Суть исследовательско-аналитической группы публицистических текстов.

Если цель информационных жанров-оперативно сообщить читателю о факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров-сообщить, заинтересовать его происходящим событием и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. Основа этих жанров-осмысление проблемы(анализ, рассуждение, цепь аргументов),причем автор привлекает читателя в единомышленники.

Таким образом, в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции.

К аналитическим жанрам относят статью, отчет, обозрение и рецензию. Общий их признак-информация о новых общественных явлениях, значительных явлениях, произведениях искусства, движение от факта к обобщениям, особое внимание к новизне и рассмотрение явления, худ.произведения. Но направленность оценок, охват материала и композиционная структура в каждом из этих жанров различны.

40. Статья в ее различных модификациях как наиболее продуктивный исследовательско-аналитический публицистический текст.

В рамках исслед-аналит группы текстов существуют статья, публицистическое обозрение, публ письмо.

Предметом рассмотрения может выступать явление,но не факт и не ситуация.

Исходя из того, что тексты данной группы рассматривают глобальное явление, с одной стороны, они тяготеют к научно-теоретическому изложению программы, с другой — должны быть динамичны, т.е. Их объемность может снизить уровень внимания массовой аудитории.

СТАТЬЯ ( лат. Articulas «сустав», «часть целого» ). Часть какого-то глобального явления, какая-либо глобальная проблема социальной жизни.

Исходя из необходимости глобальности взгляда, вытекают особенности:

1.масштабность рассмотрения разнообразных ситуаций, работающих на одну идею

2.использование помимо личных наблюдений различных дополнительных сведений, обработка писем, документов, СМИ

3.как форма текст долен объяснять причинно-следственные связи между отдельными ситуациями и показывать, какие стратегические или тактические интересы имеются у участников явления

4.композиция статьи в силу динамичности материала, представляет следующую модель: экспозиция-изложение, доходящее до кульминации-подведение к развязке, к конкретными выводами о глобальной проблеме.

Разновидности статьи (по назначению):

Общеиследовательская. Медиатекст,где анализируется общественнозначимые широкие пробелмы. Например, уровень равственности в РФ

Практико-аналитическая. Медиатекст, где анализируется актуальные практические пробелмы в какой-либо сфере жизнедеятельности ( почему люди не читают печатные книги? ) цель: выявить причины проблемы в определенной сфере и разработать программу их решения.

Полемическая статья. Разновидность практико-аналитической. Обусловлена возникшей в обществе дискуссией по той или иной конфликтной ситуации. Повод — обычно конфронтация различных точек зрения по поводу одной и той же проблемы.

41. специфика общеисследовательской статьи. Основные черты ее написания.

К этой группе относятся публикации, в которых анализируются общезначимые, широкие вопросы. Например, автор такой статьи может вести речь о направлениях политического или экономического развития страны или рассуждать об уровне нравственности, существующем на сегодняшний день в обществе в целом, или о возможности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами, или о проблемах создания панславянской федерации и т.п.

Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследовательской статьи заключается в изучении различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. В практике советской журналистики современной общеисследовательской статье соответствовала теоретико-пропагандистская статья, рассматривавшая те же глобальные проблемы, но с диалектических позиций марксизма-ленинизма.

Общеисследовательская статья — жанр трудный в том смысле, что он требует не просто знания какой-то конкретной проблемы, но предполагает теоретическое объяснение ее существования. А это под силу лишь опытному журналисту-аналитику. Начинающему журналисту важно сосредоточить свое внимание на некоторых аспектах подготовки общеисследовательской аналитической статьи. Первое, что должен сделать журналист, приступая к ее подготовке, — определить, что именно он хотел бы сказать о том вопросе, который, по его мнению, заслуживает рассмотрения в прессе как один из глобальных вопросов современного развития общества. Иными словами, он должен сформулировать основные тезисы выступления. С этой целью он использует имеющиеся знания об объективных законах и закономерностях, действующих в той сфере, к которой относится предмет будущего выступления. Именно суждения о них и будут основными тезисами статьи. Далее ему необходимо рассмотреть, как эти законы и закономерности проявляют себя относительно обсуждаемого в статье конкретного феномена, т.е. соотнести сформулированные тезисы с актуальным современным опытом. Суждения об этом опыте и станут в статье аргументами в пользу выдвинутых тезисов.

