Глава 5. Умение учиться — профессиональное качество веб-журналиста

Перед веб-журналистом помимо выполнения своих непосредст­венных обязанностей стоит задача постоянного самосовершенст­вования в различных сферах, но главное — в технологиях интернета. Помочь ему в этом может сам интернет.

Интернет действительно способен удовлетворить практически любые образовательные запросы. Если у вас появился вопрос отно­сительно какого-то нового устройства или программного средства, то маловероятно, что этот вопрос возник только у вас. Скорее всего этот вопрос уже обсуждается на конференциях интернета или же присут­ствует в разделах FAQ (часто задаваемые вопросы). Так что вам оста­ется только найти эти информационные ресурсы. Чаще всего, двига­ясь таким путем, можно быстро получить ответ. Если найти его не удается, то либо вопрос поставлен некорректно, либо вы действи­тельно обратили внимание на что-то новое, и тем ценнее будет для всех обсуждение вашего вопроса в соответствующих конференциях. Кроме того, у вас, как правило, есть возможность обратиться непо­средственно к разработчикам техники и программ, найти и скачать посвященные данной теме руководства, учебные пособия, статьи и т.п. А также записаться на курсы, пройти тестирование и даже полу­чить сертификат в интересующей вас области.

Советами по самообучению с помощью средств интернета будет легко воспользоваться, если у вас не вызывает трудностей работа с информацией, представленной в форме гипертекста. То есть не вы­зывают отторжения следующие уже рассмотренные нами характеро­логические свойства гипертекста:

• неопределенность, нелинейность, разрывность переходов;

• фрагментарность и клиповость;

• деканонизация ветхих ценностей и их профанация;

• серфинг по поверхности информационного мира вместо углубленного погружения в него;

• игровая реальность;

• всеобщий плюрализм.

5. Умение учиться как профессиональное качество веб-журналиста

Кроме того, современная культурная традиция работы с текстом носит в основном книжный характер. Непросто научиться воспри­нимать объемный в своей основе гипертекст тем, кто всю жизнь учился в линейном пространстве методом «от простого — к сложно­му», «от общего — к частному». Поэтому гипертекст требует извест­ных усилий по адаптации своего мышления к структуре интернета.

Для начала вновь вернемся к краткому знакомству с HTML. Ре­комендуем найти в сети то руководство по HTML, которое вам больше понравится. Их диапазон начинается от «HTML для чайни­ков» или «HTML за пять минут» до спецификаций языка HTML.

HTML-код страницы — это то, что вы увидите, если попросите браузер вам его показать, или то, что откроется вам при попытках редактирования страницы с помощью текстового редактора, напри­мер блокнота.

Пример самого простого гипертекстового документа:

<ТITLE>Пример HTML документа</ТITLE>

<Н1> Заголовок перврго уровня</Н1>

<Р>Добро пожаловать в Internet! </P>

В примере использованы следующие термины гипертекста (так называемые тэги):

<TITLE> — тэг, использующийся для определения заго­ловка;

<Н1> — тэг заголовка первого уровня;

<P> — тэг параграфа.

В языке описания гипертекстовых документов все тэги парные. В конечном тэге присутствует слэш (/), который сообщает обозревате­лю о завершении. Не все тэги совместимы с обозревателями. Если обозреватель не понимает тэг, то он его просто пропускает.

Общая структура документа:

<html> — первый тэг документа;

<head>

Заголовок. Все, что находится в head, не отображается на экране, но информирует браузер о названии файла, описании, ключевых словах, кодировке, авторе и т.п. Все это оформляется с помощью так называемых метатэгов.

</head>

<body>

А здесь размещается уже содержание страницы, размеченной с помощью тэгов. </body>

</html> — последний тэг документа.

Все, что окажется после него, отображаться не будет. Текст в HTML размечается с помощью тэгов и их атрибутов.

Например, запись:

<р class=«text» etyle=«word-spacing: 7; text-align: center; line-height: 200%; margin-left: 6%; margin-top: 23px; margin-bottom: 6px»>

определяет параметры форматирования абзаца: отступы, расстояние между словами, межстрочный интервал, выравнивание и т.п.

Особо следует остановиться на организации ссылок.

HTML позволяет вам связать текст или картинку с другими ги­пертекстовыми документами. Текст, как правило, выделяется цветом или оформляется подчеркиванием.

Для этого используется тэг <А>. После буквы А должен стоять пробел.

Запись выглядит примерно так:

<А HREF=«begin.html»>Bпepeд</A>

Здесь слово «Вперед» ссылается на документ begin.html, находя­щийся в той же директории, что и исходная страница.

Если документ, формирующий ссылку, находится в другой ди­ректории, то подобная ссылка называется относительной:

<А HREF=«01/begin.html»>Bперед</A>

Файл begin.html находится в нижней относительно исходного файла директории.

<А HREF=«../begin.html»>Bперед</A>

Файл begin.html находится во внешней относительно исходного файла директории.

<А HREF=«http://www.s.ru/begin.html»>Bперед</A>

Файл begin.html находится в интернете на сайте www.s.ru.

Общий шлюзовой интерфейс и формы HTML. Общий шлюзовойинтерфейс (Common Gateway Interface) позволяет работать с данны­ми веб-сервера в интерактивном режиме. Веб-сервер через CGI за­пускает поисковую программу и пересылает обработанные данные назад. Сама программа CGI хранится в каталоге CGI-BIN. Это озна­чает, что файл из каталога CGI-BIN — всегда исполняемый файл. Если CGI-программа, например, взаимодействует с системой управ­ления базой данных, то пользователь может получать некоторую ин­тересующую его информацию в интерактивном режиме.

CGI-программы создаются посредством CGI. Код программы пишется, как правило, на языке описания сценариев Perl. Perl явля­ется интерпретируемым языком, интерпретатор которого соответст­вует операционной системе. Передача данных от сервера к програм­ме CGI осуществляется сервером через командную строку и пере­менные окружения. Таким образом, сервер через общий шлюзовой интерфейс запускает программу CGI и пересылает ей вводимые пользователем данные. Сами данные вводятся через так называемые формы HTML.

Форма представляет собой гипертекстовую страницу с одним или несколькими полями данных и специальной кнопкой для передачи введенной информации.

Как и код любого гипертекстового документа, код формы начи­нается с тэга

FORM ACTION = /CGI-BIN/begin.PL и заканчивается тэгом /FORM. ACTION.

Аргумент ACTION — это URL программы CGI, т.е. /CGI-BIN/begin.PL.

METHOD — метод, используемый для запроса данных. Этот па­раметр задает режим передачи данных из формы в программу CGI. Основные режимы передачи — GET, HEAD и POST. Программа CGI должна поддерживать один из этих режимов, иначе обработки дан­ных не произойдет.

В режиме GET данные входят через URL в строку запроса. На­пример, если программа обработки данных begin.PL лежит в каталоге CGI-BIN, то запрос HTML пойдет на сервер через ACTION следую­щим образом:

FORM ACTION=/CGI-BIN/begin.PL METHOD=GET

Теперь сервер знает, где находится программа begin. PL, поэтому он ее запустит в режиме GET. Программы CGI получают данные от переменных окружения и посылают выходные данные через общий шлюзовой интерфейс обратно пользователю. Например, после ввода тэга A HREF=begin.html на сервер пойдет запрос GET /begin.html. За­головок GET определяет получение документа begin.html в корневом каталоге сервера.

Наши рекомендации