Часть V. Технология и ещё раз технология


• Глава 1. Рабочее место веб-журналиста
• Глава 2. Программное обеспечение для веб-журналиста
• Глава 3. Редакция веб-издания — основные инструменты
• Глава 4. О чём нужно спрашивать провайдера
• Глава 5. Умение учиться — профессиональное качество веб-журналиста
• Глава 6. Проектирование структуры сайта
• Резюме
• Ключевые понятия
• Вопросы и задания

Тезисы

В тот момент, когда вы читаете этот текст, в информационном пространстве происходят процессы, превращающие ваше знание ин­тернета в рутину, делающие ваши умения ненужными, а навыки лишними. Интернет постоянно обновляется и каждому, кто работает с ним, требуется постоянно переучиваться.

Необходимо каждый раз учиться методам навигации, так как полная карта интернета не может быть построена в принципе.

Необходимо следить за технологическими изменениями в пред­ставлении знания, апробировать их и осваивать, формируя в себе универсальную методологию апробации и освоения. Только это по­зволит постоянно оставаться адекватным уровню развития интернет-технологий.

Необходимо учиться самостоятельно осуществлять модерниза­цию техники и программного обеспечения (ПО), а также осваивать методы быстрого обучения работе с новыми программами.

Глава 1. Рабочее место веб-журналиста

Что значит знать интернет

Рискуя быть обвиненными в навязывании прописных истин, мы про­должаем утверждать, что онлайновому журналисту недостаточно быть хорошим офлайновым журналистом, нужно еще кое-что.

Иными словами, прежде чем браться за веб-журналистику, нуж­но убедить себя в том, что:

• вы знаете интернет;

• вы умеете пользоваться им в целях решения своих задач;

• вы обладаете необходимыми навыками работы на компьютере и в сетях.

На первый взгляд узнать интернет и обрести умения и навыки пользователя достаточно просто, но это далеко не так. Хотя бы пото­му, что интернет постоянно обновляется и каждому, кто работает с ним, необходимо постоянно переучиваться.

Происходящие в интернете изменения можно сгруппировать сле­дующим образом.

1. Рождаются новые информационные ресурсы, исчезают или меняют структуру старые, т.е. ситуация напоминает Зону в «Сталкере», которая постоянно меняет свою топологию в зависимости от посетителей.

Это обусловливает необходимость каждый раз заново учиться ме­тодам навигации, так как полная карта интернета не может быть по­строена в принципе.

2. Появляются новые технологии представления знаний. Некоторые из них становятся модными и, как всякая мода, преходящими; некоторые, напротив, приобретают статус стандарта. Однако отделить одни от других заранее невозможно, так что надо осваивать и то и другое. Поэтому необходимо следить за технологическими изменениями в представлении знания, апробировать их и осваивать, постигая универсальную методологию апробации и освоения. Только это позволит постоянно оставаться адекватным уровню развития интернет-технологий.

3. Изменяются, совершенствуются и рождаются новые программные продукты, с новыми функциями и новыми интерфейсами. Причем эти новые программы требуют новой техники, более быстрой и более надеж­ной. Если учесть изменение технологических стандартов, адекватное аппа­ратурному и программному прогрессу, то становится понятной необходи­мость каждому специалисту (да и обыкновенному пользователю) постоян­но заботиться об обновлении аппаратурного парка и программ. Сегодня периодичность обновления (апгрейда) аппаратуры и связанного с ней про­граммного обеспечения уже меньше года. Это означает, что чаще, чем раз в год, на рабочем месте веб-журналиста должна происходить миниреволю-ция, заключающаяся в замене устаревшей техники и программного обес­печения, ее перенастройке и в переобучении работе с ней.

Поэтому необходимо учиться самостоятельно осуществлять мо­дернизацию техники и программного обеспечения, а также осваивать методы быстрого обучения работе с новыми программами.