Общие структурные требования к статье данного типа таковы. Статья должна обладать ясной концептуальной линией. Нельзя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов. Автор должен развивать четкую ясную мысль, чтобы разъяснить читателю политическую, экономическую или другую суть ситуации. Читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений. Это помогает аудитории правильно воспринимать значимость общих событий для себя, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи молодому журналисту способствует соблюдение определенных методических установок. Одна из них заключается в том, что статья делится на три части: начало, главную часть, заключение.

42. специфика практико-аналитической статьи. Основные черты ее написания.

Она обращена прежде всего к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д, В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Автор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т. д., оценить эти ситуации, определить тенденции их развития, выявить проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности выявить пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения.

Если автор общеисследовательской статьи мыслит такими категориями, как "страна”, "мир”, "планета”, "общественное устройство”, "политика”, "экономика”, "благосостояние народа”, "цели правящей элиты”, "парламентское решение”, "международные договоренности”, "тенденции развития взаимоотношения стран”, "цивилизация”, то автор практико-аналитической статьи обращается к категориям типа: "задачи обрабатывающей промышленности”, "парк машин”, "взаимосвязи предприятий”, "ситуация, сложившаяся в отрасли”, "план реконструкции завода” "прибыли АО”, "ценообразование”, "учреждение”, "предприниматели”, "атмосфера в коллективе” и т.п.

43. Специфика полемической статьи. Основные черты ее написания.

Полемическая статья появляется в прессе во время возникновения спора по каким-либо значимым для жизни общества вопросам. В большинстве СМИ «пик» полемической активности - всевозможные избирательные кампаний. Повод публикации - выступление политических оппонентов, представителей «чужой» научной школы, задевающие каким-то образом интересы автора, его издания, выражающее оценки, представления, выводы, предложения, с которыми автор этой статьи, это издание согласиться не могут.

Цель двоякая. Автор, с 1й стороны, обосновывает свою т. зр. по данной проблеме и приводит аргументы, подкрепляющие ее. А с др. стороны, он же старается опровергнуть мнение оппозиции. Это отражается на содержании приводимых им фактов, примеров и, конечно, на логической структуре статьи.

Используемые факты подбираются так, что они лишь подтверждают позицию автора. Он не может себе позволить, в отличие от авторов общеисслед. и практико-аналитич. статьи, приводить факты, которые противоречат его тезисам. Принципиальное требование— отсутствие в статье противоречивых высказываний. Значительную роль играет и «содержание» факта, то есть то, является ли журналистский факт действительно фактом, или же за этим понятием стоит мнение, предположение, оценка. ФАКТ в журналистике — это твердое знание о том, что реально существует («имеет место быть») в мире. ОЦЕНКА — это отношение к факту, то есть утверждение о том, насколько хорошо или плохо его существование для нас или кого-то другого. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ — это неясное знание о том, существует ли факт или нет, или же каково его значение для кого-то (его ценность). МНЕНИЕ может включать как фактические данные, так и предположения разного рода.

Осознавая цель, автор формирует своеобразную логическую структуру полемического выступления на базе доказательного рассуждения, включающего в себя аргументацию в пользу главного тезиса автора выступления и опровержение тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в выступлении оппонента. Это обязательно должно быть дополнено знанием и следованием основным законам, которые присущи культурному полемическому общению людей с помощью СМИ.

Такие законы —совокупность требований, способствующих поиску истины полемистами. Ориентация на такой поиск — исходное, базовое положение, которое они обязательно должны иметь в виду. Если нет желания или умения искать истину в публичной полемике, то нет и смысла начинать. Законы спора, представляемого журналистом на суд аудитории, вырастают из выработанных норм логики, требований морали и права.

44. Специфика публицистического обозрения как исследовательско-аналитического текста.

Обозрение - это одновременное наблюдение, анализ и выявление сущности событий, процессов, явлений общественной жизни. Главный, определяющий признак обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. И, соответственно, его предметом становятся общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, а также идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.

Здесь важна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Поэтому публицистические обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет. Обозреватель прежде всего вскрывает суть происходящих в обществе процессов, сложившихся ситуаций, возникших проблем, прослеживая совокупность фактов, объединенных временем и пространством. И при этом ценность для него представляют не сами по себе события, явления, процессы, ситуации, а их симптоматичность для современных социальных отношений.

Обозреватель обращается к фактам как к непосредственно взятым из окружающей действительности, так и к отраженным в произведениях литературы, искусства и науки. Поэтому среди тематических видов обозрения есть экономические, международные, спортивные, литературные, театральные, научные, кинообозрения и многие, многие другие. Нет такой отрасли человеческой деятельности, которую бы обошел вниманием этот жанр.

