Журналистика Великобритании в годы второй мировой войны
Англия и США вступили в войну только в июне 1944 года и не столько против Германии, сколько против СССР-России, преследуя две основные цели – первенство в Европе и сохранение европейской цивилизации (не допустить, чтобы СССР-Россия после разгрома германской армии занял Европу). Именно в этом заключалось истинное назначение созданного в июне 1944 г. «второго фронта».
26 марта 1944 г. советские войска вышли на южном участке фронта к государственной границе, и стало ясно, что они вот-вот начнут победный поход по Европе, поэтому наши «союзники» вдруг заторопились. Англо-американские войска вторглись во Францию и возобновили остановленное восмью месяцами ранее наступление в Италии – по сути дела, не для разгрома Германии, а для спасения как можно большей территории Европы от России. Когда близкая победа СССР стала очевидной Черчилль выдвинул программу стратегии и политики - «Советская Россия стала смертельной угрозой. Надо немедленно создать новый фронт против ее стремительного продвижения. Этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на Восток».
Позднее, в 1950 году, Черчилль рассекретил сформулированные им в декабре 1941 г. и в октябре 1942 г. секретные установки о целях и действиях Англии и США. В первой утверждалось, что Великобритания и США не должны принимать участия в войне России и Германии. Во второй – что именно Россия, а не Германия является истинным врагом Европы:
«Все мои помыслы обращены, прежде всего, к Европе… произошла бы страшная катастрофа, если бы русское варварство уничтожило культуру и независимость древних европейских государств… Я обращаю свои взоры к созданию объединенной Европы» - Черчилль 1942 г.
А вот что говорил Черчилль о Гитлере в 1937 г., когда суть нацизма уже выявилась: «Некоторым может не нравиться система Гитлера, но они тем не менее восхищаются его патриотическими достижениями… Если бы моя страна потерпела поражение (в Первой мировой войне), я надеюсь, что мы должны были бы найти такого же великолепного лидера, который возродил бы нашу отвагу и возвратил нам наше место среди народов».
Англия и США не были уверены, что даже с германскими войсками смогут победить нашу армию. Хорошо осведомленный Ален Тейлор позднее писал о выводе, который сделали «союзники» к концу войны – «… в случае вооруженного конфликта с русскими победа маловероятна, даже если использовать на своей стороне германские силы». Впрочем, несмотря на эту невозможность союза США и Великобритании с Германией, Черчилль все же готовил в конце войны «запасной вариант» - приказал Монтгомери (командующий британскими войсками) держать в сохранности немецкое оружие на случай, если его придется применить против русских» - разумеется, вернув оружие сложившим его ранее немцам…
Черчилль стремился объединить Европу (без России и против России). Под эгидой не Германии, а Великобритании и США, но направленной против того же «русского варварства» с которым воевал и Гитлер. Эта геополитическая постановка вопроса Черчиллем целиком и полностью соответствовала гитлеровской - европейские государства и нации – единая «семья», противостоящие «варварской» России. Только лидеры для этой «семьи» предлагались другие, что и осуществилось после войны.
Но надо сказать, что возглавляемая с мая 1940-го года Уинстоном Черчиллем, Британия, против которой с 10 июня воевала еще и Италия, умудрялась, помимо обороны своей земли, еще и активно участвовать в борьбе европейских стран против фашистской агрессии (в частности, в мае 41-го британцы заставили капитулировать более восемнадцати тысяч итальянцев в Эфиопии).
Английская пресса ощутила на себе все тяготы военного времени. Одной из ее первых задач было сохранение издательской базы, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств деятельность печати сохраняла максимально возможную стабильность. Уже в сентябре 1940 г. были серьезно повреждены здания «Ивнинг Стандард» («Вечернее знамя»), «Дейли Геральд», «Таймс», «Дейли Скеч» («Ежедневный очерк»); в декабре эта же участь постигла «Дейли Телеграф». В мае 1941 г. пострадала «Морнинг Адвертайзер» («Утренние объявления»), «Дейли Ныос», «Ныос оф де Уорлд», «Уорлд'с Пресс Ньюс» («Новости мировой прессы»), «Дейли Геральд». Погибла библиотека газет XVIII и XIX вв. Появилась практика выпускать издания, лишившиеся помещения или оборудования, в редакциях своих соседей, например «Мидленд Дейли Телеграф» («Ежедневный Телеграф Мидленда», Ковентри) выходила в офисе «Бирмингем Газетт» («Бирмингемская газета»).
СМИ зарубежных стран в период 2-ой мировой войны можно делить на фашистский и антифашистский блоки. Если первые начали активно вести пропаганду реванша, пересмотра Версалького договора, присоединения к рейху Судетской области, Чехословакии и других экспансионистских устремлений Гитлера, то вторые поначалу выступали за «умиротворение Гитлера».
Лондонская «Таймс», например, писала о необходимости взаимопонимания между Германией и Британией, что передача Судетской области немцам полностью отвечает духу Версальских соглашений и т.д.
