновесие между инфо-образовательными и развлекательными программами. Первые жертвы – образовательные и обществ-полит программы. BBC старается расширить свои связи с коммер партнерами. Участвует в создании новых коммерч каналов, но только творч вкладом и получает хорошие деньги за экспорт своих передач. BBC ввела ночные платные курсы повышения квалификации для ряда профессий. Смешанная структура ТВ оказывается более гибкой, стойкой по отношению к сегодняшнему рынку. Подобная смешанная система работает во многих европ странах. Во Фр работает коммерч канал «Брюс». Герм – 2 гос канала – АРД и ЦДР, а с 85 года работает частная компания CATI. Глобализация и интернационализация TV. Глобализация имеет 2 стороны: для крупных развитых стран она выгодна, т.к. страны 3 мира поставляют свое оборудование + они основные экспортеры телеинформ, развлекательных передач, кинофильмов => растущей зависимости стран 3 мира, их экраны оказываются заполнены дешевыми заруб программами, т.к. их купить дешевле, чем сделать свой продукт. В 90 х гг. экспорт теле программ во всем мире составил 2,8 млрд.$ на долю США – 1,9 млрд.$ для США это 2 вид по величине экспорта (1- авиационный).





Авторитарная теория печати.

Авторитарную теорию печати можно найти в книге 4 теории прессы. Этот классический труд амер исследователей, изданный в 1956, оказал огромное влияние на последующее развитие теории мас коммуникации. Его издали Тир Пресен, Теордор Петтерсон, Уилбур Шрам. Авторы разделяют все общества на 4 группы, каждая из кот, согласно им, функционирует в соответствии с одной из теорий прессы: авторитарной, либертарианской, советской коммунистической или теории соц ответственности. Описывая историю возникновения этих теорий и их основные положения, авторы дают им нормативные оценки. Это 4 основные модели, кот может принимать печать, исходя из той соц-полит структуры, в рамках кот она действует, и отражает ту систему соц. контроля, с помощью кот осуществляет урегулиров. отношен. индивид. и обществен. инструментов. Они связывают развитие печати с развитием фсф. концепции.

Авторитараная теория оформилась в 16-17 веке, в период позднего возрождения в Англии. Теория получила распространение и в современную эпоху: Гитлер – Герм, Муссолини – Ит, Аппортенд – ЮАР. Т.е.гос-во осуществляет полный контроль над СМИ. Теория возникла из фсф абсолютной власти монарха или его правительства. Гл цель печати – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, и служить гос-ву, помогать ему достичь поставленных целей, а функции и деятельность прессы контролируются правительством. Печать имеют право использовать те, кто получил королевский патент. В качестве методов обеспечения благоприятной трактовки правительственной политики употреблялись: выдача спец «разрешений» или, как их называли, «патентов», позволяющих избранным лицам заняться «искусством и таинством» печатного дела; лицензирование отдельных видов печати; цензура; судебные преследования за нарушение общепринятых или установленных правовых норм, в частности, за гос измену, призывы к мятежу, распространение клеветнических слухов в подрывных целях, антиправительственную агитацию. Косвенные методы контроля над прессой: зачисление правительством на денежное содержание отдельных Жур-ов, выплаты газетам с секретных счетов, взимание спец налогов, призванных урезать тиражи и доходы печатных изданий, не лояльных. Запрещена критика полит органов и находящихся у власти лиц. Печать – в руках частных лиц и гос-ва. Концепция рассматривает печать, как инструмент осуществления правит политики, хотя и не обязательно принадлежит правительству.

Авторитарная теория определила модель мас коммуникации для бол. числа людей и на протяжении бол. долгого периода времени, чем любая другая концепция контроля над прессой. Этапы развития: 1. Чек может реализовать свой потенциал полностью только как член общества, поэтому роль группы приобретает более важное значение, поэтому гос-во как выражение групповой орг-ии, выше ценность, чем личность. Без него личность не в состоянии развивать качества цивил чека. 2. Платон – идеализировал аристокр форму правления. Как только власть в гос-ве распределится м\у всеми – упадок. За контроль выражения мнений и убеждений. 3. Макиавелли – О сроках достижения и удержания полит власти. Роль полит лидера в том, чтобы продвигать интересы полит образования. Контроль за методами публичного обсуждения и массового распространения. 4. Томас Гоббс, Анг - надо контролировать личность. 5. Гегель – свобода индивида в его знании его несвободы, его действия предопределены историей, обществом, абсолютной идеей, кот находит своё высшее проявление в гос-тве. Гл цель печати – проводить политику правительства и служить гос-ву.

Авторитарная теории сходна с марксисткой (диктатура пролетариата, СМИ должно поддерживать гос-во, гос-во использует СМИ для достижения своей цели, монополия, СМИ только в гос. руках). Обязанность прессы - не мешать гос-ву двигаться к поставленным целям. Цели утверждены правительством, а не на рынке идей.

Наши рекомендации