Глава 4. Работа с экспертами
Поиск экспертов
Несложно заметить, что многие СМИ в пределах темы склонны обращаться к одному и тому же кругу экспертов. Иногда кажется, что тему финансов комментируют буквально четыре-пять аналитиков, а политическую ситуацию — десяток «штатных» политологов.
Но информационное поле позволяет журналистам находить эксклюзивных экспертов, имеющих на проблему свою, возможно, отличающуюся от официальной точку зрения.
К источникам, по которым возможен поиск экспертов, относятся следующие:
• пресса;
• материалы круглых столов, конференций, симпозиумов и пр.;
• документы, фиксирующие составы профильных комиссий и комитетов;
• экспертные аппараты органов власти и общественных организаций;
• редакции и научные советы профильных изданий;
• авторы специальных изданий, монографий и материалов в специальной периодике;
• рефераты диссертаций;
• эксперты по экспертам, т.е. устные рекомендации уже известных экспертов своим менее публичным коллегам;
• научно-популярные и публицистические передачи по ТВ. В них порой попадают уникальные и совершенно не публичные, т.е. не поддающиеся нахождению другими методами эксперты, например, представители военных и космических НИИ, закрытых медицинских лабораторий. Можно пытаться найти их через архивы телеканалов или через системы обмена телесюжетами.
Компетентность и публичность экспертов не всегда находятся в прямой зависимости. Но чем выше компетентность эксперта, тем ценнее его комментарии или аналитические обзоры. Но действительно компетентных экспертов иногда сложно привлечь к сотрудничеству со СМИ, тем более сетевыми. В России многие вполне компетентные специалисты в своей области все еще не адаптировались к сетевым коммуникациям и попросту плохо представляют, что такое интернет и как может существовать нематериализованное в привычной форме СМИ. Реакция эксперта на предложение сотрудничества с сетевым СМИ определяет дальнейшую форму его общения с журналистом.
Коммуникация с экспертами
Эксперт может дать журналисту интервью, краткий комментарий, принять участие в организуемой СМИ дискуссии или другом публичном мероприятии, снабдить журналиста специально подготовленным авторским аналитическим материалом на нужную тему или информацией об отдельных фактах и наблюдениях.
Современные средства связи позволяют связаться с любым экспертом в любой географической точке и в любое нужное время и при необходимости превратить эксперта в компетентного репортера и комментатора-очевидца.
Онлайновые методы работы предполагают следующие формы общения с экспертами:
• телеконференции в режиме реального времени;
• интервью по электронной почте;
• общение через ICQ или аналогичные коммуникационные системы;
• публичная дискуссия в форуме или в сетевых СМИ, построенных по принципу форума.
Дискуссия в форуме или в сетевых СМИ может привлечь ранее не работавшего с сетью эксперта к новой среде профессионального общения и сделать его постоянным поставщиком информации для издания. По такому принципу построен, например, сайт Kreml.org, где эксперты в произвольной форме обсуждают наиболее актуальные вопросы политики и экономики России. Выбор вопросов для дискуссий диктует редакция сайта.
Чаты и форумы — вполне удобные источники мнений независимых экспертов разной степени компетентности. Важно, что участники таких форм коммуникации на общение настроены заранее и фактически заявляют о своей публичности.
Глава 5. Планирование поиска и точки отсчёта при поисковых задачах
Общее планирование поиска
Планирование поиска укладывается в формулу:
ЧТО ищем, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО (КАК) ищем, ГДЕ ищем.
ЧТО ищем. Чтобы спланировать поиск, следует прежде всего определить объект, сформулировать, о чем (или о ком) необходимо найти информацию — о компании, организации, человеке или группе лиц, о секторе рынка и т.д. Если однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным, то поиск следует разделить на задачи с разными объектами.
Например, если необходимо представить какую-то компанию, то полезными могут стать не только стандартные характеристики фирмы (данные об обороте, клиентах и пр.), но и сведения о связях ее первых лиц. И наоборот — физическое лицо можно охарактеризовать через компанию, которой оно владеет или в которой работает.
В планировании поиска также следует определить соотношение видов информации в поисковой задаче: какую часть ее составляют факты, нужны ли комментарии, аналитика, иллюстрации.
С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО (КАК) ищем. Единственно возможный ответ на этот вопрос для профессионального журналиста — при помощи логики, всеми доступными способами, используя программные продукты, инструменты баз данных, информацию от коллег и экспертов, телефоны, сканеры, факсы, карты, рекламные объявления, телепередачи, беседы в чатах, архивы, рассказы очевидцев, собственные личные связи и контакты друзей и коллег.
ГДЕ ищем. Круг источников диктует объект поиска и представление журналиста о том, где с большей вероятностью находится искомая информация. Напомним, что критерии выбора источников — актуальность, эксклюзивность и авторитетность.