В 1938 году был подписан договор, т.н. Мюнхенское соглашение о передаче Судетской области Германии. Не только германские, но и французские, британские, итальянские газеты публиковали фотографии с подписями «Судеты возвращаются в рейх».
Прошло полгода - и Германия оккупировала Чехословакию, затем в сентябре 1939 года спровоцировала войну с Польшей (операция Гляйвиц) (захват радиостанции). Курс, проводимый «Таймс» потерпел провал. «Дейли миррор», претендовавшая на звание «левой» газеты, критиковала курс на «замирение Европы», и критиковала Чемберлена и Деладье (Франция), подписавших Мюнхенское соглашение.
«Дейли экспресс» также с оптимизмом смотрела на Германию. «Даже если война разразится, Британия не будет вовлечена в нее».
Вторая мировая война велась на многих фронтах и во многих регионах мира, что потребовало огромной мобильности журналистского корпуса. Английские корреспонденты освещали события в Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Северной Африке, Бирме, на Дальнем Востоке. Несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено.
В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Старз энд Страйпз» («Звезды и полосы»).
В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Совьет Уор Ньюс» («Советские военные новости») и еженедельник под таким же названием. По аналогии с СССР с 1942 г. министерство информации Великобритании выпускало еженедельник «Британский союзник».
Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями», но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению».
Сразу же после начала 2-ой мировой войны в Великобритании было образовано Министерство информации. Цель - обеспечение прессы официальными сведениями о положении дел на фронте и деятельности правительства. В структуре Министерства существовал отдел цензуры, который внимательно следил, чтобы не публиковались сведения закрытого характера. Нарушителям грозило наказание. 21 января 1941 г. без предъявления обвинений на 1,5 года закрывалась газета Коммунистической партии Великобритании. (КПВ) «Дейли уорнер», приписывавшая войне «империалистический характер» (видимо, по аналогии с 1-ой мировой), а также было закрыто небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. Серьезное предупреждение было сделано газете «Дейли Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению официальных лиц, вызвать пораженческие настроения. Реакция прессы была неоднозначной. «Дейли Геральд» заявила: «В сто раз благоразумнее разрешить газете писать глупости, чем предпринять акцию, которая может подорвать веру общественности в независимость».
Английская пресса за время войны не понесла существенных потерь. С 1937 до 1947 г. сократили объемы и тиражи, несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет, зато возрос их тираж. Количество национальных ежедневных изданий осталось неизменным, но их тиражи увеличились. Стало меньше провинциальных утренних изданий, но они начали выходить большими тиражами. Та же тенденция проявилась и в сфере еженедельной прессы, что говорит о динамике процесса ее концентрации.
Газеты Англии во время войны политически все были лояльны к антигитлеровской коалиции, некоторые выступали за скорейшее открытие второго фронта. «Дейли миррор» поддерживала Черчилля, (лорд Ротемир, редактор Бартоломью).
В годы войны в Великобритании исключительно возросла роль радиовещания. После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.
В международном «радиоконцерте» (а к лету 1939 г. 25 стран вели иновещание на иностранных языках) голос Би-Би-Си был весьма ощутим. В 1940 г. она вещала на 34 языках и передавала ежедневно 78 информационных бюллетеней. Особое внимание уделялось пропагандистским программам, нацеленным на Германию и Италию. Примечательно, что всю английскую пропаганду в годы второй мировой войны координировал Брюс Локкарт, которого Уинстон Черчилль назначил на пост генерального директора по ведению политической войны. В 1918 г. в России за участие в антисоветском заговоре он был заочно приговорен к расстрелу, несколько лет сотрудничал в «Ивнинг Стандард», написал несколько книг и скончался в возрасте 86 лет.
Численность языков английского иновещания постоянно возрастала: к концу 1941 г. Би-Би-Си говорила с миром на 39 языках; объем вещания составлял около 440 часов в неделю (причем использовались не только «классические» языки, но и диалекты, например марокканский диалект арабского языка). Для ретрансляции своих сообщений Би-Би-Си использовала и местные передатчики. Эфир предоставлялся и для оккупированных стран. В 1941 г. была проведена замечательная радиокампания Би-Би-Си, которая начиналась с передачи азбукой Морзе начальной буквы английского слова Victory (победа) и первых аккордов Пятой симфонии Бетховена. Кампания оказала большую моральную поддержку жителям тех европейских стран, в которые вошли германские войска.
К концу 1942 г. число языков вещания достигло 43; объем вещания к концу войны составил 100 часов в день. Би-Би-Си передавала уже 248 бюллетеней новостей. Первые пять послевоенных лет Би-Би-Си занимала ведущие позиции в мире: ее объем вещания в неделю был 714 часов, тогда как США ограничивались 520 часами. Но к началу 60-х годов Англия уступила первенство Соединенным Штатам и Советскому Союзу, однако по количеству слушателей сохраняла устойчивые позиции. До 1954 г., когда власти разрешили в Великобритании коммерческое телевидение, субсидируемое частными компаниями, Би-Би-Си была монополистом в сфере набирающего силу телевещания.