Социально-политические условия и технические предпосылки появления массовой зарубежной прессы.

19 век – свидетель большого количества изобретений и изменений, чем другие периоды. Страна, в которой зарождается процесс – Великобритания. Флагман – Лондонская «Таймс». Основана в 1775 году Джоном Уолтером как рекламное издание и была одной из многих лондонских газет. В 1803 году руководство берет Джон Уолтер – младший, который делает ее одной из лучших мировых газет.

Новаторство:

• Начал нанимать на работу корреспондентов в важных городах.

• Организовал доставку в редакцию корреспонденции из Европы (получали информацию быстрее, чем министерство иностранных дел).

• Используется стенография для записи выступлений и бесед (термин «репорт» означал – делать заметки)

• В 1806 году впервые иллюстрации событийного характера (похороны лорда Нельсона)

• Уделял внимание технической стороне

В 1814 году появляется усовершенствованный печатный пресс Бауэра, который приводится в движение энергией пара (производительность повышается с 300 до 1100 экземпляров в час).

Великобритания опережала все европейские страны и США в области полиграфии. В большинстве стран – обычный английский пресс.

Лишь в 1822 году изобретатель из США Ричард Хоэ усовершенствовал его – до 800 оттисков в час. В 1832 году в США (начали сравниваться по уровню техники_ используют цилиндрические печатные прессы (тот же Хоэ) – до 4 тысяч оттисков в час. Конструкция парового двигателя – Исаака Аддамса. Следующий важный шаг – технология горячего набора. Заключалась в изготовлении печатных форм, состоящих из строк (а не отдельных литер), что позволило ускорить процесс набора и печати. В 1871 году появляется печатный пресс, позволяющий печатать одновременно с двух сторон (не отдельные листы, а бумажная лента). Уже 30 тысяч оттисков в час.

1884 год – Отто Мергенталер создает линотип (сплав свинца и олова) – строкоотливную машину. Ускоряет процесс набора. В течение 80-х годов изобретается процесс стереопитизации (печатается на нескольких машинах). Электрическая энергия вытесняет паровую.

В 1897 году Стефен Хоган внедряет фотогравировальный пресс (клише). Использование фотографий становится обычным делом. Позже стремительный технический прогресс приостанавливается. До 50-х годов 20 века идет только совершенствование. Лишь тогда технологию горячего набора сменяет технология холодного набора (офсет).

Совершенствуется процесс производства бумаги – до 45 дюймов бумаги в минуту. Одновременно совершенствуются аппараты для сушки. В 1830 году США – крупнейший производитель бумаги в мире (половина – переработка).

Это предпосылки для выпуска нового типа издания массовой газеты (пенни пресс). Развитие – в Великобритании, основатели – в США.

Первый представитель – «Нью-Йорк Сан» («Солнце»). Создана в 1833 году Бенджамином Деем. Годовая подписка до этого – 6-10 долларов в год (крупная сумма, превышающая недельный заработок квалифицированного рабочего). Была ориентирована на привилегированного читателя.

Разница – прежние газеты на больших листах, «Сан» - на небольших. Газеты-простыни: политика, торговля. «Сан» - местные новости. Гвоздь – грубый юмор полицейских участков (криминал, поэзия, редкости, сенсации). Комментариев, аналитических жанров не было. Привлекалось внимание ко всему, на что не обращали внимание респектабельные газеты. Через год продавалось 10 тысяч экземпляров, через два – 15 тысяч.

Подражатели – категория пенни-пресс («Нью-Йорк Геральд», «Нью-Йорк Трибун», Нью-Йорк Таймс»). Пенни-пресс изменила метод распространения газет. До этого – подписка. Рабочие слишком часто переезжали, да и цена была дорогой – не подписывали. Пенни-пресс- уличные торговцы (Лондонский план) – получили распространение в Великобритании. Дети платили по 60 центов за сотню, продавали по центу. Разница – их выручка.