Но возникает необходимость и более широкого, панорамного освещения развития событий за определенный отрезок времени. Такие обозрения называют общими. В них прослеживается динамика развития событий, анализируется их ход, делаются широкие обобщения.

Понятно, что обозреватель работает постоянно, а не только тогда, когда готовит конкретный текст. Он беспрерывно следит за событиями, происходящими в интересующей его сфере, накапливая фактический материал. Одни факты заставляют его создавать оперативные тематические обзоры, по горячим следам, другие становятся материалом для менее оперативных аналитических общих обзоров. Для того, чтобы отслеживать ход событий, обозреватель заводит картотеки и досье - тематические, персонифицированные, региональные и прочие.

В каждом из отложенных в досье фактов есть множество различных граней и оттенков. Поэтому обозреватель откладывает их в необработанном виде, так, как они к нему поступили. Его задача - в каждом конкретном случае выделить, подчеркнуть нужную в данном обзоре грань факта, выделить нужный смысл, чтобы затем включить добытую информацию в панораму событий, публицистически оттенив.

Выявить внутренние связи фактов, явлений, событий, процессов журналист сможет только в процессе работы над конкретным материалом. Обозреватель, анализируя и синтезируя известные ему факты, уподобляется ученому, исследующему социальные явления, но, опираясь на добытый материал, создает публицистическое, а не научное исследование. Он интерпретирует факты с позиции их актуальности для сегодняшней общественной жизни, а отнюдь не постигает объективные закономерности развития.

Журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятельность как представитель, выразитель, защитник интересов и ценностей определенной социальной группы. Вот почему ему чрезвычайно важно понять соотношение личного, социально-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях. Обозреватель должен подняться над рассматриваемыми процессами, решая для себя проблему точности и полноты фактов, верности их трактовки, аргументированности и убедительности выводов.

Добиться объективности подхода к созданию обзора еще более сложно, чем добиться правдивости сообщаемых фактов. Возникают ошибки как на уровне отбора фактов, так и на уровне их интерпретации. Журналист заранее знает "ответ" и подгоняет к нему "решение". Передавая мгновения текущей истории, рассматривая развивающиеся, незавершенные события, чрезвычайно сложно вскрыть их глубинные причины, показать существенные связи одних событий с другими, определить возможные последствия происходящего. Обозреватель пытается представить читателю мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки, чтобы сформировать у него объективную картину мира.

Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, адаптация их к массовому восприятию - все это важнейшие качества обозревателя, необходимые в повседневной работе. Вот почему становится все больше и больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в различных областях человеческого познания.

Идя от явления к сущности, обозреватель подводит аудиторию к определенной идее. И здесь ему помогают выразительные примеры, детали, придающие тексту наглядно-конкретный характер. В отличие от автора статьи, опирающегося на логические доводы, обозреватель аргументами, самими фактами убеждает читателя в верности умозаключения и даже подталкивает его к тому, чтобы он сам сделал окончательный вывод, совпадающий с мнением обозревателя.

Лексический состав обозрения количественно неограничен, незамкнут. Здесь и межстилевая лексика, и тематическая, определяемая темой обозрения, и слова, в разной степени приближающиеся к основным разрядам внутристилевой лексики. Критерием отбора для журналиста служит способность слова выражать оценку, его актуально- или потенциально-оценочные свойства. Однако обозреватель часто попадает в плен к иноязычной лексике. Между тем, заимствования не всегда и не сразу становятся достоянием широкой читательской аудитории. Поэтому журналист должен либо подыскать соответствующий русский синоним, либо растолковать значение употребляемого слова прямо в тексте. Это необходимо сделать еще и потому, что иноязычная лексика, попадая в русский язык, зачастую утрачивает эмоциональный ореол, становится стилистически нейтральной, холодноватой.

Выгодность русского синонима в ясности его внутренней, смысловой структуры и в широте семантических связей, обусловленных этой структурой. Обозреватель, опираясь на научную документацию, не всегда утруждает себя поиском соответствующих синонимов, трудом адаптации добытой информации к языку массовой аудитории.

45. Видовое разнообразие публицистического обозрения и основные черты его написания.

Обозрение — аналитический жанр, который знакомит читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц).

Обозрение может быть посвящено не только внутренним темам, но и международным. Главное назначение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.

Рассмотрение и интерпретация фактов происходит при обозрении элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Событие исследуется для выявления тенденций. Воссоздается панорама происшедших событий. В обозрении фиксируется социальное время. Журналист выполняет сверхзадачу — открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект «наглядности», что помогает читателям увидеть связь фактов и мнений.

