Журналистика сша в годы второй мировой войны
Говоря об участии США в борьбе против фашизма, необходимо помнить, что Вторая мировая включала в себя, помимо боевых действий в Европе и СССР, также бои в Африке, на Тихоокеанском театре военных действий.
В конце 30-х годов прошлого века, когда угроза германского фашизма стала абсолютно реальной, Америка была не готова к участию в столь масштабных боевых действиях. Состояние армии США было достаточно плачевным - устаревшее вооружение времен Первой мировой (вроде винтовки Спрингфилд модели 1903 года), низкий уровень выплачиваемого военным жалования, низкий уровень грамотности среди призывников и, конечно, малая численность - к моменту начала войны в сентябре 1939 года американская армия насчитывала 174 тысячи человек.
Тем не менее, разработка новых видов оружия и увеличение военного бюджета позволяли надеяться на значительный рост военного потенциала страны - в 1940-м году правительством США была принята программа вооружений. Тогда же в обстановке строгой секретности в Штатах началась разработка ядерного оружия.
Учитывая большое количество проживающих в стране человек и значительные объемы столь необходимых для участия в войне природных ресурсов, потенциально США являлись одним из сильнейших участников грядущей войны.
Несмотря на резкую критику политики Германии, США сохраняли нейтралитет, и президент Рузвельт долгое время заявлял о недопустимости отправки американских солдат в Европу. Однако Уинстон Черчилль обращается к президенту Рузвельту с просьбой предоставить Британии военную помощь – 50 старых эсминцев, несколько сотен самолетов, амуницию, сталь. Американский президент выполняет просьбу своего британского коллеги, и вскоре через Атлантический океан в Британию направились транспорты.
Еще в августе 1935-го американским Конгрессом был принят закон о нейтралитете, согласно которому США не могли оказывать помощь воюющим государствам – ни оружием, ни кредитами. Но Рузвельт добивается пересмотра закона, и в результате у США появляется возможность продавать в Европу оружие.
Осенью 1940 года США в качестве ответа мировой нацистской опасности созывает национальную гвардию и проводит призыв в армию гражданского населения – впервые в мирное время. На прошедшей в августе 1941 года встрече Рузвельта с главой британского правительства Уинстоном Черчиллем состоялось принятие Атлантической хартии о борьбе против захватнических действий стран-агрессоров.
Для того чтобы исключить возможность военной агрессии со стороны Японии, Рузвельт перебрасывает часть американского флота на расположенную на Гавайских островах военную базу – Перл-Харбор, где теперь находится штаб американского тихоокеанского флота.
На рассвете 7 декабря 1941 года (1 час 20 минут по вашингтонскому времени) 183 японских самолета начали бомбардировку Перл-Харбора. Японский флот под командованием адмирала Ямамото нанес значительный урон войскам противника. 8 декабря 1941 года США объявили войну Японии, а 11-го фашистская Германия и Италия объявили войну Штатам.
Сразу после нападения германских войск на СССР президент США Франклин Рузвельт объявил о готовности США всячески содействовать Советскому Союзу в отражении немецкой агрессии. Осенью 1941 года в Москве состоялась встреча представителей СССР, Англии и США по вопросу военных поставок – тогда было принято решение о поставках американской стороной по принципу ленд-лиза.
Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны в США, радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дэли: «Белый Дом сообщает, что японцы напали на Пирл Харбор». Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.
В 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8 процентов населения страны.
Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.
В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско была построена гигантская радиостанция, которая транслировала передачи на японском, китайском и корейском языках. Так в условиях войны формировалась одна из крупнейших современных систем иновещания – американская, с ее ведущим звеном – радиостанцией «Голос Америки».
Страны, входящие в антигитлеровскую коалицию (США, Великобритания, СССР) в годы войны были объединены общей идеей разгрома гитлеровской Германии.
Вопрос
Тенденции развития массовых коммуникаций за рубежом в конце ХХ - начале ХХI веков (коммуникационные революции в сфере СМИ, изменения системы СМИ на пороге ХХI века: «демассификация», интерактивность, конвергенция, коммерциализация, концентрация, глобализация СМИ и др.).
План
1. Тенденции развития массовых коммуникаций на рубеже ХХ-ХХI веков.
2. Изменения системы СМИ на пороге ХХI века.
Содержание темы