Изменение внешнего вида газеты. Чтобы она привлекала внимание на улицах – использование иллюстраций, шапок, заголовков на первой странице. Слабости пенни-пресс (приводят к понижению статуса журналистики) – «Сан» легко жертвовала правдой ради привлечения читателей. 35 год – «Жизнь на Луне» - серия статей. Мыс Горн, на котором мощный телескоп, рассмотрел жизнь людей с крыльями, живущих на Луне. Стопроцентный обман, но многие поверили. Женское евангелическое общество собирает деньги для полета на Луну и обращения ее жителей в христианство. Автор статей – Адамс Локк. Когда обман раскрылся, читатели не возмутились (настолько было интересно).

Политические и социальные предпосылки возникновения пенни-пресс.

В 29 году 7-й президент США Эндрю Джексон – реформа образования в США. Избирательное право – для всего взрослого населения. Уровень образования, грамотности, массовое производство вынудили властей искать поддержку более широкого круга избирателей. Пенни-пресс – средство обращения к массовой аудитории.

В Великобритании массовые издания возникают позже, после отмены гербового сбора (взимался в зависимости от количества страниц). Газеты-простыни выпускали, чтобы налог был меньше. «Дейли телеграф» - первая газета, но адресованная среднему классу. Лишь после принятия закона о всеобщем образовании возникли массовые издания. Одним из первых на пенни-пресс обратил внимание лорд Альфред Хамсворд. Его первый проект – 1883 год – журнал «Ансвер». По образцу журнала Джорджа Ньюэса. Спустя 10 лет тираж – 250 тысяч.

Пенни-пресс дает импульс развитию рекламы. Первое рекламное агентство – «Палмер» (Филадельфия). Филиалы в других городах. Первые рекламные бюро не производили, а покупали печатную площадь и перепродавали (платили газетам вперед и перепродавали по высокой цене в розницу. В 1869 году бюро купил Айер. Создает одно из ведущих рекламных агентств «Айер и сыновья» (существует и сейчас). Перешел к современной практике продаже рекламной площади – цена плюс комиссионные. Занимался созданием рекламы и исследованиями рынка.

Прогресс наблюдается в области средств сообщения. Первые железные дороги – в начале 19 века. В 1844 в США вступает в строй первая телеграфная линия. Морзе изобрел еще в 1835 году. Это оказало серьезное влияние (революционные изменения). Благодаря конной доставке почты, паровым судам на внутренних линиях, железным дорогам. Чарлтон (прибрежный город). В 1794 году газеты сообщали о событиях в Нью-Йорке с 20-дневным запозданием, в 1839-м – через 5,5 дней. То же и в сообщениях Европа - США. 1818 год – регулярные рейсы Нью-Йорк – Ливерпуль – 22 дня. С 1838 года – новые пароходы – 13 дней.

Газеты оценили средство связи. Основные клиенты телеграфных компаний – «Нью-Йорк Геральд» в каждом номере печатали 10 колонок информации, полученной по электротелеграфу. Телеграф – не газетная технология, но изменил стиль газет. Возникает стиль: Лид, за которым вся остальная информация (облегчает работу редактора). Стиль перевернутой пирамиды.

Самое яркое достижение – прокладка трансатлантического кабеля между США и Европой (1866 год). Связь становится постоянной. Глубина изменений становится очевидной. В 1870 году – одно из важных событий – падение французского императора Наполеона III (война между Францией и Германией). По масштабу сравнимо с падением Наполеона I. Но если оно прошло незамеченным, то о Наполеоне III узнали на следующий день. «Нью-Йорк Трибун» содержит оперативные отчеты. Газета предлагала достоверную информацию. Выводы делали читатели.

Важное событие – появление репортеров (занимались сбором информации на месте события). Методы были не новы (Геродот совершал путешествие, когда писал книгу). Во второй половине 19 века возникают методы сбора информации в журналистике (методы исторического исследования). Их появление – вера в то, что разум должен учиться у природы. К концу 19 века журналистика – самостоятельная профессия со своими стандартами. Начинается профессиональная подготовка журналистов (подкурсы при колледжах, университетах, в Миссури – школа журналистики).

В последнее 10-летие 19 века – рост количества периодических изданий. В США газеты охватили от 10 до 26 % населения (с 850 до 1900).