В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий, ситуаций, процессов и составляет предмет публицистического обозрения. Журналист должен обладать эрудицией, интуицией, знаниями в области политики, экономики, культуры; иметь богатейший фактический материал.

Существует несколько видов обозрения — журнальное, газетное, книжное, кинообозрение, радиообозрение, телеобозрение.

По содержательному признаку обозрение классифицируется на общее и тематическое.

По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение.

В обозрении важны группировка фактов, выявление концепции, определение формы и содержания; диалектическая взаимосвязь реальных фактов, событий, процессов, взятых из объективной действительности. Ценностное содержание обозрения включает идеологическую оценку, научный и экспертный комментарий.

Наиболее популярен тематический вид обозрения. К нему относят следующие модификации:

- экономическое обозрение;

- коммерческое обозрение;

- научное обозрение;

- внутреннее обозрение;

- внешнеполитическое обозрение;

- международное, иностранное обозрение.

46. Своеобразие черт публицистического письма. Основные черты его публицистической реализации.

Письмо не следует путать с почтой, приходящей в редакцию от аудитории. Как специфический жанр периодики оно встречается нечасто, его появление, как правило, бывает вызвано остротой проблем, требующих немедленного разрешения. В этом смысле о письме надо говорить как о жанре оперативно-исследовательском, хотя его формальная оперативность заметно ослаблена тем, что излагаемые в нем факты чаще всего уже стали достоянием гласности. В то же время письмо – остропублицистический жанр, ибо предлагает аудитории личностно окрашенную точку зрения, требующую ответной реакции. Жанровое своеобразие письма характеризуется следующими признаками:

• в тексте отчетливо прослеживается коммуникативная цепочка: автор – проблема – адресат. Персональная адресность письма в сочетании с его проблемностью делает послание максимально актуализированным;

• ядром текста служит проблема, требующая немедленного разрешения;

• явственно просматриваются как личность адресата, так и личность автора (ссылки на факты собственной биографии, упоминание эпизодов из жизни адресата и т.д.);

• материал строится по принципам «мягкой аргументации»: в нем взвешиваются «за» и «против», текст представляет собой доверительный (хотя и публичный) разговор с адресатом.

Таким образом, существенным природообразующим компонентом письма является его жесткая структура, предполагающая обсуждение проблемы автором и адресатом как бы в присутствии аудитории. При этом акцент в повествовании легко переносится с авторского восприятия проблемы на описание самой ситуации или на личность адресата. Отсюда различные стилевые интонации, закрепленные в тексте: интимный диалог, монолог, ораторское выступление. Письмо – эпистолярный жанр публицистики, в форме публичного обращения к конкретному лицу или коллективу поднимающий актуальные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.

От характера аудитории письма делят на:

• письма, адресованные конкретным личностям и письма (открытые письма): руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.п.

• адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом (безадресные письма): гражданам своей страны, народу, соц. группе и т.п.

47. Суть исследовательско-образной группы публицистических текстов.

Один из парадоксов современной отечественной публицистики – широкое распространение приемов образного письма при одновременном заметном угнетении тех жанров, для которых метод образного познания действительности является определяющим, – очерка, фельетона, памфлета. Социологическими причинами объяснить отсутствие бывших «грандов» газетных полос нетрудно. Очерк прежних десятилетий скомпрометировал себя очевидной «лакокрасочностью» – герои не то чтобы были выдуманы, но им, реальным людям, придавались такие черты, которые в массовом сознании не существовали. Жизнь советского человека трактовалась как движение от подвига к подвигу. «В жизни всегда есть место подвигу» – этот крылатый афоризм Максима Горького оплодотворял всю отечественную очеркистику 1920-х – 70-х гг. Поэтому персонажи очерков избирались, как правило, из числа героических личностей, да еще приподнимались при этом на котурны: миру в качестве действующего лица истории предъявлялась икона. Труд, переставший быть «делом чести, делом славы, доблести и геройства» (по формуле советских времен), отодвинул на второй план и героя-труженика.