Для того чтобы быть уверенными в своей способности решать эти задачи, надо постоянно поддерживать и совершенствовать свои навы­ки в этом. Причем учебники (и учебные курсы) могут помочь только на первом этапе обучения, так как они имеют свойство устаревать еще до того момента, как появляется замысел их написания.

Следовательно, основная ставка должна быть сделана на самообразо­вание, причем на самообразование в интернете. (О том, как использовать интернет в качестве учителя и тренера, подробно расскажем далее.)

Здесь же остановимся на описании минимального аппаратного ос­нащения и программного обеспечения рабочего места веб-журналиста.

Оборудование рабочего места

Оборудование выбирается исходя из следующих общих сообра­жений:

• достаточность для решения актуальных задач и задач, которые, вероятнее всего, появятся в ближайшем будущем;

• соответствие условиям работы и образу жизни;

• совместимость с имеющимся оборудованием и переносимость информации;

• соответствие современному уровню развития техники и возможность апгрейда;

• оптимальность отношения «цена/качество».

Анализ задач

На первом этапе следует определить класс задач, требующих ре­шения с помощью компьютерной техники.

Задачи веб-журналиста можно отнести в основном к достаточно типичным для большинства пользователей, и тем не менее здесь су­ществует своя специфика.

Работа веб-журналиста, как мы уже убедились, включает:

1) организацию коммуникаций и сбор информации;

2) приведение информации к удобному для архивации и анализа виду;

3) создание и публикацию в интернете результата работы с информацией, т.е. создание интерактивного информационного интернет-ресурса.

1. Организация коммуникаций и сбор информации (из всех доступных источников, в том числе и интернета) подразумевают наличие средств связи и сохранения информации в цифровом виде, т.е. наличие подключения к интернету, аппаратуры, поддерживающей подключение, а также цифровой фото- и видеокамеры, цифрового диктофона, сканера. Данные устройства относятся к периферийным. К персональному компьютеру при этом предъявляется требование иметь соответствую­щие порты и драйверы для возможности подключения этих устройств. Проблем, как правило, не возникает, если техника относится к одному поколению (примерно одного года выпуска).

2. Приведение информации к удобному для архивации и анализа виду подразумевает наличие персонального компьютера, снабженного устройствами для сохранения информации на внешних носителях (например, устройства записи на CD). Постоянная забота о сохранении данных (осуществление так называемого backup) должна стать привычной обязанностью пользователя. Только так можно гарантировать сохранение личного архива и наработанного материала от различных неприятностей, связанных с выходом из строя техники, заражением вирусами, программными сбоями, ошибками пользователя. Параметры этих устройств, естественно, задаются объемом ин­формации, которую нужно хранить.

3. Создание и публикация в интернете результатов работы подразумевают наличие ПК, подключенного к интернету и снабженного современным программным обеспечением. Здесь достаточно стандартные требования, так как речь идет о текстовых, графических и пока еще редких видеоредакторах. Текст и графику для Web вполне
можно обрабатывать и на машинах с 386 процессором, однако современное программное обеспечение на этих машинах работать не будет. Работа на старой технике — это проигрыш в скорости, качестве, возможностях и совместимости (масштабируемости), т.е. проигрыш в профессионализме.

При определении задач надо также учитывать те из них, которые могут появиться в будущем. Чаще всего это задачи, которые вы поручаете выполнять кому-то другому, так как вам кажется, что у вас нет времени на освоение методов их решения. Однако нередко больше времени уходит на объяснение работнику, что вы от него хотите по­лучить, чем на освоение технологии, с помощью которой все можно сделать самостоятельно.

Практически все то, что касается общения с Web на уровне поль­зователя: настройка персональной телекоммуникационной техники и программного обеспечения, поиск информации в интернете, под­готовка и разработка веб-страниц, публикация материалов, раскрут­ка своих ресурсов, доступно любому человеку, умеющему включать компьютер в розетку.

Наши рекомендации