Определение понятия «ВКР в форме медиапроекта» и его методическое обоснование
Министерство образования и науки РФ рекомендует выполнение выпускных квалификационных работ бакалавров по творческим специальностям в форме итоговых проектов. В данном пособии мы уточним представление о творческом медиапроекте будущих журналистов, рассмотрим разные виды и формы этих работ.
Очевидно, что в первую очередь необходимо дать определение проекта вообще и медиапроекта как итоговой работы бакалавра по направлению «журналистика». Надо отметить, что изначально выпускные проекты (тогда их называли дипломными) предполагались только в технических вузах. Под ними подразумевались планы, расчеты сооружения, постройки, реконструкции чего-либо.
Сейчас значение слова «проект» расширилось: оно все чаще означает планирование и осуществление деятельности для достижения какого-либо практического результата в совершенно разных сферах. При этом авторами определений проекта могут подчеркиваться разные его особенности. Так, в конспекте лекций по дизайну проектов МГГУ имени М.А. Шолохова было дано следующее определение: «Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов». Принципиально важным в нем является ограничение во времени: выпускной проект должен быть завершен за месяц до его защиты. Существенна также подчеркнутая новизна результатов проекта, его направленность на создание уникального продукта, что важно для любой творческой работы. С другой стороны, данное определение не отражает всей специфики проекта в области журналистики, являющегося одной из разновидностей медиапроекта.
Термин «медиапроект» сейчас широко используется в СМИ, в рекламе и связях с общественностью, в педагогике. Естественно, разные сферы функционирования подразумевают различия в содержании, вкладываемом в это понятие. Например, М.В. Соколов, рассматривая медиапроект как средство саморазвития будущих педагогов, определяет его как «деятельность, организованную на основе средств электронных медиа, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности»[1]. Здесь проявляется некоторое сужение понятия. Во-первых, оно привязано исключительно к электронным медиа (мы понимаем медиа шире, что позволяет включать в число медиапроектов и те, что ориентированы на традиционные СМИ, на печатные издания, другие виды медиа). Во-вторых, данное определение предполагает исключительно коллективные проекты (направленные на достижение совместного результата деятельности), в то время как журналистский медиапроект может быть и индивидуальным.
В виду отсутствия единого и достаточно четкого определения понятия «медиапроект» мы обратились к выпускникам бакалавриата, работавшим над итоговыми медиапроектами, с предложением сформулировать данное определение. Было получено 23 ответа, что позволило выявить те стороны и свойства медиапроектов, которые оказались наиболее важны для будущих журналистов. При этом следует подчеркнуть, что речь идет о медиапроекте как выпускной квалификационной работе. При максимальной приближенности к реальности, все же деятельность студентов по разработке, созданию и реализации медиапроектов носит одновременно обучающий и тестирующий характер. Это были для большинства студентов и первый опыт самостоятельной работы полного цикла в области массмедиа, и проверка знаний и навыков, полученных в ходе всего периода обучения.
По итогам анкетирования выпускники 2015 года, как наиболее существенные в процессе создания медиапроекта, отметили следующие положения.
Создание законченного, целостного продукта, что позволяет освоить весь процесс его создания, от планирования и предварительных исследований до продвижения в СМИ. Для многих важно также, что данный продукт они могут использовать в своем портфолио при поиске работы.
Создание мультимедийного продукта, подразумевающее использование современных технологий. Это говорит и об интересе студентов к новым технологиям, и об осознании того, что в современных условиях никакая журналистская деятельность, в том числе и подготовка печатных изданий, невозможна без них.
Авторский, уникальный контент медиапроекта. Большинство студентов (14 из 23 опрошенных) считают свой проект в первую очередь творческим, что предполагает его направленность на создание чего-либо нового, ранее неизвестного или не существовавшего.
Журналистский, информационный характер продукта, хотя многие допускают его конвергентность, синтез журналистики с рекламой и связями с общественностью. Это свидетельствует о нацеленности на профессиональную деятельность, но и об открытости для других сфер массовой коммуникации.
Социальная ориентированность, социальная значимость медиапроекта подчеркивается большинством студентов, что говорит о понимании ими сущности своей профессии, ее роли в обществе, о желании этой роли соответствовать.
Выработка профессиональных навыковв ходе работы над проектом важна для большой части студентов, что отразилось и в определениях, и в ответах на вопросы анкеты (основной целью проекта было развить профессиональные навыки для 14 студентов и углубить знания в области медиа, журналистики для 6 студентов).
Необходимость исследовательской базы медиапроекта отметили всего три студента, при этом 12 указали на трудности в теоретической проработке темы. Возможно, это было связано с недостаточной определенностью направлений исследования, необходимого для подготовки проекта. В данном пособии мы уделили особое внимание этому аспекту работы.
Нацеленность на аудиторию отмечена студентами по-разному: как стремление привлечь ее, удивить, захватить, как желание оказать на нее эффективное воздействие средствами медиа, помочь ей лучше воспринимать информацию и т.д. Важно осознание того, что медиапроект адресован людям и должен учитывать их восприятие.
С другой стороны, нельзя не отметить и некоторые «перекосы» в представлениях студентов о медиапроекте. Большинство опрошенных было сфокусировано исключительно на медиапродукте, который является результатом медиапроекта, но не единственной его сутью. При этом многие исключали из своего определения планирование, предварительные исследования и продвижение медиапродукта, т.е. целые этапы работы над проектом. Во многих ответах на первый план выходили технологии, а не содержание и цели проекта.
В итоге медиапроект для бакалавров журналистики может быть описан совокупностью следующих определений:
Медиапроект – это ограниченный во времени процесс планирования, исследования, создания и продвижения медиапродукта в сфере массовых коммуникаций.
Медиапроект – это результат творческой деятельности в сфере медиа; творческий продукт, сочетающий в себе различные форматы медиа (картинки, звуки, видео, инфографику и т.п.) и реализованный посредством медиатехнологий.
Это проект, созданный индивидуально или группой участников, нацеленный на усовершенствование практических навыков в области медиа.
Это журналистский материал, который помогает решить социальные проблемы.
Это мультимедийный авторский проект, имеющий научный базис и эксплуатирующий возможности различных типов медиа в целях создания эффективного продукта (с точки зрения содержательной целостности и воздействия на аудиторию).
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что выпускной медиапроект – это имеющий научное обоснование мультимедийный авторский или коллективный проект, который носит образовательный характер и завершается созданием полноценного медиапродукта.