Почти исчез с газетной полосы и фельетон: гласность и свобода печати сделали ненужным комическое иносказание – можно напрямую обличать любую государственную персону и вводить в публичный оборот любой отрицательный факт. Фельетон оказался неконкурентоспособен рядом с жанрами новостной и комментаторской публицистики– критической заметкой, статьей, корреспонденцией, колонкой. В эпоху тотальной социальной критики, в эпоху очевидного социально-нравственного и политико-экономического неблагополучия смеяться не хочется. Отпадает потребность утрировать ее изображение средствами сатирической публицистики. Есть еще одно обстоятельство, убравшее с жанровой арены художественно-публицистические тексты. Гипердинамический стиль работы нынешних СМИ (как в музыке – «Быстро! Быстрее! Еще быстрее!») не побуждает авторов к кропотливой работе над образами.

ЖАНРОВУЮ ПРИРОДУ ОЧЕРКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРИЕДИНСТВО - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ (научное), ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ.

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации –собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.

Эссе. «Содержание моей книги – я сам», – написал М. Монтень в своих знаменитых «Опытах». Так родился жанр эссе, в основе которого лежит постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом эссе является, таким образом, процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Эссе соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас – это одновременно и наш внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста – это отражение чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится не среда, увиденная глазами субъекта высказывания, а сам субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью – предметная основа текста.

Как достигается эта цель? Эссе – это не просто персонификация повествования, это максимальное раскрытие личностного начала в тексте, создание психологически достоверного образа повествователя.

48. Очерк в его различных модификациях как наиболее эффективный исследовательско-образный публицистический текст.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Как и все художественно-публицистические жанры, очерк относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым его особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт всегда переосмысляется в образ. Если в художественном произведении творец, создавая художественный образ, полагается на художественный вымысел, то публицисты такую вольность допустить не могут, так как в основе любого публицистического образа всегда лежат документальные факты. И все же, как и в художественных произведениях, мир, отраженный в публицистике, принципиально отличается от мира реального.

Данная целостность проистекает из особого способа отображения действительности. В творческом процессе по созданию публицистического образа выделяются две стороны познавательной деятельности: чувственное и рациональное отражение действительности. Если в первом случае журналист оперирует наглядными образами, которые возникают в результате непосредственного наблюдения, то во втором – логическими понятиями и суждениями. В очерке большую роль играет авторское Я. Именно авторское я, максимально приближенное к читателю, создает эффект ПОДЛИННОСТИ, ДОСТОВЕРНОСТИ изображения повествования.

Теоретики выделяют несколько типов авторов: 1)автор-исследователь (его цель - изучить, обсудить, прокомментировать, сделать выводы, дать оценку, обобщить); 2)автор-свидетель (информирует, описывает, рассказывает); 3)автор-лирический герой (выражение своего Я, повышенное внимание к собственным эмоциям).

Сюжет и композиция – это элементы, которые держат читателя в напряжении.

Основные виды очерков.

1.Портретный. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Важна типизация героя. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. В очерке должен быть элемент движения. Описание – демонстрация характера героя. Отображение существенных моментов жизни (драматичная, неординарная). 2.Путевой. Представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия. Сюжет в очерке авантюрный (приключенческий) либо отражает последовательность событий (из всех событий автор выбирает наиболее показательные). Главное условие - динамичная форма, которая позволить читателю почувствовать все напряжение путешествия и сделает его тем самым «соучастником» журналистской командировки, поиска. Журналистское Я реализуется в комментарии.

3.Проблемный. Предметом отображения является проблемная ситуация. Проблема выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Журналист должен осмыслить суть происходящего, для этого он приводит всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы.

Основными художественными элементами очерка принято считать:

1.Пейзаж. В путевых очерках пейзаж необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т.д. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного ср-ва в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей и т.д.

2. Деталь в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

3. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств

49. Суть подходов к написанию проблемного (событийного) очерка.

Предметом отображения в очерках такого типа выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причина такого сходства- доминирование в ходе отображения проблемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения. Это предопределяет многие черты выступления, независимо от того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.

Проблемный очерк всегда можно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в п.о. развитие проблемной ситуации никогда не представляется, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. В очерке – это обычное дело, в то время как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем очерке.

50. Суть подходов к написанию портретного очерка.

Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации-дать аудитории определенное представление о герое выступления.Журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования.Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, помогает ей ориентироваться в этом мире,корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Важно–как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них?Это называется показом или раскрытием характера героя.В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации.Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером.Так можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств. (если этого обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала).Но можно например, эффектно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е. включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и т.д. НО!Портретный очерк-это не ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний действий героя и тем более не биографию героя(Создать хороший портретный очерк, не обращаясь к духовной, нравственной стороне личности героя, вряд ли возможно).Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Пример – портретные очерки М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно <

Наши рекомендации