Признаки: СМИ – важная часть американской экономики (и большинства развитых стран). Возникает «новый журнализм» (Джозеф Пулитцер). Его «Нью-Йорк Уолд» побил все рекорды. Пулитцер – не единственный представитель «нового журнализма», он возникает во многих городах США и мира. Издатели верили, что обязанность прессы – освещение нового. Общественные компании в защиту общественных интересов, привлечение читателей версткой, заголовком, стилем, иллюстрацией. Появление вечерних газет. 7/8 газет с 1884 по 1900 годы – результат ряда факторов:

1. Сокращается продолжительность рабочего дня

2. Распространение газового и электрического освещения.

Развитие вечерних газет стимулировал интерес рекламодателей к женской аудитории (покупатели). Они были склонны к чтению вечером, а не днем.

1878 год – Пулитцер овладел английским, вернулся в Сент-Луис, купил газету «Диспетч». Объединил с «Пост» - «Сент-Луис Пост Диспетч». Оппозиция богатым семьям, монополизировавшим город. Выступает в защиту среднего класса. История желтой прессы начинается с покупки «Нью-Йорк Уолд». Серия комиксов «Похождения желтого парня – «желтая» пресса). Херст перекупил художника, который рисовал комиксы Пулитцеру. На газетных иллюстрациях место события (нахождения трупа, повреждения судна и т.д.) помечалось крестиком. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. С их приходом в газету впервые в американской прессе появились серии политических карикатур в качестве своеобразных "рисованных передовиц". Некоторые специалисты полагают, что с карикатурных серий "The New York World" началась современная эра газетной иллюстрации.

Это была блестящая, истинно демократическая газета, которая будет разоблачать обман – написал Пулитцер. Первая массовая газета. Погоня за сенсацией – внимание к погоням, катастрофам, эротике, ужасам. «Нью-Йорк Уолд» до Пулитцера - выборы президента в клубе кокер-спаниеля. При нем – история пожара в Нью-Джерси. Вторая статья – о приговоренном к смерти. Первая страница следующего номера – о казни сторожа. В течение следующих лет – истории об абортах, убийцах. Часто – чертежи мест преступления, светские сплетни. Уолд – народная газета, по 5-10 центов собрала 100 тысяч долларов на постамент статуи Свободы. Репортер Нелли Блайт симулировала помешательство и написала статью (и книгу) «10 дней в сумасшедшем доме». Газета уделяет внимание спорту – специальный отдел в редакции для освещения спортивных событий. Наивысшие события – война. Ремингтон – Херсту: все спокойно, войны не будет (испано-американской). Ответ: Я обеспечу войну, вы – рисунки.

Пулитцер ставил перед собой высокие цели, но был прагматиком, постепенно приучая людей к газетам. Херст хотел быть избранным на пост президента. К 1920 году контролировал почти треть американских газет, но терял на них деньги, все равно сохраняя их. На «Нью-Йорк Джорнал» ежегодно терял миллион долларов. Но так и не добился цели, только прошел в сенат.

Пени-пресс расширяет границы журналистики (не только политика, экономика, торговые отношения). Желтая пресса – следующий шаг. Пенни-пресс зависит от политических кругов. Желтая пресса – редакторы независимы, самостоятельны в экономическом смысле (становятся коммерческим предприятием), начинают создавать новое (рубеж 19-20 веков).

Пулитцер и Херст проложили дорогу для массовых журналов (тематика, иллюстрации, обилие материалов и так далее). До них – журналы дорогие, недоступные читателям (литературные, общественно-политические, религиозные, женские – «Леди Хоум Джорнал»).

От "нового журнализма" к желтой прессе: газетная империя Уильяма Херста

Самым удачливым продолжателем принципов "нового журнализма" стал выходец из обеспеченной калифорнийской семьи Уильям Рэндолф Херст. В 1885-1887 гг. он прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World" и досконально изучил приемы "нового журнализма". Вернувшись в 1887 в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. С точки зрения Херста, сенсацию можно было сделать из самого незначительного факта: главное - форма подачи материала и соответствие запросам читателя. В 1895 Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровского издания, усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: "Политика "The New York Journal" заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей". Сенсационно-развлекательный стиль стал ведущим в эстетике печатных изданий, ориентированных на вкусы и потребности "человека-массы", феномен появления которого проанализировал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 серия публикаций в "Cosmopolitan Magazine" потрясла общественное мнение Америки - разоблачительная волна достигла высших политических кругов страны. Скандальные материалы под общим заголовком "Предательство сената", принадлежавшие перу Д.Филлипса, нанесли чувствительный удар по ряду крупных политических фигур.

Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press. К 1922 корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет; 11 воскресных изданий, а также 2 радиостанции, компанию по производству хроникально-документальных фильмов и кинокомпанию, а к началу 1990-х гг. в издательский трест Херста вошло 14 ежедневных газет, 30 еженедельников, 20 журналов, 5 телестанций и 7 радиовещательных станций, не считая ряда книжных издательств.

Во Франции появление изданий "penny press" связано в первую очередь с именами Луи-Дезире Верона и Эмиля де Жирардена. Верон в 1835 г. стал издателем газеты "Constitutionel", завоевавшей популярность благодаря открытию такого нового (чисто газетного) жанра, как роман-фельетон.

Само слово "фельетон" во французском языке появилось лишь в 1800 г., когда Луи-Франсуа Бертен решил выпускать добавочные листы к своей газете "Journal des Debates" (feuilleton - листок, листочек). Затем в 1803 г. он изменил формат газеты - удлинил его книзу, и добавочная часть, отделенная от газеты "линией отреза" (белым пропуском), стала называться фельетоном.

Возможность опубликования романа по главам, привела к созданию романа-фельетона, мастерами которого были Александр Дюма и Эжен Сю.

Публикация романа-фельетона "Вечный жид" Эжена Сю позволила Верону резко увеличить тираж своей газеты, найдя доступ к читателю, нередко не бравшему до этого в руки ни книги, ни газеты. Верон предугадал читательские вкусы и сделал ставку на роман-фельетон. Во время печатания романа Э.Сю в "Constitutionel" число подписчиков поднялось с 3000 до 40 000, в читальнях выстраивались очереди, не знающим грамоты читали вслух портье и соседи.

Обращение к массовому читателю, необходимость на протяжении ряда месяцев держать его в постоянном ожидании продолжения породили характерную для романа-фельетона технику, включавшую в себя: упрощенность психологических мотивировок, мелодраматический подбор персонажей, закрученность интриги, обилие кульминационных пунктов, сведение изложения к монтажу разрозненных эффектных ситуаций, растянутость сюжета, неряшливость языка.

Лидером французской "penny press" был Эмиль де Жирарден - один из наиболее интересных журналистов и редакторов Франции XIX в., уловивший тенденции развития современной ему журнальной политики. Он начинал с выпуска журналов мод - в 1828 г. он основал "Le Voteur", a на следующий год стал издавать "La Mode" (1829-1854). Журнал "La Mode" вначале выходил как чисто великосветский журнал. Вскоре Жирарден придал ему черты политического издания, но сохранил раздел мод с картинками из жизни высшего света, учитывая интересы сложившегося круга читателей.

Самый успешный издательский проект Жирардена - основание им в 1836 г. новой политической газеты "La Presse", подписная цена которой (40 франков) была вдвое ниже всех других подобных изданий. Жирарден верно рассчитал, что при большом числе подписчиков объявления будут печататься в его газете и плата за них покроет низкую подписную цену. Новая газета Жирардена привлекла читателей не только низкой подписной ценой, но и блестящими журналистскими именами (например, Теофиля Готье, ведшего раздел художественно-критического фельетона).

Жирардену удалось превратить свою газету в независимое издание и публикации в "La Presse" нередко вызывали раздражение властей. В 1848 г Жирарден был арестован по распоряжению Эжена Кавеньяка, а издание "La Presse" было приостановлено. Выпущенный на свободу после 11 дней заключения Жирарден отомстил Кавеньяку, издав брошюру "Journal d'un journaliste au secret", а затем предпринял ожесточенную борьбу против его кандидатуры на пост президента республики, приняв сторону принца Луи-Наполеона. Однако, став членом законодательного собрания, он стал противником бонапартизма. В качестве депутата Жирарден постоянно выступал в защиту полной свободы печати.

Наши рекомендации